Использование нетрадиционных приемов рисования в продуктивных видах деятельности дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые используются в работе педагогами-практиками полностью или парциально, что экспериментально проверяет их в конкретных условиях. В частности использование нетрадиционных приемов рисования, их эффективность для создания выразительных образов, для проявления и развития детской одаренности в рисовании.

Доступность использования нетрадиционных приемов рисования определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать эту работу следует, как считают многие отечественные и зарубежные авторы, в самом раннем возрасте с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и других, с постепенным усложнением и использованием более сложных техник, таких как монотипия, кляксография, прочие.

Художественная деятельность в дошкольном возрасте неотделима от познавательной. Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного им, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение. Путь становления творческой личности сложен и труден. На первом этапе важно разбудить познавательную активность ребенка, чтобы он научился сам искать знания.

Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Н.Басина и О.Суслова в своей работе “С кисточкой и музыкой в ладошке” указывают на то, что “маленький ребенок постигает окружающий мир через действие и, рисуя на листе, он действует. У маленького ребенка все каналы восприятия открыты, а мы лишь помогаем ему сначала узнать, потом найти и извлечь самое ценное, что он хранит в себе, его чувства, а затем удивиться им и запомнить их”.

Нетрадиционные приемы рисования предоставляют самый “богатый выбор изобразительных средств”. И как доказывают исследования последних лет отечественных и зарубежных авторов, начинать художественное развитие детей можно и нужно с самого раннего детства. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

В своей кружковой программе “Волшебная кисточка” я использую нетрадиционные приемы и выразительные средства изображения в продуктивных видах деятельности дошкольников.

Актуальность программы

В настоящее время для педагога большое значение имеет развитие в каждом ребенке способности к пониманию, сопереживанию, сочувствию, любви к родной Земле; стремление человека жить в гармонии с окружающим миром, видеть и понимать прекрасное.

Дополнительная образовательная программа “Волшебная кисточка” акцентирует внимание не только на развитие творческих способностей дошкольников и овладение системой дополнительных знаний, но и на воспитательный и нравственный аспекты в работе с воспитанниками.

На занятиях с использованием традиционных и нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.

Направленность программы

Наибольшую эффективность работы по данной программе даёт способ совместной деятельности педагога и детей, направленной на решение творческой задачи.

Педагог должен не только научить детей изобразительным техникам, но и пробудить их творческую активность, интерес к процессу работы и получаемому результату.

В данной программе предлагается планирование занятий с использованием традиционных и нетрадиционных художественных техник.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.

Новизна программы

Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей.

Комплексность программы включает разные направления прикладного творчества: изобразительное искусство,  традиционные и нетрадиционные изобразительные техники (рисование пальчиками и ладошками, оттиски различными материалами, набрызг, монотипия, граттаж, обрывание и скатывание бумаги, различные виды кляксографии).

Отличительные особенности

Методика проведения работы с воспитанниками строится на тематическом разнообразии, заинтересованном воплощении каждой темы в материале.

Увлекательным здесь являются как сама задача, так и технический процесс, связанный с ее осуществлением. Решения творческих задач не слишком трудоемки и утомительны.

Как правило, они рассчитаны на определенный отрезок времени – выполняются в течение одного - двух занятий.

Формы организации деятельности воспитанников

При организации деятельности воспитанников на занятиях предусмотрены коллективная и групповая формы занятий.

Программа реализуется в объеме - 144 часов.

Режим занятий

1 год обучения – 72 ч, 2 раза в неделю; 2 год обучения – 72 ч, 2 раза в неделю.

Итогами программы года являются открытые занятия, конкурсы, выставки, где представляются достижения каждого воспитанника, поощрение дипломом, грамотами.

Программа изобразительной деятельности “Волшебная кисточка”

Цель: создание условия для совершенствования и углубления изобразительных навыков, раскрытия творческого потенциала и личностных качеств воспитанников, используя различные техники и жанры изобразительного искусства.

Этапы реализации программы

Первый этап – подготовительный:

- постановка проблемы;

- подбор методической литературы;

- определение цели и задач;

- разработка программы.

Второй этап – основной:

- совместное творчество детей и педагогов по программе;

- работа с детьми (беседы, обучающие занятия, просмотр альбомов с различными узорами и репродукций картин известных художников);

- использование игровых методов и приемов при реализации программы;

- проведение диагностики: вводной и итоговой.

Третий этап – заключительный:

- проведение открытого итогового занятия;

- представление результатов на выставке творческих работ;

- участие в творческих конкурсах и фестивалях;

- составление альбома различных художественных техник;

- подведение итогов совместной работы.

