Тип урока: нестандартный урок.
Цели урока.
Образовательные:
- обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”;
- усиление практической направленности обучения;
- применение знаний в незнакомой и несколько изменённой ситуации;
- формирование учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Развивающие:
- формирование умения осуществлять самоконтроль; рационально планировать работу;
- развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления.
Воспитательные:
- воспитание организованности, сосредоточенности, положительного отношения к учёбе.
Мотивация урока: cтимулировать интерес к изучению математики.
Приёмы:
- создание на уроке ситуации занимательности, удивление;
- создание ситуации успеха, поощрение за успешное выполнение своих обязанностей;
- оперативный контроль над выполнением требований.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся, мобилизация внимания.
Мотивация урока.
“Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их”,- советовал учащимся известный американский математик Джорж Пойа. Решение любой достаточно трудной задачи требует напряжённого труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. Хочу сообщить вам довольно интересную новость. Сегодня в нашем классе работает детективное агентство. Агентству требуются новые работники. А вы знаете, кто такие детективы? “Детектив” - частный сыщик, специалист по раскрытию преступлений. Сегодня каждый из вас узнает, какие качества характера присущи настоящим детективам. Чтобы попасть в детективное агентство необходимо проверить себя в различных ситуациях. Результаты испытаний вы будете заносить в личную карточку. Подведя итоги в конце урока, мы узнаем, кто же из вас получит квалификацию: “высокий уровень” – детектив; “достаточный уровень” – инспектор; “средний уровень” – помощник детектива.
А девиз урока: “Кто ищет, тот всегда найдет”.
Запишите свои данные в личную карточку. Настроение в начале урока: рисуют смайлики. Также хотелось бы узнать, кем бы вы хотели работать в данном агентстве. Запишите в личную карточку.
Ф.И. класс | ||||
Настроение в начале урока | Настроение в конце урока | |||
№ |
Вид задания | Форма проверки |
Максимальный балл |
Полученный балл |
1. |
Заявление. Устная работа | самопроверка | 6 баллов | |
2. |
Название фирмы (данетка) | взаимопроверка | 6 баллов | |
3. |
Запись десятичных дробей | самопроверка | 6 баллов | |
4. |
Теоретический материал | взаимопроверка | 6 баллов | |
5. |
Тест | взаимопроверка | 6 баллов | |
6 |
Игра “Отгадай пословицу”. | 6 баллов | ||
Оценка за урок: | 36:2 | |||
Оцени свою работу на уроке: |
Цель: с помощью ключевых слов сформулировать тему урока.
Учитель: Ребята, я записала тему нашего урока на доске, а кто-то ее стер. Поэтому вам самим предстоит ее сформулировать. Для этого вы должны решить примеры и отгадать ключевые слова.
1 вариант 1) 2,5+5,6; 2) 0,09+9,7; 3) 6,8-5,9; 4) 10-9,1; 5) 0,03+0,3;
С | У | М | М | А |
8,1 | 9,79 | 0,9 | 0,9 | 0,33 |
2 вариант 1) 7,8-5,4; 2) 2-1,67; 3) 10,2-2,3; 4) 6+0,6; 5) 4-0,7; 6) 6,2+1,9; 7) 4,4+5,6; 8) 12-10,2.
Р | А | З | Н | О | С | Т | Ь |
2,4 | 0,33 | 7,9 | 6,6 | 3,3 | 8,1 | 10 | 1,8 |
3. Актуализация опорных знаний.
Все ваши заявления о приеме на работу (устная работа) тщательно изучены. И результаты проверки вы заносите в ваши личные карточки в раздел “Заявление”. Максимум – 6 баллов.
Все вы достойны стать сотрудниками детективного агентства.
Игра “Данетка”.
Но сначала выясним его название. Для этого, работая самостоятельно, выберите из предложенных записей букву верного высказывания. Подсказка – название агентства состоит из 6 букв.
Ф =0,8
А 14=14,5
Е 1=1,001
М =3,4
О 48 см=4,8 м
И 7,20=7,2
Л 0,5=0,05
Д 2,5000=2,5
А 15=15,00
Ответ: Фемида. “Фемида” - греческая богиня правосудия. Взаимопроверка. Оценивание – максимум 6 баллов. Результаты заносим в личную карточку.
Детектив должен быть классным стрелком. В нашем случае – это точное определение места нахождения запятой в записи десятичных дробей. Работа у доски. Ученики записывают под диктовку десятичные дроби. Один ученик работает у доски и затем самопроверка и ставим баллы
- 7 целых 8 десятых 7,8
- 2 целые 25 сотых 2,25
- 0 целых 92 сотые 0,92
- 12 целых 3 сотых 12,03
- 24 целые 24 тысячные 24, 024
- 7 целых 7 десятых 7,7
- 7 целых 7 сотых 7,07
- 7 целых 7 тысячных 7,007
- 0 целых 5 десятитысячных 0, 0005
Детектив должен обладать хорошей памятью. Проверим, насколько прочны ваши знания по теме: “Сравнение. Сложение и вычитание десятичных дробей”.
