Цель урока: рассмотреть вопросы, связанные с новым понятием “ветер”.
Задачи урока:
- сформировать представление учащихся о природе ветра,
- о причинах его возникновения,
- о связи силы ветра с величинами атмосферного давления;
- учить связывать научные представления с реальной жизнью,
- сформировать понятия “ветер”, “бриз”.
- продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся (их поисковая деятельность);
- формирование познавательной активности, умения решать проблемные ситуации.
Оборудование.
- Учебник под редакцией Домогацких Е.М. География, 6 класс.
- Компьютер, экран, мультимедийный проектор.
- Презентация к уроку. (Приложение 1)
- Таблица “Сила ветра”. (Приложение 2)
- Оформление для рефлексии. (Приложение 3)
- Карточки с домашним заданием для розы ветров. (Приложение 4).
- Уроки географии Кирилла и Мефодия - 6 класс.
- Книга “Неспокойная планета”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, психологический настрой.
2. Проверка домашнего задания.
3. Подготовительная работа (актуализация знаний).
А проведу я на вас интеллектуальную атаку. Перед вами опорные понятия на доске (воздух, атмосфера, атмосферное давление, температура воздуха) (слайд 1). Они помогут нам сегодня на уроке. Давайте вспомним, что мы о них знаем.
Вопрос. Какую оболочку вы сейчас изучаете? (Атмосферу.)
Вопрос. Что такое атмосфера? (Воздушная оболочка.)
Вопрос. Каковы свойства воздуха? (Температура, вес.)
Вопрос. От чего зависит температура воздуха? (От нагревания земной поверхности.)
Вопрос. Что такое атмосферное давление, от чего оно зависит? (Разница в температуре воздуха, от высоты.)
3. Переход к изучению новой темы
Объяснение начинается с проблемного вопроса.
Учитель.
- Представьте, что вас пригласили к друзьям на дачу, покататься на лыжах. День прошёл незаметно, вы получили огромное удовольствие от такого отдыха. Нужно возвращаться. Пришли домой. Нужно согреться. Принесли дров. Затопили печь. Вы сидите и слушаете, как потрескивают дрова, в доме становится тепло (слайд 2-3). Ребята, вы никогда не задумывались, куда девается дым? (Дым выходит в трубу.)
- Почему дым не заходит в комнату? (Дым вытягивается в трубу.)
- Почему дым вытягивается в трубу? (Ученики затрудняются.) Учитель наводит на мысль о разности давления воздуха на уровне топки и вершине трубы.
- Так почему дым вытягивается в трубу? (На уровне топки amмосферное давление больше, а на середине трубы меньше. Дым движется от области высокого давления в область низкого.)
Учитель отмечает, что такое явление - движения воздуха от области высокого давления в область низкого проявляется не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении.
- Приведите пример такого явления. (Ветер.) (Cлайд 4)
Объявление темы и определение целей урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить о ветре. А что бы вы хотели узнать?
Дети отвечают (слайд 5):
- Узнать что такое ветер.
- Выяснить причины возникновения ветра.
- Познакомиться с различными типами ветров.
- Узнать о направлении, силе, скорости ветра и его измерении.
- Определить значение ветра в природе и в жизни человека.
4. Изучение нового материала
Вопрос. Итак, какое самое главное условие необходимо для того, чтобы возникло движение воздуха – ветер?
Ответ детей. Разница в атмосферном давлении.
А) Понятие “бриз”
- Главная причина возникновения ветра – это разница в атмосферном давлении над разными участками поверхности. (Слайд 6) Давайте рассмотрим образование ветра, который возникает на берегу моря и называется бризом. Этот ветер дважды меняет своё направление в течение суток. Представьте, что вы находитесь на берегу моря в жаркий летний день. (щелчок мыши) Воздух на суше нагревается быстрее, чем вода, а мы знаем, что чем выше его температура, тем он легче, и тем самым он устремляется вверх. (щелчок мыши) У поверхности Земли создаётся область низкого давления. Почему? Известно также, что для нагревания 1 см3 воды требуется в 3 раза больше тепла, чем для нагревания того же количества песка. Следовательно, вода будет нагреваться медленнее. И над поверхностью воды воздух будет тяжелее и холоднее. Именно поэтому летом со стороны воды веет прохладой. Здесь образуется область низкого давления. Более холодный воздух со стороны моря устремляется на сушу. Из области более высокого давления в область более низкого давления (щелчок мыши). Образуется ветер, который носит название бриз.
Ночью наоборот (слайд 7). Может кто-то попробует сам нам объяснить?
Суша остывает быстрее, чем вода (щелчок мыши). Холодный воздух над ней уплотняется. Здесь образуется область высокого давления.
А над морем наоборот (щелчок мыши). Нагретая за день поверхность воды отдаёт своё тепло гораздо медленнее. Воздух остывает не так быстро, как над сушей. Здесь образуется область низкого давления.
- Как вы думаете, что будет происходить с воздухом? (Ответы детей) (щелчок мыши)
Правильно, воздух будет устремляться из области высокого давления в область низкого давления, т.е. с суши на воду. Возникает ночной бриз (слайд 8).
- Кто может дать определение понятия ветер? (слайд 9)
- Кто сформулирует определение понятия “бриз”? (После ответа щелчок мыши)
В тетрадях записываются определения понятий.
