Конституция Российской Федерации

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (765 кБ)


Тип урока: урок-диспут.

Цель: формирование у учащихся представлений о Конституции Российской Федерации и государственной символики России, развитие патриотических чувств и любви к своей родине.

Задачи:

  • Образовательная – ознакомить и расширить представление учащихся о Конституции и государственной символике России.
  • Воспитательная – содействовать воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям, отраженным в Конституции РФ, к законам и символике государства.
  • Развивающая – развивать у учащихся познавательный интерес к основному закону РФ и содействовать развитию общих представлений о государственной символике.

Оборудование:

  1. Политическая или географическая карта современной России карта.
  2. Изображение государственного герба и флага.
  3. Звукозапись гимна России.

Термины:

  • Конституция – от лат. слова constitutio – устройство, постановление; это юридический документ, который должен обеспечить необходимое ограничение власти, закрепить неотъемлемые права, сбалансировать интересы всех слоёв общества.
  • Герб – это главный символ государства, в нём в образной форме выражена государственность страны и её государствообразующие нации.
  • Флаг – с греч. Означало «сжигать, озарять, гореть», на древнерусском «стяг».
  • Гимн – с греч. – торжественная песнь.

Оформление доски:

Даты: 10 декабря 1948 г. – Всеобщая декларация прав человека.
12 декабря 1993 г. – принята Конституция РФ.
Тема: Конституция Российской конституции
План:
Вопросы: Зачем нам нужна Конституция России? Какую роль играет государственная символика России?
Термины
Конституция, Герб, Флаг, Гимн
Схемы

План:

  1. Конституция РФ:
    а) история принятия конституции в России.
    б) Конституция РФ (общая характеристика).
    в) всеобщая декларация прав человека

  2. Государственная символика РФ:
    а) Герб. История принятия герба России.
    б) Флаг. История принятия флага.
    в) Гимн. История принятия гимна в России.

Ход урока

Объяснение нового материала.

I. Конституция РФ.

А) История развития и принятия конституции в России

  1. Первые попытки предпринял Александр I (проект Сперанского М. М.).
  2. Первые документальные конституции были созданы декабристами П. Пестелем и Н. Муравьевым.
  3. Попытка провозглашения конституции путём реформаторской деятельности Александра II.
  4. Предпосылки к созданию конституции – Манифест 17 октября 1905 г. Николаем II. Вопр: Почему мы говорим о манифесте как о документе предшествующем конституции?
  5. В Советской России было 4 конституции:
    А) 1918 г.
    Б) 1924 г.
    В) 1936 г.
    Г) 1977 г.
    К сведению: Одна из демократических конституций базирующихся на Хельсинском акте, подписанном СССР 1 августа 1975 г.
  6. 12 декабря 1993 г. – на всенародном референдуме была принята Конституция РФ.

Б) Конституция РФ (общая характеристика).

  1. Общая характеристика: 9 глав; 137 статей – 9 положений.
  2. Конституция основной закон России, так как он имеет высшую юридическую силу.
  3. Гарантирует права и свободы человека (говорящиеся во Всеобщей декларации прав человека).
  4. Основные ценности нашей конституции:
    А) нравственные ценности;
    Б) ценности демократии;
    В) ценности патриотизма;
    Г) ценности международного сотрудничества;
    Д) ценности социального мира;
    Е) человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
  5. Главные задачи:
    А) закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;
    Б) упорядочить государственную власть (схема);
    В) утвердить правосудие.

  6. Подведение итогов.

В) Всеобщая декларация прав человека

Принята 10 декабря 1948 г.

  1. Конституция основана на этом документе.
  2. Причина принятия этого документа.
  3. Всеобщая декларация – идеал современного права.
  4. Охарактеризовать: у каждого человека на земле есть его неотъемлемые права, они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира.
  5. Группы, на которые делится декларация.
    1 группа – ограждающие права: право на жизнь, на неприкосновенность жилища, личности и т.д.
    2 группа – право на свободную активность самого человека: право на свободу творчества и т.д.
    3 группа – права обязывающие государство и общество заботится о человеке, создать ему социальную защиту: право на охрану здоровья, на достаточный жизненный уровень и т.д.
    Вопр: Почему декларацию называют – идеалом права?
  6. Итог: Всеобщая декларация прав человека – это общечеловеческий идеал (образец) права к которому должны стремиться все народы и все государства.

II. Государственная символика России

А) Герб

  1. Герб России был принят при Иване III, в тот период, когда он женился на Зое (Софье) Палеолог.
  2. В периоды правления следующих российских правителей он постепенно дополнился.
  3. В советском государстве иной герб (описать герб).
  4. Характеристика герба: сам орёл благородная птица, символизирующая силу, быстроту и многие другие характеристики; две головы – символизируют то, что страна состоит из двух частей; то, что стране необходимо оборонять Россию с Запада и Востока; короны над головами символизируют:
    А) единое братство и историю 3-х славянских народов – русских, украинцев и белорусов;
    Б) современное толкование – союз 3-х ветвей власти
    в когтях орел держит скипетр и державу – символы царской власти; на груди мы видим щит с изображением Святого Георгия Победоносца – свидетельствующий о преемственности России от Руси Московской и на Москву как на собирательницу и защитницу земель русских.
  5. Итог: Недаром в XXI в. двуглавый орел стал символом России.

Б) Флаг

  1. Флаг в древней Руси – стяг.
  2. Триколор (белый, синий, красный) был принят Петром I и находился на торговом флоте.
  3. Государственный флаг –
    чёрный – цвет орла – державного
    жёлтый – фон герба
    белый – цвет одежды Георгия Победоносца как символа жертвенности в борьбе с врагами Отечества
    Был принят Иваном III
  4. В России существовали споры о том, какому флагу быть:

  5. Много казусов происходило с существованием – двух флагов
    Пример: Александр II, попав во Францию, после крымской войны увидел сочетание цветов российского и французского флагов.
  6. В советской России – красный флаг с серпом и молотом.
  7. В XXI в. президент принял решение о триколоре – бело-сине-красном.
  8. Итог.

В) Гимн

(прослушивание аудиозаписи с современным гимном – Приложение)

Императорская Россия

  1. 1812-1815 гг. «Хор для кадрили» композитор: О.А. Козловский; Текст: Г.Р. Державин
  2. 1833-1917 гг. «Боже, царя храни» композитор: А.Ф. Львов; Текст: В.А. Жуковский

Советская Россия

  1. 1917-1943 гг. «Интернационал» композитор: П. Дегейтер; Текст: Э. Потье
  2. 1944-1990 гг. «Гимн СССР» композитор: А.В. Александров; Текст: С.В. Михалков

Современная Россия

  1. 1991-2001 гг. «Жизнь за царя» музыка из оперы М.Н. Глинки
  2. с 1 января 2001 г. «Государственный гимн России» композитор: А.В. Александров; Текст: С.В. Михалков (измененные слова)
  3. Итог.

Заключение

  1. Ответы, на вопросы, отмеченные на доске.
  2. Поощрение отвечающих и активных.