Повторение теоретического материала. Взаимопроверка.
Как выполняется сравнение натуральных чисел?
Как выполняется сложение и вычитание десятичных дробей?
4. Усвоения новых знаний и способа действий.
Умение обосновывать и доказывать свою точку зрения позволяет детективам “выводить преступников на чистую воду”. И вам предстоит сейчас первое испытание - раскрыть дело под названием “Сравнение и сложение и вычитание десятичных дробей”.
Тест со взаимопроверкой (по вариантам)
1 вариант
1. Вычислите: 4,38+3,27-4,28
а) 11,93; б) 3,28; в) 3,38; г) 3,37.
2. Сумма чисел 13,213 и 2,59 равна:
а) 15,703; б) 134,72; в) 15,803; г) 158,03.
3. У числа 40,206 в разряде сотых:
а) 2 единицы; б) 0 единиц; в) 6 единиц.
4. Дробь, в которой 0 целых 8 десятых 5 тысячных:
а) 0,805; б) 0,85 в) 0,8005; г) 0,0805.
Ответы: 1) г) 3,37; 2) в) 15,803; 3) б) 0 единиц; 4) а) 0,805.
2 вариант
1. Вычислите: 6,28+5,23-2,58:
а) 11,93; б) 9,03; в) 4,38; г) 8,93.
2) Сумма чисел 17,223 и 2,68 равна:
а) 19,803; б) 13,72; в) 19,903; г) 199,03.
3) У числа 56,409 в разряде сотых:
а) 4 единицы; б) 0 единиц; в) 9 единиц.
4) Дробь, в которой 0 целых 6 десятых 8 тысячных:
а) 0,608; б) 0,86; в) 0,6008; г) 0,0608.
Ответы: 1. г) 8,93. 2) в) 19,903; 3) б) 0 единиц; 4) а) 0,608.
5. Физкультминутка.
Не секрет, что у хорошего детектива зоркий глаз и отличная физическая подготовка. Проведем небольшую зарядку.
Чтоб глаза твои зоркие были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотри и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся, что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно,
Ну, а дальше будь здоров!
6. Очередное испытание кандидатам в детективы – работа с шифровкой.
Игра “Отгадай пословицу”.
1 вариант
3,2+1,8=5 с | 10,3-8,3=2 д |
1,4+0,6=2 д | 100-70,7=29,3 е |
10,36-9=1,36 е | 8,4+1,6=10 л |
9,99+0,01=10 л | 0,28+0,52=0,8 о |
9,2-2,8=6,4 а | |
5,83+4,17=10 л |
Ключ
0,8 | 5 | 6,4 | 1,36 | 2 | 10 | 29,3 |
о | с | а | н | д | л | е |
2 вариант
13,2-1,2=12 г | 5,5-2,6=2,9 с |
100-81,3=18,7 у | 5,43+2,6=8,03 м |
2,1-1,9=0,2 л | 6,44+3,56=10 е |
2,24-1,16=1,08 я | 3,4-3,2=0,2 л |
5,4+8,3=13,7 й | 20,3-1,3=19 о |
Ключ
18,7 | 10 | 1,08 | 2,9 | 12 | 19 | 8,03 | 13,7 | 0,2 |
у | е | я | с | г | о | м | й | л |
Выполняем взаимопроверку. Максимум – 6 баллов.
7. Итоги урока. Рефлексия. Д/з.
Вы прошли все испытания. Кастинг завершен. Пришла пора узнать, какую квалификацию вы можете получить в детективном агентстве. Оценка - сумма баллов делится на 2.
Нашли мы то, что искали? И что мы с вами нашли? Повторите алгоритм сравнения сложение и вычитание десятичных дробей. Кто получил ту квалификацию, которую планировал в начале урока?
Принцип “Микрофон”:
- что понравилось?
- что вызвало затруднение?
- за что можете себя похвалить?
Кто получил ту квалификацию, которую планировал в начале урока?
Все качества, которые я перечислила вам за урок, присущи не только детективам, но и тем, кто увлечен математикой, кто стремится постичь все ее тайны и законы.
А завершить урок я хотела бы небольшим стихотворением:
Дроби всякие нужны, дроби разные важны.
Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.
Если будешь дроби знать, точно смысл их понимать,
Станет легкой даже трудная задача.
Спасибо за урок!
Домашнее задание.
1. Буратино придумал примеры с “размазанными” цифрами. Перепишите их в тетрадь, восстановив “размазанные” цифры.