Современный образовательный процесс дошкольных учреждений ориентирован на федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ), в которых указано на необходимость « …построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми».
Реализация образовательной области «Познание» в части развития познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается за счет таких форм работы, как:
- экспериментирование;
- исследование;
- коллекционирование;
- проектирование.
Эти формы работы позволяют обеспечить достижение интегративного качества выпускника дошкольного учреждения, которое определено в ФГТ как «Любознательный, активный». Данное качество характеризуется тем, что ребенок «…интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».
Задаче формирования детской любознательности и активности оптимально соответствует экспериментирование как форма детской познавательной деятельности и как метод ее организации. (Н.Н.Поддъяков, Ф.А.Сохин, С.Н.Николаева).
В дошкольной педагогике по-разному определяется понятие «экспериментирование».
«Экспериментирование – деятельность, в которой проводится научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий» (М.А. Поваляева).
«Экспериментирование – особая форма поисковой деятельности ребенка» (С.А.Козлова; Т.А. Куликова)
«Экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности детей, с другой» (Н.Н.Поддъяков)
В научной и методической литературе доказывается эффективность экспериментирования как метода познания окружающего мира. Деятельность экспериметирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, познавательную активность. По мнению академика Н.Н.Поддъякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов: Н.Н.Поддъякова, Ф.А.Сохина, С.Н.Николаевой, Л.А.Венгера, Н.А.Ветлугиной, И.Д.Зверева и др. Ученые предлагают организовывать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериметированием как видом деятельности, но его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, т.к. возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.
Современные исследования доказывают, что в возрасте трех лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность. Поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно. После пяти лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создавать модель явления и обобщать полученные действенным путем результаты, сопоставлять их, классифицировать и делать выводы о данных явлениях.
Таким образом, для детей дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности, а для взрослого выступает методом организации познавательной деятельности ребенка.
В МКОУ «Детский дом №3» г. Новокузнецка воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от трех до семи лет. Как правило, до поступления в образовательное учреждение, дети находились в неблагоприятной жизненной ситуации, что негативно сказывается на личностных качествах, познавательной и эмоциональной сферах.
Работая с детьми, воспитывающихся в условиях детского дома, мы сделали вывод, что для них характерно неустойчивое отношение к животным и растениям, отсутствует выраженная положительная направленность к этим объектам. Отношение к окружающему миру ситуативное. Дети, наряду с отдельными позитивными действиями, могут проявлять по отношению к объектам небрежность, даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно, могут присоединиться к неправильному поведению других. Большинство детей по собственной инициативе не проявляют желание общаться с живыми существами, у воспитанников отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними. В связи с тем, что личный опыт детей беден, представления о природных объектах и их свойствах поверхностны, часто неадекватны. Живыми считают неживые объекты, имеют незначительные представления о нормах отношения к животным и растениям. Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не осознают почему. Мотивируют необходимость бережного отношения к ним, утверждая, что « так и надо». Не выполняют правила гуманного взаимодействия с природой, не умеют ухаживать за живыми существами.
Данные выводы подтверждаются результатами педагогического обследования. Так, в сентябре 2011 года, в подготовительной группе детского дома было проведено обследование 12 дошкольников, целью которого явилось определение:
- уровня освоения детьми знаний о живой и неживой природе;
- уровня освоения действий по экспериментированию с природными явлениями и объектами (вода, воздух, снег, почва).
На основе Примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева) были выделены показатели, характеризующие высокий, средний, низкий уровень сформированности экспериментальной деятельности у детей. (Приложение). Результаты обследования показали, что в начале учебного года воспитанники обладали:
64 % – низким уровенем,
23 % – средним уровнем,
7 % – высоким уровенем.
