Интеграция (НОД): “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”, “Безопасность”, “Музыка”, “Здоровье”, “Чтение художественной литературы”, “Художественное творчество”.
Образовательные задачи.
- Закрепить представления детей о времени года “Зима” и ее месяцах.
- Закрепить знания детей о изменениях в природе.
- Обобщать и систематизировать представления о характерных признаках зимы.
- Упражнять в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
- Познакомить с опасными ситуациями зимой.
- Продолжать знакомить детей с загадками, стихами.
Коррекционно-развивающие задачи.
- Обогащать и активизировать словарь детей по теме “Зима”.
- Продолжать развивать умение применять образные выражения.
- Развивать координацию речи с движением.
- Развивать высшие психические функции- внимание, наглядно- логическое мышление.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать в детях желание заботиться о своем здоровье.
- Воспитывать навыки сотрудничества в играх.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, ответственность.
Материалы и оборудование.
Конверт с письмом, нитки цветные шерстяные, картинки по теме “Зима”, магнитофон, снежинки из тонкой фольги.
Методические приемы: проблемные ситуации, ситуативный разговор, дидактические игры, дидактические упражнения, игровые ситуации, беседа, рассуждения, подвижные игры, речевые игры, логоритмика.
План-конспект
Ритуал приветствия “Давайте поздороваемся!”
Дети передвигаются по комнате. По сигналу ведущего каждый участник должен успеть поздороваться с как можно большим числом играющих.
- Хлопок в ладоши - пожать руки всем возможным партнерам.
- Звонок колокольчика - поздороваться локтями.
- 2 хлопка - погладить по спине партнера.
- Воспитатель показывает детям загадочный конверт и предлагает прочитать письмо от кого он, и что в нем написано.
“Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век?
Нос морковкой в руке метла
Боится солнца и тепла”. (Снеговик)
- Это письмо от снеговика, а в нем загадка.
“Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом
Все покрыла серебром”. (Зима)
Ситуативный разговор.
- Как вы думаете, о ком идет речь в этой загадке?
- Почему зиму называют царицей?
- На какой тройке прилетела зима?
- Что за скакуны в этой тройке?
- Вспомнить их названия.
А вот еще послушайте загадку про зиму. Подумайте, какие образные выражения сравнения используются в загадке.
“Кто, угадай-ка? Седая хозяйка
Тряхнет перинки - над миром пушинки”. (Снежинки)
Беседа рассуждение.
- С чем сравнивается зима?
- Какие перинки вылетают из них?
Игра “Снежинки”
Под музыку Далиба “Вальс снежинок” дети превращаются в снежинки изображая эмоциональное настроение.
Дидактическая игра “Без чего не бывает зимы?”
Дети выбирают картинки и объясняют свой выбор (снега, сугроба, горок, снеговика, санок, лыж и т.д.).
Речевое упражнение “Подбери слово”.
В игровой форме закрепить рода прилагательных (какой? какая? какие?), формировать умение подбирать синонимы.
Беседа “Какие опасные ситуации нас подстерегают зимой?”.
Ответы детей:
- Тонкий лед на водоемах в начале зимы.
- Гололед.
Простудные заболевания и т.д.
А что бы нам зимой не болеть давайте сделаем массаж.
“Выпал снег, но вот досада не готовы мы к зиме.
Простужаться нам не надо, сделаем массаж себе!
Что бы горло не болело, мы его погладим смело,
Чтоб не кашлять, не чихать носик надо растирать.
Лоб мы тоже разотрем - ладошку ставим козырьком.
Знаем, знаем! Да-Да-Да! Нам простуда не страшна!”.
Дидактическая игра “Третий лишний” по теме.
- Месяца.
- Времена года.
В какие игры вы любите играть зимой? Давайте поиграем.
Подвижная речевая игра.
“Мы зимой в снежки играем, по сугробам мы
шагаем,
И на лыжах мы бежим на коньках по льду летим.
И снегурку лепим мы, гостью зиму - любим мы!”.
Беседа рассуждение.
- Какого цвета снег?
- Имеет ли запах?
- Бывает он летом?
- Из чего состоит снег?
Продуктивная деятельность.
Воспитатель предлагает каждому ребенку создать свою снежинку, выложив ее из цветных шерстяных нитей на бархатную бумагу, проявив воображение.
Речевое упражнение для коррекции зрения “Снежинки”.
Воспитатель вместе с детьми.
Мы снежинку увидали, -
Со снежинкою играли.
Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.
Снежинки вправо полетели,
Ребята вправо посмотрели.
Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели.
Отвести ее в лево.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
Поднимать снежинки вверх и опускать вниз дуя на них.
Дети смотрят вверх и вниз.
Все! На землю улеглись.
Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.
Глазки закрываем,
Закрыть ладошками глаза.
Глазки отдыхают.
Ритуал прощания “Тепло-ладоней”.
Ведущий предлагает детям взяться за руки, осторожно пожать их и передать тепло своих ладоней друг другу.
Литература.
- Логоритмические занятия в детском саду. М.Ю. Картушина
- Формирование коммуникативных навыков. Ю.В.Полякевич, Г.Н.Осинина
- Речевые игры с детьми. В.И.Селиверстов.