Тип урока: применение знаний, умений и навыков.
Форма урока: экономическая игра «Биржа знаний».
Цели:
- Закрепление и совершенствование ЗУН по данной теме, подготовка к контрольной работе.
- Знакомство с работой фондовой биржи, «участие» в ее работе.
- Развитие познавательного интереса к предмету.
- Воспитание самостоятельности, критического отношения к себе.
Задачи:
- Оценить уровень сложности практических заданий (будет ли контрольная работа дифференцированной, общей или индивидуальной).
- Снять стрессовую напряженность, связанную с предстоящей контрольной работой (учащиеся будут знать, какой материал вынесен на контроль, какие вопросы им нужно доработать).
- Помочь учащимся в организации работы фондовой биржи.
Методические приемы:
- Взаимотренаж (устный опрос, работа парами).
- Фронтальная беседа.
- Фронтальная индивидуальная беседа.
- Самооценка, взаимооценка.
- Самостоятельная работа.
- Работа с таблицей.
- Работа группами.
- Визуальный контроль учителя.
Оборудование и наглядности: ПК, бейджики для трейдеров и клерков, «таланты» – игровая валюта, карточки на 2 варианта (взаимотренаж), карточки-акции, таблица о купле-продажи, карточки для группового задания, индивидуальная карта.
Ход занятия
I. Организационный этап.
1. Сообщение темы и целей.
– На этом уроке мы завершаем изучение темы: «Организация ветвления», на следующем уроке вам предстоит контрольная работа по данной теме. И поэтому, цель занятия: закрепить изученный материал, разобраться в непонятных вопросах и оценить свои знания. Занятия пройдет в форме экономической игры, а играть мы будем в фондовую биржу.
2. Занятие пройдет по следующему плану:
- повторение теоретических знаний по теме;
- применение этих знаний на практике в работе биржи;
- подведение итогов работы биржи в целом, затем работы каждого участника.
II. Повторение изученного.
– Чтобы хорошо выполнить практические задания, давайте повторим теорию. Предлагаю взаимотренаж. Каждому выдается карточка (два варианта), на которой есть вопросы и ответы. Работаем парами – один задает вопрос, другой – отвечает. Если не может ответить, то отвечает напарник (зачитывает ответ на карточке). (Приложение 1)
– Оценивать друг друга будете по пятибалльной системе, и ставить оценку на карточке взаимотренажа. («5» – 5 правильных ответов, «4» – 4 правильных ответа, «3» – 3 правильных ответа, «2» – в остальных случаях)
III. Работа биржи.
1. – Теперь представьте, что вы члены биржи. Ваша задача: сохранить имеющийся капитал, получить доход за счет правильного вложения средств.
2. – До начало «работы биржи», вспомним смысл следующих понятий: биржа, фондовая биржа, акция, трейдер, клерк, инвестиция, прибыль (это было домашнее задание). (Приложение 2)
3. – Итак, вы – трейдеры, задача которых сохранить имеющийся капитал и приумножить его, сделав правильный выбор в инвестировании. Это делается с помощью карточек с уровневыми заданиями. Приобретая карточку-задание у клерка (это помощники учителя, «сильные» ученики данного класса или ученики 10, 11 класса), того или иного уровня, вы, инвестируете свой капитал, а выполнив задание получаете доход и приобретаете следующие акции. Если вы не можете справиться с заданием, то можете продать задание посреднику, но уже вдвое дешевле. В качестве посредника может выступать любой трейдер, пожелавший купить данную акцию. В процессе работы каждый трейдер, в случае затруднений, может обратиться за помощью к консультанту, но за определенную плату. Консультантом будет учитель. На нашей бирже денежный эквивалент – «Талант». (Приложение 3)
4. Работа с таблицей (на доске)
Акции | Продажа | Покупка | Консультация | Прибыль |
1 уровень | 2 | 4 | 1 | +2 |
2 уровень | 4 | 8 | 2 | +4 |
3 уровень | 6 | 12 | 3 | +6 |
– Обратите внимание на таблицу, как видите, чтобы купить акцию 1 уровня, вам потребуется 2 таланта, консультация этого уровня стоит 1 талант, выполнив задания, вы сможете продать эту акцию за 4 таланта, ваш доход составит 2 таланта. Аналогично 2 и 3 уровни. Чтобы за урок получить оценку «5» вам на бирже нужно заработать 20 талантов, «4» – 15 талантов, «3» – 10 талантов (критерии оценок записаны на доске).
5. – Итак, предлагаю заработать первоначальный капитал, организовав две фирмы. Каждой фирме дается задание, за выполнение которого она получает доход в размере 12 талантов за 1 место и 10 талантов за 2 место. Этот доход распределяется директором фирмы в соответствии со степенью участия каждого члена в выполнение задания. (Приложение 4)
На проверку задания директор сдает клеркам (проверяют задания под контролем учителя) и получает у них «деньги-таланты».
(Распределяет учащихся на фирмы и назначает директоров фирм учитель).
6. Выдача начального капитала. Это таланты взаимотренажа и таланты фирмы. Если ученик не заработал таланты, то ему выдается кредит на условии сдачи зачета.
7. Работа биржи.
– Акции по уровням:
- – найти ошибки и определить истинность выражения (Приложение 5),
- – составить программу по блок-схеме (Приложение 6),
- – составить программу (Приложение 7).
– Повторим ТБ.
– Прошу преступить работников биржи к своим обязанностям (Покупка акций, выполнение заданий).
– Клерки будут отмечать всю работу в ваших индивидуальных картах.
(Приложение 8)
8. Итог игры.
– Рабочий день на бирже заканчивается. Объявляю о закрытии биржи и о начале подсчета своих средств. Клерки считают за ПК в среде MS Excel доходы трейдеров. В это время трейдеры оглашают свои полученные оценки (по индивидуальным картам).
– Теперь послушаем, какие оценки выставил компьютер? (Клерки считали ваш доход в программе MS Excel)
– Давайте посмотрим, кто же больше всех заработал таланов?
IV. Итог занятий.
– Наша игра подошла к концу.
Что повторили?
Как организуется ветвление? Полная форма, краткая форма, вложенное ветвление?
С какими трудностями столкнулись?
– Вы сегодня играли в фондовую биржу. Чем занимается такая биржа?
Какова цель деятельности трейдера?
С помощью чего он может это достичь?
V. Домашнее задание.
– Подготовиться к контрольной работе и выполнить задание (Приложение 9)
Список литературы:
- Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 448 с.: ил.
- Златопольский Д. М. Я иду на урок информатики: Задачи по программированию. 7-11 классы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001. – 208 с.: ил.
- Воронина Т. Игра «Биржа знаний» // Математика. 1999. №2 – с. 7-9.