1. Рисование пальчиками (ладошкой).

Возраст: любой.

Средства выразительности: пятно, точка, линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, бумага (ткань), салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь и наносит на данную поверхность точки, пятнышки, линии в зависимости от поставленной задачи. На каждый пальчик (анологично ладони), можно набрать краску разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается водой.

2. Оттиски печатками из различных материалов.

Возраст: любой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого паролона, пропитанная гуашью, тушью или чернилами, бумага, печатки из различных материалов (пробки, картофеля, полимера, резины и т.д.)

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на данную поверхность в зависимости от поставленной задачи. Для поучения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

3. Кляксография.

Обычная:

Возраст: любой.

Средства выразительности: пятно, цвет.

Материалы: мисочка с тушью или жидко разведенной гуашью, пластиковая ложечка или кисть.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает краску ложечкой и выливает на бумагу в произвольном порядке, затем этот лист накрывается другим листом бумаги. Либо складывается пополам и прижимается ладонями. Далее, получившееся изображение, открывают и внимательно рассматривают, определяя на что оно похоже. Недостающие детали можно дорисовать фломастерами.

C трубочкой.

Возраст: 4-5 лет

Средства выразительности: пятно, цвет.

Материалы: мисочка с тушью или жидко разведенной гуашью, кисть, трубочка для коктейля.

Способ получения изображения: ребенок окунает кисть в краску, делает на бумаге кляксу. Затем на эту кляксу дует из трубочки так, чтобы трубочка не касалась ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

4. Монотипия.

Абстрактная.

Возраст: любой.

Средства выразительности: пятно, цвет.

Материалы: плотная бумага, кисти, гуашь, таз с водой.

Способ получения изображения: ребенок произвольно наносит на лист кистью пятна различного цвета, затем накрывает раскрашенный лист чистым листом, смоченным водой. Хорошенько прижать оба листа друг к другу, после чего открыть и внимательно рассмотреть, что получилось. Данный прием можно использовать в качестве тонирования бумаги для последующей работы.

Пейзажная.

Возраст: от 6 лет.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: плотная бумага, кисти, гуашь или акварель, влажная губка, кафель (стекло).

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисует пейзаж, на другой получается отражение его в озере (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть, затем другая половина листа смачивается и лист складывается пополам, после чего на влажной половине получится оттиск пейзажа. Исходный рисунок после оттиска оживляется красками для большего контраста между нарисованным и отпечатанным изображениями.

5. Граттаж.

Возраст: от 5 лет.

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: плотная бумага, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло, палочка с заточенным концом.

Способ получения изображения: ребенок натирает лист свечей (для черно-белого изображения -белый, для цветного - тонированный), так чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Опыт моей работы и наблюдения показывают, что для детей рисование имеет смысл только вместе со словами, жестами, мимикой, то есть всем тем, что сопровождает процесс рисования. Включение речи и общения в художественную деятельность активизирует развитие мышления ребенка. Трудно представить ребенка не рисующего вовсе. Некоторые дети нередко одержимы этой деятельностью, другие относятся к рисованию с меньшим интересом. Но для каждого ребенка изображение на плоскости – средство выражения своих знаний о мире.

Однако существует категория маленьких художников, которые самозабвенно рисуют в одиночестве и очень настороженно воспринимают вмешательство взрослого в свой художественный мир. Необходимо относится с уважением к требованиям малыша, выражать свой интерес к деятельности ребенка, не пытаясь показывать, как надо рисовать правильно, если ребенок об этом не попросит. И все-таки большая часть детей предпочитает контактировать со взрослыми при совместном рисовании.

Предлагаю некоторые рекомендации для творческих педагогов и родителей по созданию условий для творчества ребенка:

- ненавязчиво предлагайте ребенку различные материалы для исследования;

- показывайте примеры творческого использования материалов и уметь подхватить открытия самого ребенка;

- эмоционально поддерживайте интерес ребенка к исследованиям и нетрадиционным приемам рисования.

Только таким образом, использование нетрадиционных приемов рисования будет стимулировать творческую деятельность детей, эффективно развивать все основные психические процессы юных художников.

Список используемой литературы

  1. Кожохина С.К. Путешествие в Мир искусства. – М, ТЦ “Сфера”, 2002 г.
  2. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. М, ТЦ “Сфера”, 2004 г.
  3. Вайнерман С.М., А.С. Большев. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: пособие для педагогов ДОУ. – М, “Владос”, 2001 г.

Приложение 1

Приложение 2