Конкурс-игра "Математическая регата". 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Цели.

  • Развитие познавательного интереса, любви к предмету математика, применение математических знаний во внеурочной обстановке.
  • Развитие навыков использования полученных теоретических и практических знаний и навыков.
  • Развитие у учащихся познавательного интереса и любознательности.
  • Формирование у учащихся стремления к активной интеллектуальной деятельности.
  • Воспитание навыков коллективной деятельности.
  • Воспитание доброжелательности, инициативности, активности.

Задачи.

Образовательные:

  • формирование потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями;
  • предоставление участникам возможности получения на мероприятии дополнительной информации не только по математике, но и другим предметам (интеграция).

Развивающие:

  •  коммуникативная. (Помогает ребенку изменить отношения к себе и другим, изменить способы общения. В итоге ребенок чувствует себя комфортно; ощущает психологическую свободу, необходимую для развития его личности.)
  • Развитие познавательной деятельности.
  • Развитие логического мышления, памяти, внимания.

Воспитательные:

  • здоровьесберегающая. (Снимает напряжение и способствует эмоциональной разрядке, что способствует реализации комплексно – целевой программы “Здоровье”).
  • Воспитание настойчивости в достижении цели.

Оформление класса.

  • Презентация.
  • Экран.
  • Проектор.
  • Компьютер.
  • Оформление места проведения.
  • Карточки с задачами.
  • Черновики, ручки.
  • Дипломы.
  • Ведомости жюри.

Ожидаемые результаты.

  • Повышение эрудиции.
  • Выработка алгоритмов мышления.
  • Развитие культуры речи.
  • Развитие логической культуры.
  • Выработка аналитических навыков.
  • Развитие творческих способностей.
  • Выработка коммуникативных навыков.
  • Приобретение навыков саморазвития.

Продолжительность: 90 мин.

Требование к оформлению кабинета для проведения мероприятия.

В данном мероприятии можно задействовать несколько кабинетов (в зависимости от количества участвующих команд). Парты в классе расставлены так, чтобы за одним столом смогла сидеть команда участников в составе 4 человек от одного класса. На доске вывешена общая сводная таблица для записи результатов по окончании туров игры (их всего 4). Подготовлена презентация (Приложение 1) для показа слайдов.

Правила игры.

В каждом кабинете соревнуются 4-5 команд, в состав жюри входят 6 человек и координатор и два его помощника (учащиеся 7-х и 11-х классов).

В начале мероприятия координатор знакомит участников регаты с правилами (Приложение 2) конкурса. В обязанности координатора входит организация мероприятия. Координатор объявляет начало очередного тура, организует раздачу командам текстов задач (Приложение 3, первая страница) и бланков для записи решений (Приложение 7), четко следит за продолжительностью работы команд в каждом туре, заблаговременно предупреждает об окончании тура, подводит итоги, вносит результаты каждого тура в сводную таблицу и т.д. Координатор вправе снять баллы с команды за плохое поведение или за несоблюдение правил игры. В свою очередь команды могут оспорить оценку жюри, и доказать, что предложенное решение задачи является верным.

Продолжительность туров: 1 тур - 10 мин., 2 тур – 15 мин., 3 тур – 15 мин., 4 тур – 20 мин. В каждом туре предлагается решить 3 задачи. Задачи от тура к туру усложняются и количество баллов для их оценки увеличивается (от 5 до 7 баллов). В каждой команде выбирается капитан – он выносит на суд жюри решение задач.

По окончании каждого тура капитаны команд сдают бланки с решениями жюри. В обязанности жюри входит проверка, оценивание решений предложенных задач, занесение промежуточных результатов в сводную ведомость (Приложение 4) а также их разбор. Жюри в составе 6 человек делятся на три пары. Первая пара проверяет только первые задачи из всех туров, вторая – только вторые задачи, третья – только третьи задачи. Один человек в паре анализирует решение задач команд, а другой человек в это время разбирает решение у доски перед всеми участниками.

Во время мероприятия один из помощников координатора за компьютером демонстрирует презентацию, другой занимается раздачей карточек с условиями задач.

По окончании мероприятия из разных кабинетов собираются сводные ведомости. Все результаты анализируются и записываются в общую итоговую ведомость, на основании которой и происходит подведение общего итога игры.

Ход мероприятия

(Начало презентации на фоне шума морского прибоя и крика чаек)

Добрый день, дорогие ребята! Как известно, море может быть чёрным и синим, ласковым и грозным. А наше море станет не совсем обычным. Сегодня оно – математическое. И все потому, что буквально через несколько минут в нашем море объявляется старт.

(Представление команд)

Дорогие команды! Все уже давно готово к старту. Остались некоторые формальности. Как известно в каждом экипаже строго распределены обязанности. Вот и вам необходимо быстро распределить обязанности в своих командах. Итак, в каждой команде нужен капитан. Капитан возложит на себя решение всех проблемных ситуаций. Итак, знакомимся с капитанами.

(Представление капитанов)

Итак, объявляется старт первого тура.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Ты в поход отправляйся смело
В мир загадок и сложных задач.
Семь футов под килем вам!
Вперед навстречу математическим ветрам!

(Учащиеся получают каточки с задачами и приступают к решению. По истечении 10 минут жюри получает решения от каждой из команд и производит оценку согласно баллам. Одновременно с этим происходит разбор задач у доски также членами жюри с помощью презентации. Результаты заносятся в сводную таблицу и на доску.)

(Проведение первого тура. Слайд игрового поля)

(Аналогично проводятся все остальные туры, согласно регламенту времени.)

(После окончания четвертого тура подводится общий итог игры.)

Ну вот, и окончательный финиш нашего математического путешествия. Известны имена победителей. Осталось наградить сильнейших.

Да выиграли вы сейчас!
Будут в вашей жизни пораженья
И победы ещё не раз
Главное не забывайте:
Чтоб врачом, моряком или лётчиком стать,
Надо, прежде всего математику знать!

(Награждение победителей, вручение грамот)

Слово для награждения предоставляется …

Победителям вручаются грамоты (Приложение 5), остальные участники конкурса получают сертификаты (Приложение 6).

Неважно, как нам кажется, кто сегодня стал лучшим, а кто проиграл. Выиграли все, кто пришел на нашу игру, кто неравнодушен к интереснейшей науке – математике, и кто не боится бросаться навстречу загадкам, сложностям и опасностям. А это значит, что впереди нас ждет множество интересного и занимательного. Удачи вам, любители математики!

Мы благодарим всех участников, гостей и организаторов.

Приложение 8 (задачи к математической регате-2012)