Полученные результаты привели к необходимости разработки цикла образовательных мероприятий по детскому экспериментированию, организованных в формах совместной деятельности детей и воспитателя и самостоятельной деятельности.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную экспериментальную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для саморазвития. В связи с этим нами был оформлен уголок экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В уголке имеется разнообразное оборудование:
- различные емкости;
- шприцы, трубочки;
- увеличительные стекла, лупы;
- измерительные приборы;
- компас, бинокль;
- микроскоп;
- губка, пенопласт, поролон,
- образцы почвы, песок, глина, камни и т.д.
Созданные условия вызвали повышенный интерес к экспериментированию у детей подготовительной группы.
Нами также были систематизированы (из
различных источников) конспекты занятий по темам
«Воздух», «Земля», «Глина», «Почва», «Вода»,
«Камни», «Песок». В эту систематизацию вошли
эксперименты с песком, водой, глиной, землей,
воздухом, магнитом, свечой, снегом и т.д.
Оформлена картотека опытов по временам года.
Разработаны и систематизированы экскурсии,
наблюдения, целевые прогулки, экологические
развлечения, праздники, игры, викторины,
познавательные сказки. Все эти формы работы
включают простейшее экспериментирование.
Немаловажное значение для развитияу детей
поисковой и экспериментальной деятельности
имеет познавательная литература: энциклопедии
«Все обо всем» (А. Ликум), «Что есть что», «Сто
тысяч почему» (М. Ильин), «Что такое. Кто такой»
(А.Г. Алексин и д.р.), стихи, пословицы, загадки и
т.д. Тематическая подборка книг соответствует
изучаемым объектам и располагается в специально
оформленном литературном уголке, где, кроме книг,
подобраны картины, иллюстрации, познавательные
игры.
Для совместной деятельности разработаны и оформлены «Журнал наблюдений», таблицы, схемы, коллажи по пройденным темам, минимакеты. Для большей заинтересованности и усвоения материала на занятиях используются сказочные персонажи – кукла Незнайка, кукла-ученый Галилео Галилей.
Поисково-исследовательская деятельность – это интегрирующийся с другими вид деятельности: наблюдение, труд, игровая деятельность, развитие речи, конструирование, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений, чтение художественной литературы, музыкальным и физическим воспитанием. Поэтому в работе с детьми мы используем возможности других видов деятельности для проведения элементарного экспериментирования. С наибольшим интересом воспитанники включались в такую форму работы как «Час самостоятельности», при которой воспитатель размещает приборы, предметы, объекты в «Уголке экспериментирования» привлекательным для детей образом, мотивируя к самостоятельному экспериментированию.
Наряду с традиционными методами и приемами, мы используем современные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяются компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме, мы пришли к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Данный вывод подтверждается итоговой диагностикой. Отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью. Результаты обследования сформированности экспериментальной деятельности воспитанников на конец учебного года:
40% – низкий уровень,
40% – средний уровень,
20% – высокий уровень.
Проведенная нами работа показала, что для детей дошкольного возраста, воспитанников детского дома, экспериментирование является деятельностью, развивающей их познавательную сферу, формирующей познавательные интересы, активность, самостоятельность, что в конечном итоге способствует успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Литература:
1. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры
с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия
развития, 2009 – 112с.
2. Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рохманова Н.П.,
Щетинина В.В. Ребенок в мире поиска / Под
ред.О.В. Дыбиной – М.ТЦ Сфера, 2005 – 64с.
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В.
Неизведанное рядом: занимательные опыты и
эксперименты для дошкольников / Под ред.
О.В.Дыбиной – М.,ТЦ Сфера, 2004 – 64с.
4. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для
сред.пед.учеб.заведений – М.: Издательский центр
«Академия», 1998.
5. Короткова Н.А.
Познавательно-исследовательская деятельность
старших дошкольников // Ребенок в детском саду. 2003
– № 3, 4, 5; 2002 – №1.
6. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с
неживой природой. Природопользование в детском
саду. Методическое пособие – М. Педагогическое
общество России, 2005 – 80с.
7. Справочник логопеда / М.А. Поволяева – / Изд. 9-Е
– Ростов Н./Д.: Феникс, 2008.