В) Характеристики ветра.
1. Направление.
Вы ежедневно наблюдаете за погодой, в т.ч. и за ветром. В дневнике наблюдения мы пользуемся условными обозначениями. Давайте их вспомним (слайд 10). Направление-это, то, откуда дует ветер. И своё название ветер получает от направления (стороны горизонта) Вспомним стороны горизонта по компасу. Давайте выполним задание со слайда, а потом проведём взаимопроверку. (Слайд 11)
Кто не сделал ни одной ошибки? 1?2?
Направление ветра определяют с помощью флюгера, шаров – пилотов, а так же по развевающемуся флажку, по направлению дыма, идущего из труб, но более точно это можно сделать с помощью флюгера.
Устройство флюгера. (Слайд 12)
Стрелка флюгера (она называется флюгарка) свободно вращается на стержне и острым концом всегда направлена против ветра. Ниже стрелки прикреплены неподвижно 8 указателей основных и промежуточных сторон горизонта. Таким образом, стрелка всегда показывает то направление, откуда дует ветер.
Давайте поиграем в игру “Флюгер”. (Физкультминутка).
Я буду называть, какой ветер сейчас будет дуть, а вы поворачиваетесь, как флюгер.
2 “Роза ветров”. Откройте с.138 учебника, прочитайте пункт 3. Попытайтесь выяснить что такое роза ветров и как она строится.
Затем повторяем с использованием анимации. (Слайд 13)
3. Сила и скорость ветра.
Даны три пары цифр (слайд 14). Определите, куда будет дуть ветер, и в каком случае он будет дуть сильнее? Почему?
769 мм рт/ст – 758 мм рт/ст
762 мм рт/ст – 762 мм рт/ст
758 мм рт/ст – 761 мм рт/ст
Учащиеся: В первой паре цифр ветер будет дуть сильнее, т. к. разница в атмосферном давлении составляет 11 мм рт/ст.
Учитель: Подвожу итог.
Правило: Чем больше разность давления между двумя соседними участками, тем быстрее передвигается воздух, а значит, сильнее дует ветер. Запишите вывод в тетрадь.
Посмотрите в окно и скажите, есть ли сегодня ветер? Сильный он или нет?
Как мы на первый взгляд можем определить силу ветра?
О скорости ветра можно судить по местным признакам: по отклонению деревьев, дыма из труб.
Ученые силу и скорость ветра определяют с помощью прибора АНЕМОМЕТРА. Её определяют по числу оборотов вращающейся вертушки. (Слайд 15)
Но ещё используется шкала Бофорта. (Слайд 16)
Фрэнсис Бофорт в 1806 году впервые предложил оценивать скорость (силу) ветра в баллах.
Возьмите таблицу, которая лежит у вас на парте. Назовите ветры, в зависимости от их скорости силы. Сколько баллов вы бы поставили сегодняшнему ветру?
А моряки определяют силу ветра по колебаниям воды. А на море это выгляди вот так.
- Штиль (слайд 17)
- Сильный (слайд 18)
- Шторм (слайд 19)
- Ураган (слайд 20)
А эту картину (слайд 21) написал известный русский художник- маринист. Море бушует. Человек испытывает страх перед такой стихией. Кто знает, как называется картина и кто её автор? (И.Айвазовский “Девятый вал”). Но, самое ветряное место на Земле – в Антарктиде. На большой высоте ледяного щита скорость ветра постоянная – 20 – 25 м/с (слайд 22). Видите, ветер такой силы может быть очень опасным для человека.
3. Сообщение “Торнадо” (слайд 23) + просмотр сюжета “Уроки географии Кирилла и Мефодия - 6 класс”.
Г) Значение ветра (видео-викторина). (Слайд 24)
- Ветер – великий работник в природе (перегоняет тучи, облака) (слайд 25)
- Очищает воздух (загрязненный воздух уносит из населенных пунктов) (слайд 26)
- Вырабатывает электроэнергию (слайд 27)
- Ветер “съедает” горы, сглаживает их, создавая причудливые формы рельефа (слайд 28, 29)
- Помогал мореплавателям, влияет на течения (слайд 30, 31)
- Переносит семена растений и споры грибов (слайд 32).
5. Итог урока. (Слайд 33)
Соотнести понятия и определения.
- Ветер.
- Бриз.
- Флюгер.
- Анемометр.
- Атмосферное давление.
- Штиль.
- Ураган.
- Ветер, дующий днём с моря на сушу, а ночью с суши на море.
- Движение воздуха в горизонтальном направлении из мест высокого давления к местам низкого давления.
- Прибор для определения скорости ветра.
- Простейший прибор, определяющий направление ветра.
- Сила, с которой воздух давит на поверхность.
- Полное безветрие или очень слабый ветер со скоростью не более 0,5 м/сек.
- Ветер разрушительной силы и большой продолжительности.
6. Рефлексия. (Слайд 34)
Ребята, давайте вернёмся к целям, которые мы ставили перед собой в начале урока. Если вы достигли цели - ставим “+”, если затрудняетесь – ставим “?” - надо внимательно поработать дома. Что нового вы сегодня узнали? Попутного вам ветра! (Слайд 35).
7. Домашнее задание:
- &21 пересказ;
- построить “Розу ветров” по данным;
- подобрать загадки, пословицы, поговорки, стихи о ветре и оформить их.