Методическая разработка занятия для кукольного театра "Петрушка – народный ярмарочный герой"

Разделы: Внеклассная работа


Цель занятия: формирование первоначальных знаний о главной кукле российских театров – Петрушке.

Задачи.

Обучающие:

  1. Познакомить воспитанников с происхождением главного героя российских театров, с его “родственниками” в разных странах;
  2. Познакомить с чертами характера этой куклы.

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательные, познавательные и творческие способности воспитанника.
  2. Развивать творческую активность, фантазию, воображение и образное мышление.
  3. Развить у воспитанников осмысленный подход к работе: самооценка, настойчивость, сравнение, мотивацию к познанию и творчеству.

Воспитывающие:

  1. Побудить детей к импровизации, используя театральные куклы;
  2. Создать творческую атмосферу на занятии.

Оборудование и материалы: оформленные мини – галерея с различными портретами народных кукол - любимцев, аудиозаписи, куклы: Петрушка, цыган, лошадь, круглая ширма, краски, фломастеры, альбомные листы, плакат, музыкальный центр, музыкальные шумовые инструменты, иллюстрации сцен из постановок, одежда Петрушки, пищик, ширма(рабочая и круглая).

Ход занятия

I. Организационный этап

Педагог: Добрый день ребята! Мы начинаем наше занятие традиционно, с рабочего полукруга. Сегодня нам предстоит большая и серьезная работа. И поэтому, давайте пожелаем друг другу то, что помогло бы нам хорошо по работать на занятии. (Педагог первый протягивает ладонь и называет пожелание. К нему подходят по очереди воспитанники и кладут свою ладонь на его, говоря пожелание.)

Пусть все наши пожелания исполнятся.

II. Основной этап

Педагог: Сегодняшнее занятие я начну со стихов:

“Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улице Бассейной!”.

“Мистер Твистер
Бывший министр,
Мистер Твистер,
Делец и банкир,
Владелец заводов,
Газет пароходов,
Решил на досуге,
Объехать мир”.

Педагог: Ребята! Вы знаете, кто такой С.Я. Маршак?

Дети (отвечают): Детский писатель.

Педагог: А какая существует связь между прочитанными мной стихами и детским писателем С.Я Маршаком?

Дети: Он является автором прочитанных стихов.

Педагог: А кто из вас может еще прочесть какие-нибудь стихи С.Я Маршака.

(Дети читают стихи)

Педагог: Молодцы! Вы много знаете стихов этого писателя?

А вот слышали ли вы вот такие его стихи:

“Здравствуйте, мои юные зрители!
А подраться со мной не хотите ли?
Выходи человек сто –
Целым не уйдёт никто,
Выходи человек двести –
Всех уложу на месте!”.

Педагог: Что можно сказать исходя из этих строк о характере этого героя?

(Дети отвечают)

Педагог: Как вы думаете, какому герою подходят такие черты характера? Я вам дам подсказку - этот герой есть и в нашем театре.

(Если дети не смогут ответить, то им задается дополнительно загадка)

Педагог:

В ярко красном пиджаке,
Он с бубенчиком в руке.
Развесёлая игрушка
А зовут её …(Петрушка)

(Дети отвечают – “Петрушка”)

Тема сегодняшнего занятия: “Петрушка – народный ярмарочный герой” Для этого я приглашаю вас на экскурсию в наш кукольный музей. Все его экспонаты помогут нам лучше узнать нашего героя.

Итак, я приглашаю вас впервый наш зал “По дорогам истории”

(На ширме – иллюстрации Петрушки, ширмы-юбки, шарманки, одежда куклы, мешок с куклами, свисток-пищик, палка)

Петрушка - замечательная кукла русского театра. Никто не знает о том, каким был Петрушка и его представления в прошлом веке. Но до наших дней он дошел вот в таком виде: колпачок красный, рубашка яркая, нос длинный и хитрый и горбик за плечами, а в руке палка. Его любили все. В старые времена Петрушка выступал и в деревне и в городе во дворах и на площадях, но в здания театров и в дома дворян и знати вход Петрушки и кукольникам был закрыт, потому что считалось это искусство не настоящее.

