Урок окружающего мира по теме "Аквариум – искусственная экосистема". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Обобщить и конкретизировать знания об экосистеме, об искусственной экосистеме.
  • Выявить взаимосвязь обитателей аквариума разных “профессий”.
  • Развивать интерес к изучению дополнительного материала о природе.
  • Развивать чувство любви к природе, понимание красоты и целесообразности каждой крупицы живой материи.

Оборудование. Компьютер, проектор, иллюстрации аквариумных, речных рыб, аквариум, карточки с заданиями.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока

1. Организационный момент.

Пусть день будет ясным, а наш урок добрым. Пусть он откроет вам радость познания и радость общения. (Слайд 1)

Вы ребята заняли свои мест, в группах исходя из того, какие проектные задачи вас заинтересовали. Группы представятся немного позже. А сейчас проверим ваши знания по последним темам.

2. Проверка знаний учащихся.

Тест для каждого. (Слайды 2-5)  Презентация.

На прошлом уроке мы познакомились, с какой экосистемой? Проверим, как усвоили материал прошлого урока. Выполнит тест

1. Поле – это...

А. природная экосистема;

В. искусственная экосистема.

2. Культурные растения – это...

А. одуванчик, вьюнок, осот;

В. подсолнечник, лён, рис.

3. Василёк, осот, вьюнок в экосистеме поля – это...

А. сорняки;

В. яркие цветы.

4. Биологическая борьба – это способ защиты с использованием...

А. ядохимикатов;

В. живых помощников.

5. Вспахивая поле, человек восполняет нехватку

А. Производителей.

Б. Дождевых червей и других мусорщиков.

Поставьте себе отметку.

Подведем итог.

- Каковы главные отличия полей от других природных экосистем?

Предполагаемые ответы. Огромная зависимость от человека. Круговорот не замкнут, поэтому поле не может существовать без помощи человека. Это система искусственная.

- Какие профессии в круговороте веществ приходится выполнять человеку?

Предполагаемые ответы. Разрушителей – внесение минеральных веществ, вспашка полей, прополка, борьба с вредителями. Потребителей – сбор информации.

3. Постановка проблемы

- Как вы думаете, легко ли создать искусственную экосистему?

- Что для этого нужно?

Для этого не надо быть волшебником, нужно очень этого хотеть и потрудиться.

Отгадайте.

Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом.
Он прозрачный,
Он стеклянный,
Нет и номера на нем...
И жильцы в нем не простые,
Не простые, золотые.
Эти самые жильцы
Знаменитые пловцы. (Слайд 6)

- Это экосистема? Единство живых организмов и их среды обитания есть? К какой экосистеме мы его отнесем? Что можно сказать о размерах этой экосистемы? Сформулируйте тему урока.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема.

4. Совместное открытие знаний и исследование.

Нам нужно доказать, что аквариум это экосистема.

Ребята, вы заняли свои места, в группах исходя из тех задач, которые вас заинтересовали. Каждая группа получила свое название. Представьте свои группы.

Представление групп: (Слайд 7)

1. Мы историки-техники аквариумисты. Перед нами стояла задача узнать все про историю аквариумов и про грунт, который используется в аквариуме.

2. Мы исследователи аквариума живых организмов–производителей.

3. Мы исследователи аквариума живых организмов–потребителей.

4. Мы исследователи аквариума живых организмов–разрушителей.

У нас есть все профессии, для того чтобы создать свой аквариум. На партах находится материал, который вы подготовили. Используя его, подготовьте выступление своей группы исходя из тех зада, которые вы решали. Вместе с выступлениями мы и будем создавать свой классный аквариум. Я возьму на себя роль помощника, буду показывать представленную вами презентацию.

Предоставим слово историкам-техникам

Перед нами стояла задача узнать

1. Что обозначает слово аквариум.

2. Где появился 1 аквариум?

3. Когда в России стала развиваться аквариумистика?

4. Как выбрать место для установки аквариума. (Слайд 8)

5. Какой грунт используется в аквариуме. (Слайд 9)

Грунт заложили.

Проектная задача для 2 группы

- Почему в аквариуме Лены рыбам трудно дышать?(Слайд 10)

(Нет растений, которые вырабатывают кислород)

Чаще всего аквариумные растения неправильно называют водорослями. На самом деле это цветковые растения с красивыми листьями, цветут они очень редко.

Предоставим слово 2 группе, послушаем о производителях аквариума.

Перед нами стояли задачи узнать

1. Как правильно выбрать растения для аквариума.

2. Как правильно их посадить, а потом залить воду. (Слайды 11-12)

Посадка растений в аквариум.

Чего не хватает в другом аквариуме Лены, ведь там есть растения? (Рыб)(Слайд 13)

Предоставим слово 3 группе. Они расскажут нам о потребителях аквариума.

Перед нами стояла задача узнать как можно больше об аквариумных рыбках.

(Слайды 14-18)

Запустим в аквариум наших рыбок.

Предоставим слово следующей группе, которая расскажет нам о разрушителях.

Перед нами стояла задача узнать как можно про разрушителей аквариума. (Слайд 19)

Молодцы, спасибо за работу.

5. Подведение итогов выступлений. (Слайд 20)

Перечислите всех участников круговорота веществ в аквариуме.

В аквариуме живыми организмами поддерживается круговорот веществ. Значит это что?

(Экосистема)

6. Составление алгоритма.

Давайте составим алгоритм действий, как мы создавали аквариум.

Группы составляют.

1. Место установки аквариума.

2. Подготовка грунта для аквариума.

3. Порядок заполнения аквариума водой

4. Правильный подбор и посадка растений.

5. Правильный подбор рыб в аквариуме.

6. Не забыть про аквариумных разрушителей.

7. Надлежащий уход.

7. Подведение итогов.

- Что получает человек, если в помещении находится аквариум?

У взрослых и детей развивается чувство любви к природе, понимание красоты. Общение с прекрасным миром в стеклянных берегах, избавляют человека от стресса, снижает кровяное давление, дает заряд энергии и бодрости.

Посмотрите на разнообразие аквариумов, самые необычные аквариумы.(Слайд 21)

Кому из вас захотелось завести дома аквариум?

Самое главное – нужно понимать, что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям. Если вы всерьез хотите сделать свою маленькую искусственную экосистему, еще раз внимательно прочитайте книги об аквариумах, посетите специальные сайты в Интернете.

8. Рефлексия.

Сейчас мы узнаем, достаточно ли знаний вы получили? Когда я перед вами ставила проектные задачи, я попросила вас обозначить на листе достижений свои знания по этой теме. Сейчас вернитесь к этим листам и обратно обозначьте свои знания. Кто поставил себя на самую высокую ступень? (Слайд 21)

9. Домашнее задание.

1. Устное задание: читать учебник-тетрадь (А.Я. Вахрушев с.72-76)

2. Письменное задание: ответить на вопросы 10, 11, 12, 13 в учебнике на стр.77

3. Подготовить сообщения о живых обитателях экосистемы аквариум (по желанию)

Литература.

1. Поурочные планы по учебнику А. А. Вахрушева “Окружающий мир. 3 класс. Обитатели Земли. Ч.1”, 1-е полугодие / Авт.-сост.О.А.тимофеева.-Волгоград:Учитель, 2005. - 95 с.

2. Сосновский И.П. Аквариум и уход за ним. - М.: Энергоатомиздат, 1987. - 142 с.: ил.