Коррекционно-развивающее занятие по теме "Секреты общения". 5-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 5


Цель: развитие коммуникативных компетенций младшего подростка.

Задачи:

  1. Создать условия для учащихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере.
  2. Научить навыкам позитивного общения учащихся.
  3. Формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений.
  4. Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать другого человека.
  5. Воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим товарищам.

Целевая группа: учащиеся 5-го класса в возрасте 11-12 лет.

Длительность занятия: 45-50 минут.

Место проведения: классная комната.

Методы: словесный, наглядный, игровой, практический.

Приемы: элементы тренинга групповой сплоченности, разминка, игры, коллективное обсуждение, разыгрывание и анализ конфликтных ситуаций, работа с карточками карточки, рефлексия.

Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.
  2. Пространство для активных упражнений, 2 больших стола для групповой работы, стулья по числу участников.
  3. Раздаточный материал: рабочие тетради, пустые бланки для практической работы, клей, листы бумаги, цветные карандаши, мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент

Дети проходят в класс и садятся на стульчики в круг.

1. Приветствие

Упражнение «Аплодисменты».

Цель: выработка ритуала приветствия, создание доброжелательной обстановки, установление контакта, развитие сплоченности группы.

Ребята, давайте поприветствуем друг друга так, как принято у нас в школе на занятиях по психологии. Давайте я начну, а вы продолжите. Это легко – я встаю и говорю: «Я хочу поприветствовать …(имя)» - и аплодирую этому человеку. Тот, кого я назвала, встает и так же приветствует следующего, любого из сидящих – ему мы хлопаем уже вдвоем и т.д. Человеку, которого назовут последним, достается не только приветствие, но и самые громкие аплодисменты!

2. Вводное слово ведущего.

Цель: информирование участников группы о целях занятия.

- Сегодня у нас с вами необычный урок общения. И задания, которые вы будете выполнять на этом уроке, тоже необычные. Мы будем много играть, разрешать разные ситуации, вместе выполнять интересные задания и все эти задания будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления.

Тема нашего занятия – «Секреты общения» и целью его станет узнать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, избегать конфликтов, лучше понимать друг друга.

II. Основная часть.

1. Разыгрывается ситуация общения. Таня, я хотела тебя спросить, с каким настроением ты пришла сегодня в школу, а какие оценки ты сегодня получила, а на каком уроке ты сегодня активно работала?

-Ребята, скажите, а что мы сейчас с Таней делали?

-Скажите, а всегда ли и со всеми людьми вы можете так пообщаться? А что нам иногда мешает общению с другими людьми?

-У меня на столе лежат разноцветные листочки, на которых написаны препятствия, которые мешают нам иногда общаться. Я предлагаю вам выбрать ту карточку, на которой написано то, что возможно именно вам иногда мешает общаться с другими людьми (Приложение 1.doc).

2. Игра «Перестройка»

Цель: развитие сплоченности группы, эмпатии и формирование мотивации групповой работы. Развитие навыков сотрудничества, вербального и невербального общения, умение слушать и слышать другого человека.

- Ну а теперь давайте поиграем в игру, которая нам поможет включиться в работу, сблизиться друг с другом, научиться сотрудничать, слушать и слышать своих товарищей по команде.

В этой игре присутствует и соревновательный момент. Но для начала игры нам надо разделиться на две группы, а для этого я приготовила вам новогодний сюрприз с пожеланиями, который прикреплен к спинкам ваших стульчиков, возьмите его в руки. У каждого из вас желтая или зеленая елочка или елочная игрушка. Вам необходимо объединиться в две группы по цвету (группа желтых и группа зеленых).

Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд.

- Вот первое задание: постройтесь по имени от самого длинного имени до самого короткого имени.

Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Итак, постройтесь по цвету волос: от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг другу!

И последнее задание, самое сложное: постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до самых низких (справа), но теперь вам предстоит это сделать с закрытыми глазами! Зато можно друг с другом разговаривать.

- Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями, даже самым сложным, быстро и правильно!

- Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?

- Какое задание было самым трудным. А почему было трудно общаться именно в этом задании? Какие чувства вы испытывали при выполнении этого задания? Что важно в общении с другими? Вам понравилась эта игра? Продолжим?

3. Решение конфликтных ситуаций.

Цель: профилактика конфликтного поведения младших подростков.

- Но для начала надо опять разделиться на две группы и опять нам в этом поможет мой подарок. У каждого из вас есть желтая или зеленая елочка или елочная игрушка. Вам необходимо объединиться в две группы по фигурке (группа елочек и группа новогодних шаров). Займите свои места за столами.

- Я хочу вам рассказать об одной ситуации, которую я однажды увидела на перемене, два мальчика Саша и Игорь, поссорились. А случилось вот какая неприятная ситуация. Давайте посмотрим на экран. Я попрошу Диму и Вику зачитать её вслух (Приложение 5.ppt).

- Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята, и вот такая невинная просьба одолжить ручку привела их к ссоре и обиде друг на друга.

- Да, действительно. Во-первых, просьба выглядит как приказ, Саша забыл о вежливости. Во-вторых, вместо обращения по имени, используется фраза «Эй». Да, конечно, друг обидится, если вы будете к нему так обращаться. Какое чувство испытывал мальчик к которому так обратились с просьбой.