Вот поэтому Петрушка и его собратья- куклы все время находились в дороге. Он переезжал с места на место, из губернии в губернию, из города в город.

Идет по дороге кукольник и несет на плече складную ширму и мешок с куклами, а вместе с ним музыкант. Вдвоем веселее идти. Музыкант несет шарманку. Это такой музыкальный ящик (рисунок шарманки). Звук у неё очень мелодичен.

(Звучит аудиокассета “Музыка. Театр”. Выпуск 1, произведение “Шарманка”)

(на фоне музыки) Придут, ширму расставят, кукольник за неё спрячется, а музыкант перед ширмой усядется, будет на шарманке играть(звучит шарманка) и народ зазывать. Но вот на ширме появился Петрушка и сразу становится шумно, потому что у Петрушки голос особенный: он пищал, так как у кукольника во рту был “пищик”, такое особое устройство для писка, чтобы народ на его голос сбегался.

(Педагог одевает куклу и заходит за ширму)

Петрушка:

Здравствуйте, господа!
Вот я пришел к вам сюда
Ушел я утром рано.
От хозяина балагана.
Расплатился он со мной вчистую,
Дал мне копилку пустую.
Уплатил за сутки –
День да ночь,
Я и ушел прочь.
Потому что с ним плохи шутки.
Экий он, право, урод.
А он орет “Вон!”
Хорошо, я промолчал,
Слово ему не сказал.
Только палкой поддал – Ррраз!
Получай, Карабас Барабас!

Педагог (выходя из-за ширмы). В конце каждой сцены он бьет своих собеседников – кукол палкой.

Педагог: Переходим в следующий зал “Ярмарочных гуляний”.

(На круглой ширме- иллюстрации выступления Петрушки и рисунки из его постановок; куклы - доктор, цыган, купец; лоток с товаром; музыкальные и шумовые инструменты; русская рубаха, фуражка)

Петрушка хитер, остроумен и задирист, а ещё он обожает всяческие проказы. За это Петрушку любил больше всего простой народ. А сам Петрушка очень любил выступать на шумной и веселой ярмарке, на ярмарочной площади. Послушайте, как бойко гудит и веселится ярмарка!

(Звучит аудиозапись “Театральные шумы”)

Педагог: Что вы услышали на ярмарке? Что делал народ на ней?

(Обучающиеся: веселился, гулял, продавал, зазывал, торговал, покупал…)

Педагог: У нас есть экспонаты, которые использовались на ярмарке: лоток с товаром, музыкальные инструменты (объясняет детям).

Педагог: А давайте попробуем разыграть ярмарку и ярмарочное представление.

Педагог: Сейчас представим, что мы находимся на ярмарочной площади. Кто-то из вас зазывает на ярмарку, кто-то торгует, кто-то покупает, кто-то играет на балалайке, а маленький мишка танцует.

(Звучит плясовая музыка, дети изображают ярмарочное гуляние)

Педагог: Вот какая шумная у нас получилась ярмарка. В разгар такой ярмарки всегда появлялся кукольник (дети садятся на стулья). У кукольника был целый набор сцен с Петрушкой. В одних он встречался с невестой, в других покупал лошадь, лечился у лекаря, обучался солдатскому делу, сражался с чертом… Всего таких сцен было больше двадцати. И сейчас мы попробуем разыграть одну из таких сцен.

(Педагог выбирает из детей на роль Петрушки и цыгана. Разыгрывается отрывок из сценки. Звучит аудиокассета “Музыка. Театр”. Выпуск 1, произведение “Шарманка”)

Петрушка:

А вот и ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
Бонжур, славные девчушки,
Быстроглазые вострушки!
И вам бонжур, нарумяненные старушки,
Моложавые старички.
Я ваш знакомый – мусью фон-гер-Петрушка.
Пришёл вас позабавить
И с праздником поздравить!

(На ширме появляется цыган с лошадью.Сценку озвучивают и обыгрывают воспитанники)

Цыган: Здравствуй, мусью Пётр Иванович! Как живёшь – поживаешь? Часто ли хвораешь?

Петрушка: А тебе какое дело? Уж не доктор ли ты?

