Использование графиков опоры при формировании умений письменной речи

Разделы: Иностранные языки


В последнее время значительно расширились и укрепились связи России со многими странами мира. В осуществлении международных контактов значительную роль играет письменное общение. В свете современных запросов общества владение англоязычной письменной речью как средством межкультурной коммуникации следует рассматривать как необходимое условие профессиональной деятельности в любой сфере общественно-политической, экономической и культурной жизни страны.

Долгое время обучению письму в общеобразовательной школе придавалось второстепенное значение. Письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, как средство, позволяющее учащимся лучше усвоить программный языковой материал, и средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучаемых. Но в настоящее время отношение к письму и обучению изменилось. В последние годы роль письма в обучении иностранному языку постепенно повышается, и, в некотором смысле, письмо начинают рассматривать как резерв в повышении эффективности обучения иностранному языку.

Если при устном сообщении что-либо может быть опу­щено говорящим, восполнено мимикой, жестом, инто­нацией, то при сообщении в письменной форме выска­зывание должно быть конкретным и полным, макси­мально развернутым, чтобы выполнить свою комму­никативную функцию; отсутствие возможности выра­зительно интонировать свою речь требует более тща­тельного отбора синтаксических средств, а отсутствие возможности использовать мимику и жесты требует более строгого грамматического оформления письмен­ной речи;

Овладение письменной речью предполагает наличие у обучаемого определенного уровня социокультурной ком­петенции.

Названные трудности, бесспорно, осложняют процесс обу­чения иноязычному письму и обусловливают ограничение объе­ма письменной речи (как творческой деятельности) в рамках базового курса обучения ИЯ, поэтому использование опор при обучении письму на иностранном языке является достаточно эффективным.

Графическая наглядность одна из наиболее распространенных и широко применяемых форм наглядности. По существу она сводится к созданию графических образов в сознании обучающегося.

Однако описать эти диаграммы и графики, рассказать о проблеме, которую они отражают, часто составляет для учащихся большую трудность. Таким образом, прежде чем выполнять такие задания с графической наглядностью, необходимо сначала научить учащихся правильной последовательности их интерпретировать.

Во-первых, учащемуся следует обратить внимание на тему, отображенную графической наглядностью, то есть тему, по которой ему необходимо будет составить свое монологическое высказывание. Данные темы сформулированы в виде вопросов, поэтому учащемуся сразу становится ясна его основная задача - ответить на эти вопросы, используя информацию графиков и диаграмм.

Во-вторых, уяснив основную задачу предстоящего задания, необходимо вспомнить алгоритм выполнения подобных заданий.

Рекомендации, которых ученикам следует придерживаться при интерпретации графиков и диаграмм.

  • Сначала, тщательно проанализируете график и идентифицируете ключевую информацию.
  • Подумайте о самом лучшем способе выразить информацию.
  • Подумайте, как логически собрать в группу информацию и пункты связи.
  • Начните с вводного утверждения и в конце, сделайте вывод о тенденциях.
  • Не пытайтесь описать каждые детали. Сконцентрируйтесь на главных особенностях и существенных тенденциях.
  • Используйте словарь, если необходимо.
  • Найдите возможности сравнить информацию, между графиками и диаграммами.
  • При написании сочинения, избегайте повторений, используя синонимы.

Таким образом, учащийся понимает, что конкретно от него требуется, должен ли он дать общую характеристику проблемы, или детальную, с чего ему нужно начать, и чем закончить, какой язык использовать и т. д.

После того, когда учащийся определил тему задания, основные задачи упражнения, следует перейти к анализу самой графической наглядности.

Прочитав все рекомендации к заданию, учащемуся необходимо сделать анализ графиков, установить, что обозначают цифры в горизонтальном и вертикальном положении графиков, обратить внимание на названия графика, установить, к чему относятся картинки на этом графике, и как выглядит кривая на рисунке, выявить верхние и нижние точки графиков.

В этом упражнении не дается никаких дополнительных опор для будущего изложения учеников, поэтому, сделав анализ диаграмм и собрав все факты по этой проблеме, учащийся должен продумать структурную композицию своего будущего высказывания, где нужно собрать всю информацию в единое логичное и последовательное целое.

Как правило, любое сочинение имеет следующую композицию:

  • начало (вводное предложение - an introductory statement);
  • основная часть (все найденные факты);
  • вывод (a conclusion about any overall trends).

После анализа диаграмм учащимся можно напомнить эту схему, записав ее на доске или в тетрадях вместе с учащимися.

