Цели: Анализ стихотворений А.А.Фета и Г.Грина; составление образной картины; развитие связной речи.
Задачи: На основе знаний двух языков (русского и английского) отработать умение правильного использования в речи имен прилагательных и глаголов; развивать эстетический вкус и интерес к изучению языков; использовать деятельностный подход в изучении языков.
Оформление портреты А.А.Фета, Г.Грина, опорные слова и выражения
Техническое оснащение: компьютер, мультимедийное оснащение
Медиаматериалы: презентация PowerPoint, звукозапись “Мелодии на струне соль” И.С. Баха, звукозапись мелодии дождя.
Ход урока
1. Эвристическая беседа
- Попадали ли вы под снег, дождь?
- Что вы в это время чувствовали? Что ощущали? Слышали?
- Как пахнет дождь и снег?
- Представьте, что дождевая капля, снежинка – это нота. Ее можно услышать, увидеть, ощущать запах. Послушайте, как звучит дождь и снег, закройте глаза (звучит запись).
2. Cловесное рисование
Художники и музыканты по-разному представляют природу, по-разному ее воспринимают, у каждого свое настроение. Художники рисуют кистью, красками, музыканты используют ноты. А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам свое видение природы? (при помощи слов)
3. Новая тема
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями русского поэта А.А.Фета “Весенний дождь” и английского поэта Г.Грина “Падающий снег”
Запишите тему урока – образ снега и дождя в русской и английской литературе (открывается доска, записи в тетрадях).
Прослушаем стихотворения (на партах стихи с переводом)
Falling Snow See the pretty snowflakes, |
Падающий снег Посмотри на
прелестных снежинок полет! |
Весенний дождь Еще светло
перед окном, |
4. Анализ стихотворений
Какой образный ряд возник при прочтении каждого стихотворения
Фет: окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно.
Грин: снежинки, ветки, крыши домов, трава, кусты, глубокий снег.
- Давайте посмотрим, какие слова раскрывают образы в каждом стихотворении. Сколько глаголов и глагольных форм в стихотворении Фета? (10).
- Почему так много? (глаголы передают динамику, движение, передают ожидание дождя)
- Какие слова помогают раскрыть образы в стихотворении Г.Грина? (прилагательные)
- На какие вопросы отвечают прилагательные?
- Что обозначает прилагательное?
- Каким художественным средством является прилагательное в переносном значении? (эпитетом)
- Придумайте несколько эпитетов с такими прилагательными на тему “зима”.
- Составьте словосочетания с написанными на доске существительными (на английском языке с опорной лексикой).
Match the adjectives and the nouns and write word combinations:
ADJECTIVES
Frosty, bare, blue, cold, white, pretty, strong, deep
NOUNS
... days, ... snowflakes, ... snow, ... drifts, .... sky,
... trees, ... wind, ... weather.
Match the words:
- Густой туман
- Чистая роса
- Могучие деревья
- Игривый ветерок
- Щедрое солнце
- Пушистые облака
- Звездное небо
- Прекрасные цветы
- Солнечное утро
- Мягкая трава
- Powerful trees
- A playful wind
- Fluffy clouds
- Soft grass
- A starry sky
- Sunny morning
- A generous sun
- Pure dew
- A thick fog
- Beautiful flowers
Вы уже знакомы с художественно-выразительными средствами, найдем их в тексте.
- “качаясь движется завеса” - метафора
- “будто в золотой пыли” - сравнение
- “подошло... барабанит” - олицетворение
Теперь поработаем со стихотворением Грина – находим эпитеты, сравнения.
5. Творческая работа.
Вспомните, как вы описывали дождь и снег в начале урока. Изменился ли этот образ в вашем воображении?
Давайте представим, как мы гуляем по зимнему лесу, вдыхаем морозный воздух. (презентация). Теперь представим, будто мы идем под дождем (презентация №2).
Постарайтесь, как Грин и Фет, передать ваши ощущения, цвет, запах, вкус, звук падающего снега, весеннего дождя. Используйте олицетворения, сравнения, эпитеты.
6. Чтение 2-3 работ
7. Рефлексия
Получилось ли у нас создать образ дождя и снега? Можем ли мы представить то, что хотели передать поэты?
8. Домашнее задание: иллюстрация или написать стихотворение на русском или английском языке.