Цыган: Не бойся я не доктор… Я цыган, из хора, пою басом, запиваю квасом.

Петрушка: А ты языком не болтай, зубы не заговаривай. Говори, что надо, да мимо проезжай!

Цыган: Мой знакомый француз Фома, говорит, что тебе хорошая лошадь нужна.

Петрушка: Это, брат, дело. Мне лошадь давно заводить приспело. Только хороша ли лошадь?

Цыган: Не конь, а диво: бежит-дрожит, спотыкается, а упадёт - не подымается.

Лошадь: Иго-го!

Петрушка: Ого-го! Вот так лошадь. Какой масти?

Цыган: Пегая с пятнами, золотая, с гривою лохматою, кривая, горбатая – аглицкой породы с фамильным аттестатом.

Петрушка: Ого-го! Такую-то мне и надо! Дорого ль стоит?

Цыган: По знакомству недорого возьму: 3.000.000.

Петрушка: Больно дорого просишь. Лошадь совсем молодая! Ни одного зуба во рту ещё нету. Ой, сяду – упаду.

Цыган: Скоро ли упадёшь?

Петрушка: Через 20 лет прямо в обед. Да зови лекаря скорей.

Цыган: Сейчас приведу (уходят).

(Воспитанники занимают места на стульях)

Педагог: Молодцы наши кукольники! Позабавили петрушечники народ. Давайте похлопаем им.

Физминутка.

Задание: А сейчас проведем среди вас конкурс на самого крикливого, веселого и задиристого Петрушки. Надев колпак, вы должны произнести текст так, как его бы сказал наш герой. (Проводится конкурс).

Педагог: Нас ждет следующий зал “Родословная Петрушки”.

“Родословная” - это, когда ты хочешь узнать, какие у тебя были предки. У нашего Петрушки очень богатое прошлое. Это Маккус – популярный персонаж античной комедии. Он стал прототипом нашего героя. Можно сказать его дедушкой. Итальянцы создали свою театральную куклу по имени Пульчинелла. А у Пульчинеллы появились новые имена.

(Портреты Петрушки и его родственников за рубежом)

Во Франции – Полишинель (показывает его на фото).

в Англии – Панч,

в Германии – Каспер,

в Чехии – Кашпарек.

Перед вами портреты разных народных любимцев, у них и имена разные. Но все они являются родственниками нашего Петрушки.

Педагог: А знаете ребята, что у нашего Петрушки есть фамилии. Но она необычная. Попробуйте отгадать её. Вот варианты ответов:

(Вывешивается список фамилий. Дети выбирают правильный ответ из предложенных вариантов и помещают его под портретом Петрушки))

Пётр Петрович Кислый

Пётр Фёдорович Горчица

Пётр Иванович Уксусов (правильный вариант ответа)

Пётр Николаевич Солёный

В некоторых пьесах вы встретите вот такие фамилии Петрушки.

Самоваров,

Ванька Ро-то-туй

Ванька Ру-тю-тю

(Кадр с презентации “Знаменитые герои театра.

Картинная галерея состоит из портретов: Петрушки, Пульчинеллы, Полишинеля, Панча, Каспера, Кашперке, Маккусса; картин, где изображён кукольник на ярмарке с ширмой – юбкой).

Педагог: Вот и закончилась наша экскурсия. И сейчас я вас приглашаю занять свои места за столами. Мы многое узнали о Петрушке, о его характере. Я думаю, вам не будет трудно, нарисовать его портрет. А свои готовые рисунки вы поместите в нашей картинной галерее.

(Звучит пьеса “Петрушка” А. Роули, обучающиеся рисуют)

Релаксация.

Педагог: Ребята вам от Петрушке пришло необычное послание. Прочесть его сможете тогда, когда соберете все детали вместе и правильно. Подставить свою деталь сможете тогда, когда назовете то, что интересного вы узнали сегодня.

(Обучающиеся выполняют задание. Собрав все детали вместе, на обороте читают текст приглашения на новогоднюю елку)

Заключительный этап.

Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие. Но знакомство с Петрушкой и его представлениями мы продолжим на следующем занятии. Спасибо вам за работу. Мы с Петрушкой говорим вам до свидания.