Цели.
Развитие познавательного интереса, любви к
предмету математика, применение математических
знаний во внеурочной обстановке.
Задачи.
Образовательные:
- формирование потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями;
- предоставление участникам возможности получения на мероприятии дополнительной информации не только по математике, но и другим предметам (интеграция).
Развивающие:
- коммуникативная. (Помогает ребенку изменить отношения к себе и другим, изменить способы общения. В итоге ребенок чувствует себя комфортно; ощущает психологическую свободу, необходимую для развития его личности.)
- Развитие познавательной деятельности.
- Развитие логического мышления, памяти, внимания.
Воспитательные:
здоровьесберегающая. (Снимает напряжение и
способствует эмоциональной разрядке, что
способствует реализации комплексно – целевой
программы “Здоровье”).
Оформление класса.
- Презентация.
- Экран.
- Проектор.
- Компьютер.
- Оформление места проведения.
- Карточки с задачами.
- Черновики, ручки.
- Дипломы.
- Ведомости жюри.
Ожидаемые результаты.
- Повышение эрудиции.
- Выработка алгоритмов мышления.
- Развитие культуры речи.
- Развитие логической культуры.
- Выработка аналитических навыков.
- Развитие творческих способностей.
- Выработка коммуникативных навыков.
- Приобретение навыков саморазвития.
Продолжительность: 90 мин.
Требование к оформлению кабинета для проведения мероприятия.
В данном мероприятии можно задействовать несколько кабинетов (в зависимости от количества участвующих команд). Парты в классе расставлены так, чтобы за одним столом смогла сидеть команда участников в составе 4 человек от одного класса. На доске вывешена общая сводная таблица для записи результатов по окончании туров игры (их всего 4). Подготовлена презентация (Приложение 1) для показа слайдов.
Правила игры.
В каждом кабинете соревнуются 4-5 команд, в состав жюри входят 6 человек и координатор и два его помощника (учащиеся 7-х и 11-х классов).
В начале мероприятия координатор знакомит участников регаты с правилами (Приложение 2) конкурса. В обязанности координатора входит организация мероприятия. Координатор объявляет начало очередного тура, организует раздачу командам текстов задач (Приложение 3, первая страница) и бланков для записи решений (Приложение 7), четко следит за продолжительностью работы команд в каждом туре, заблаговременно предупреждает об окончании тура, подводит итоги, вносит результаты каждого тура в сводную таблицу и т.д. Координатор вправе снять баллы с команды за плохое поведение или за несоблюдение правил игры. В свою очередь команды могут оспорить оценку жюри, и доказать, что предложенное решение задачи является верным.
Продолжительность туров: 1 тур - 10 мин., 2 тур – 15 мин., 3 тур – 15 мин., 4 тур – 20 мин. В каждом туре предлагается решить 3 задачи. Задачи от тура к туру усложняются и количество баллов для их оценки увеличивается (от 5 до 7 баллов). В каждой команде выбирается капитан – он выносит на суд жюри решение задач.
По окончании каждого тура капитаны команд сдают бланки с решениями жюри. В обязанности жюри входит проверка, оценивание решений предложенных задач, занесение промежуточных результатов в сводную ведомость (Приложение 4) а также их разбор. Жюри в составе 6 человек делятся на три пары. Первая пара проверяет только первые задачи из всех туров, вторая – только вторые задачи, третья – только третьи задачи. Один человек в паре анализирует решение задач команд, а другой человек в это время разбирает решение у доски перед всеми участниками.
Во время мероприятия один из помощников координатора за компьютером демонстрирует презентацию, другой занимается раздачей карточек с условиями задач.
По окончании мероприятия из разных кабинетов собираются сводные ведомости. Все результаты анализируются и записываются в общую итоговую ведомость, на основании которой и происходит подведение общего итога игры.
Ход мероприятия
(Начало презентации на фоне шума морского прибоя и крика чаек)
Добрый день, дорогие ребята! Как известно, море может быть чёрным и синим, ласковым и грозным. А наше море станет не совсем обычным. Сегодня оно – математическое. И все потому, что буквально через несколько минут в нашем море объявляется старт.
(Представление команд)
Дорогие команды! Все уже давно готово к старту. Остались некоторые формальности. Как известно в каждом экипаже строго распределены обязанности. Вот и вам необходимо быстро распределить обязанности в своих командах. Итак, в каждой команде нужен капитан. Капитан возложит на себя решение всех проблемных ситуаций. Итак, знакомимся с капитанами.
(Представление капитанов)
Итак, объявляется старт первого тура.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Ты в поход отправляйся смело
В мир загадок и сложных задач.
Семь футов под килем вам!
Вперед навстречу математическим ветрам!
(Учащиеся получают каточки с задачами и приступают к решению. По истечении 10 минут жюри получает решения от каждой из команд и производит оценку согласно баллам. Одновременно с этим происходит разбор задач у доски также членами жюри с помощью презентации. Результаты заносятся в сводную таблицу и на доску.)
(Проведение первого тура. Слайд игрового поля)
(Аналогично проводятся все остальные туры, согласно регламенту времени.)
(После окончания четвертого тура подводится общий итог игры.)
Ну вот, и окончательный финиш нашего математического путешествия. Известны имена победителей. Осталось наградить сильнейших.
Да выиграли вы сейчас!
Будут в вашей жизни пораженья
И победы ещё не раз
Главное не забывайте:
Чтоб врачом, моряком или лётчиком стать,
Надо, прежде всего математику знать!
(Награждение победителей, вручение грамот)
Слово для награждения предоставляется …
Победителям вручаются грамоты (Приложение 5), остальные участники конкурса получают сертификаты (Приложение 6).
Неважно, как нам кажется, кто сегодня стал лучшим, а кто проиграл. Выиграли все, кто пришел на нашу игру, кто неравнодушен к интереснейшей науке – математике, и кто не боится бросаться навстречу загадкам, сложностям и опасностям. А это значит, что впереди нас ждет множество интересного и занимательного. Удачи вам, любители математики!
Мы благодарим всех участников, гостей и организаторов.
Приложение 8 (задачи к математической регате-2012)