Таким образом, проведя анализ графиков, вспомнив структуру сочинения, можно приступить непосредственно к сочинению. Сочинение может выглядеть следующим образом [рис. 1]:


Рис. 1

The graph shows the fluctuation in the number of people at a London underground station over the course of a day.

The busiest time of the day is in the morning. There is a sharp increase between 6:00 am and 8:00 am, with 400 people using the station at 8:00 am. After this the numbers drop quickly to less than 200 at 10:00 am. Between 11 am and 3 pm the number rises, with a plateau of just under 300 people using the station.

In the afternoon, numbers decline, with less than 100 using the station at 4 pm. There is then a rapid rise to a peak of 380 at 6 pm. After 7 pm. numbers fall significantly, with only slight increase again at 8pm., tailing off after 9 pm.

Overall, the graph shows that the station is most crowded in the early morning and early evening periods.

Правильная интерпретация графической наглядности - достаточно большая и трудоемкая работа, которой необходимо обучать детей в классе на протяжении долгого времени, выполняя все выше описанные этапы. При последовательном выполнении всех этих пунктов учащиеся обязательно смогут через некоторое время верно и быстро интерпретировать графики и диаграммы, что в свою очередь поможет им составлять развернутые сочинения.

Графические изображения важно использовать в среднем звене обучения в 5-9 классах. Большее количество графиков и диаграмм используется в 8-9 классах. Графическая наглядность в этих классах приобретает научный вид, где ситуации предстают перед учащимися в своей динамике, приводятся различные статистические данные, появляется этап сравнения величин.

Пример использования графической наглядности при изучении темы «Hobby».

Hobbies of English students

  1. Study this table. It tells you about the hobbies of English students. Write which hobbies are more and less popular among English students.
    Example: 12% of English students are fond of music
  2. What is the most popular hobby of English students?
  3. Write, which hobbies are more and less popular for you and your friends.

Данное упражнение способствует запоминанию лексических единиц по теме «Любимые занятия», глагола to be fond of, некоторые грамматические аспекты английского языка, такие как числительные, использование времени Present Simple.

Все упражнения с использованием графиков и диаграмм могут применяться на уроках иностранного языка при обучении учеников лексики и грамматике. Применение таких упражнений в классе решает очень много важных задач урока:

  • Овладение учащимися лексическими и грамматическими структурами с помощью графического образа, необходимыми для письменного изложения материала.
  • дальнейшее совершенствование учебных умений учащихся - интерпретация графиков и диаграмм на иностранном языке;
  • формирование последовательной, грамотной и логичной речи учащихся на иностранном языке;
  • повышение мотивации учащихся на уроках иностранного языка, так как использование графических образов делает урок красочнее, интереснее, динамичнее;
  • повышение познавательной активности учащихся.

В итоге, решается самая главная задача, использование графической наглядности на уроках иностранного языка способствует развитию навыков письменной речи учащихся, устраняя различные трудности, возникающие на пути формирования этих навыков. К тому же с использованием графической наглядности в классе налаживается рабочий климат, то есть урок становится интересным, удачным, динамичным, продуктивным, что в свою очередь еще в большей степени способствует повышению мотивации учащихся к созданию своего собственного письменного изложения.

Таким образом, прорабатывая упражнения на основе графиков и диаграмм, учащиеся формируют навыки письменной речи. Работа над письменной речью идет постепенно, последовательно, структурировано, логично.

Такие виды графической наглядности, как графики и диаграммы, являются надежным средством обучения, способствующим всесторонней мотивации речевой деятельности учащихся и организации самостоятельных видов работы в процессе обучения.

Обучение письму с помощью графиков и диаграмм - это трудоемкий процесс, требующий времени. В дальнейшем на основе изученного грамматического и лексического материала учащиеся смогут составлять грамотные и логичные изложения, ёмкие как по смыслу, так и по наполнению лексическими и грамматическими средствами. Графическая наглядность, то есть графики, схемы, таблицы, диаграммы, выступают неким проводником от изучения отдельных лексических единиц и отдельных разделов английской грамматики к воспроизведению цельного грамотного изложения на изучаемом языке. Графика значительно облегчает этот «путь» для учащихся.

Графики и диаграммы способны разнообразить урок, сделать его нескучным. С помощью графической наглядности можно развивать критическое и творческое мышление учащихся, так как темы, которые отображаются в графике, всегда близки учащимся. Та или иная проблема, отображенная в виде диаграммы или графика, представляет собой очень четкую картину перед каждым учеником, в графике она способна затронуть чувства каждого учащегося. Поэтому, помимо таких практических задач урока, как обучение лексике и грамматике, обучение письму, графическая наглядность несет в себе и решение некоторых воспитательных и развивающих задач.