А сейчас, я предлагаю разделиться на две группы и исправить ошибки, которые привели ребят к ссоре. Первая группа будет выступать от имени Саши, которому нужна ручка. А вторая группа будет выступать от имени Игоря, у которого нет запасной ручки и он должен отказать в этой просьбе Саше. У каждой группы есть картинки, в которые вам надо вписать исправленные ошибки в разговоре ребят (Приложение 3.doc).

- Молодцы ребята! Вы правило исправили все ошибки ребят! (Приложение 6.ppt). А как будут чувствовать в новой ситуации эти мальчики?

Я вспомнила еще одну неприятную ситуацию, которую я увидела в школе. Друзья поругались и наговорили много обидных слов. А произошло вот что, Женя одолжил у своего друга Никиты новый диск с игрой, а вернул его поцарапанным. Предлагаю вам посмотрим на экран. (Приложение 7.ppt). Саша и Катя прочитайте вслух.

- Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята. Что чувствовали мальчики в этой ситуации.

- Наверно подобная ситуация знакома каждому. Одолжили у вас вещь и потеряли или вернули испорченную. Обещали что-то сделать и забыли. Ребята, скажите, пожалуйста, что нужно было в первую очередь сделать в подобной ситуации Жене? (Извиниться).

- Да, очень важно услышать от другого человека, что он осознает свою вину.

- Исправьте ошибки, которые привели ребят к ссоре. Первая группа будет выступать от имени Жени, который возвращает поцарапанный диск. А вторая группа будет выступать от имени Никиты (Приложение 4.doc).

- Молодцы ребята! Вы правило исправили все ошибки ребят! (Приложение 8.ppt). А как будут чувствовать в новой ситуации эти мальчики, какие отношения будут между этими мальчиками.

- Скажите ребята, о каких секретах общения мы сегодня узнали с вами или вспомнили.

- А как вы думаете, они помогут нам сделать наше общение с товарищами приятным.

- Да действительно, каждому приятно, когда к нему обращаются вежливо и по имени. Нужно уметь извиняться. Не нужно ссориться и ругаться, и конечно нужно учиться договариваться.

- Я хочу вам сделать подарок, на цветных листочках я написала «секреты общения» (Приложение 2.doc), которые помогут вам быть хорошим собеседников и сделают ваше общение с товарищами приятным. Давайте их вклеим в наши тетрадки.

4. Игра «Комплименты»

Цель: развитие навыков позитивного общения учащихся.

- Ну а теперь давайте поиграем в игру «Комплименты». Я предлагаю вам сделать друг другу комплимент. Я начну, а вы продолжите. Я называю чье-либо имя и кидаю этому человеку мячик и говорю комплимент, например, Маша, ты очень добрая! Поймавший мяч должен сказать спасибо, кинуть мяч другому, назвать имя другого и сделать ему комплимент. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не получит комплимент. Мяч должен побывать у каждого только один раз.

- Ребят вам приятно было получить комплимент. А что вам было приятнее дарить комплимент или принимать комплимент. Продолжим наше приятное общение?

5. Игра «Рисуем не договариваясь».

Цель: развитие навыков взаимодействия, умения чувствовать своего партнера по работе.

- Вам необходимо достать по одному карандашу. А сейчас я предлагаю разделиться на пары по цвету, найдите пару своему карандашу. Найдите удобное вам место для рисования. Я предлагаю сейчас каждой паре нарисовать картину на любую тему. Но рисовать вы будете молча. А потом мы все вместе рассмотрим картины, которые у вас получились.

- Предлагаю разместить ваши картины в картинной галерее и рассмотреть их, а художники своей картины расскажут, что они нарисовали.

- У вас получились замечательные картины!

- Ребята, что вы чувствовали, когда рисовали вдвоем свою картину? Вам было трудно или легко её рисовать? Что мешало вам в рисовании ваших картин? Спасибо вам за работу!

III. Заключение.

Рефлексия.

Цель: развитие навыков саморефлексии. Обмен чувствами, впечатлениями, мнениями каждого участника группы относительно совместной деятельности. Выявление затруднений, с которыми столкнулись участники в ходе взаимодействия.

- Вот и подошло наше общение к концу. Понравилось ли вам наше общение, что особенно понравилось? Мы с вами целый час приятно общались и со всем забыли про наши препятствия, которые нам иногда мешают при общении с людьми. Предлагаю посмотреть на них, может мы сегодня справились с ними? Если кто-то справился или теперь знает, как с ними справляться, то предлагаю избавиться от них, сейчас мы их порвем и выбросим.

Ритуал завершения.

- А сейчас я предлагаю поблагодарить друг друга за приятное общение. Я начну, а вы продолжите. Кидая мячик участнику, обращаемся со словами «……..мне приятно было сегодня с тобой общаться! В ответ сказать: «Спасибо ….., мне тоже!»

- Ребята, мне приятно было с вами общаться и вы мне подарили хорошее настроение на целый день, даже на целую неделю. Мне бы очень хотелось узнать с каким настроением вы уходите с занятия. Выберите рожицу вашего настроения и повесьте её на новогоднюю елочку. С наступающим новым годом! До новых встреч на наших занятиях!