Цели: актуализировать знания о служебных частях речи и их отличии от самостоятельных частей речи
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, толковые словари, тексты для учеников (Приложение 1, 2, 3)
ХОД УРОКА
1. Орг.момент (учащиеся заранее должны быть разделены на 4 группы, в каждой группе должен быть выбран руководитель; на партах должны лежать все материалы, необходимые для урока).
- Здравствуйте, ребята! Наш урок я хочу начать со слов академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: “В жизни надо иметь своё служение – служение какому-то делу. Пусть дело будет маленьким – оно станет большим, если будешь ему верен.”
Дмитрий Сергеевич Лихачев – это русский филолог, искусствовед. Он был защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности. Он был образцом служения русскому языку, русской культуре. Великий гражданин России. Исследователь русской литературы, русского языка.
- Мы с Вами сегодня тоже будем исследователями. Вы разбиты на исследовательские группы. В каждой из групп есть руководитель. Необходимые материалы для исследования находятся на ваших столах.
- Сначала попробуем определить объект нашего исследования и сформулировать тему и цель.
2. Актуализация знаний
- Возьмите листы с заданием № 1. Перед Вами текст, прочитайте его (ученики читают про себя). (Дан текст с пропусками служебных частей речи, вначале эти пропуски не обозначены)
Патриотизм русского человека ведом всему миру. особенным свойствам русского народа он носит особый характер самой глубокой горячей любви родине. Эту любовь можно сравнить любовью матери, самой нежной заботой ней. Кажется, одном другом языке рядом словом “родина” поставлено слово “мать”. Приложение 1
Мы говорим просто родина, мать – родина. много глубокого смысла этом сочетании двух самых дорогих человека слов!
- Все ли правильно в этом тексте? Где ошибка в тексте, чего не хватает (После ответов учеников на слайде появляется текст, в котором на месте пропусков стоят точки)
- Давайте попробуем восстановить в текст недостающие языковые единицы.
- Что мы восстановили? (ответы детей: предлоги, союзы, частицы)
- Как такие слова называются? (служебные части речи)
- Итак, эти слова объединены в одну группу. Значит, о каких словах мы с вами сегодня будем говорить на уроке? (о служебных частях речи)
- Предположите тему нашего урока? (служебные части речи)
Цель урока: узнать отличительные черты служебных частей речи и находить их в тексте.
- Давайте еще раз обратимся к нашему тексту. О чем этот текст? Какова его тема и основная мысль? Как вы понимаете слово “патриот”? Как этот текст связан с темой эпиграфа к уроку? (Звучат ответы учеников)
3. А теперь переходим к следующему этапу нашего урока.
- Мы с вами находимся в исследовательской лаборатории. У каждой группы есть своя карта исследования (это лист с заданием № 2). Вам необходимо проанализировать данное в предложении слово по заданным признакам. После того как вы проведете исследование, руководитель группы представит ваши выводы. На работу отводится 3 минуты. Приложение 2 (звучит тихая музыка, после ее окончания слышен звонок будильника; значит, работа окончена).
- Итак, ваша работа окончена. Руководитель группы зачитывает предложение, называет слово, с которым работала группа и делает выводы. (Ответы учеников по группам).
- Скажите, ребята, что позволяет объединить предлоги, союзы и частицы в одну группу, группу служебных частей речи? Чем они отличаются от самостоятельных частей речи?
- Давайте сделаем вывод. На слайде вы видите текст с пропусками. Вставьте слова, которые пропущены.(Далее мы уточняем, служебные функции каждой служебная части речи, и это появляется на слайде)
4. Физкультминутка (Релаксация. Закройте глаза. Представьте, что вы в весеннем лесу, поют птицы, звучит музыка...)
5. А сейчас давайте попробуем узнать служебные части речи в тексте (Дается три текста, и ученики называют сначала предлоги, потом союзы и в конце частицы. Далее можно поработать над темой этих текстов и их связью с эпиграфом).
6. - Мы провели исследование, проверили ваши выводы на практике, а теперь пришло время пройти испытание по теме “Служебные части речи)
- Возьмите конверт с индивидуальным заданием (На столах лежат по пять конвертов, в них один текст, но слова выделены разные). Перед вами текст Д.С.Лихачева, чьи слова взяты эпиграфом к нашему уроку. Учитель читает текст.
- Ваша задача среди выделенных слов найти служебные части речи и выписать буквы, которыми обозначены эти слова.
- Впишите буквы в ячейки в том порядке, в каком они расположены в тексте. Приложение 3
- Проводим проверку. (По мере ответов учеников на слайде появляются буквы, как в поле чудес).
Получилась фраза “высочайший долг человека”.
- Как вы думаете, ребята, как соотносится данная фраза с эпиграфом нашего урока? В чем заключается высочайший долг человека? (Ответы учеников. На слайде появляется фраза “служить людям”.)
Также служебные части речи выполняют свой долг. Они служат на благо людям.
7. Рефлексия.
- на уроке понравилось, потому что ...
- на уроке не понравилось, потому что ...