Ход игры |
I. Настрой на урок. |
Мотивация. Определение темы
урока. |
|
Ведущий. Добрый день, уважаемые
гости, родители и дети! Мы с вами на игре “Счастливый
случай”. Именно счастливый случай свёл нас
сегодня всех вместе, чтобы показать наши знания
по русскому языку за второй класс.
Этой теме мы и посвящаем нашу игру.
Главными действующими лицами будут две
команды. |
II. Звучит музыка лошадка! (Слайд
2) |
|
III. Гейм 1. (Слайд 3). |
В.: Гейм от английского слова игра. |
III. Гейм 1. (Слайд 4) Даётся 1 минута.
За это время нужно как можно быстрее ответить на
максимальное количество вопросов. За каждый правильный
ответ – 1 очко. |
В.: Ответить как можно быстрее на
максимальное количество вопросов. I команда.
- На какие вопросы отвечает имя существительное? (Кто?
Что?)
- Что обозначает имя существительное? (Предмет)
- Какие существительные отвечают на вопрос кто? (Люди
и животные)
- Назовите существительное ножницы в
единственном числе.
- С какой буквы пишутся имена людей? (С
заглавной).
- От какого имени образовано отчество Олегович?
(Олег)
- Имена, отчества, фамилии людей и клички животных
– это….. имена собственные.
- Укажите имя собственное:
троллейбус
Макаров
клёст
шоссе
- Перед какими гласными пишется разделительный
мягкий знак? (е, ё, и, ю, я)
- В слове бульон пишется О или Ё?
- В слове листья количество звуков и букв
одинаковое или разное? (6б., 6зв.)
- Подберите к существительному безмолвие
слово близкое по значению (молчание).
- Какие существительные относятся к
одушевлённым, какие к неодушевлённым? (Имена
существительные, которые обозначают людей,
отвечающие на вопросы кто? А остальные имена
существительные на вопрос что?)
- В слове искусный пишется одна с или
две с?
- Как пишется слово шифоньер?
II команда.
- На первый или второй слог падает
ударение в слове щавель?
- Слова, называющие различные чувства,
настроение, черты характера – это имена
существительные? (Да) Например: радость,
гнев, смелость, любовь. На какой вопрос
отвечают? (Что?)
- Кто такой адресант? (Отправитель)
- А кто такой адресат? (Получатель)
- Сколько частей света? (5) Почему? Назовите. Голубой
- Европа, жёлтый - Азия, чёрный - Африка,
зелёный-Австралия, красный-Америка.
- К какому животному может принадлежать кличка
Рыжуха?
- Может ли слово “земля” писаться с большой
буквы? Почему? Какая она по счёту? (Третья)
- В слове цыган пишется ы или и?
- Золушке очень хотелось поехать на бал.
В слове бал пишется одна л или две?
- При образовании однокоренных слов двойные
согласные корня обычно сохраняются или нет? (Да)
касса - кассовый.
- В слове участвовать буква в пишется?
- Из какого языка пришло слово велосипед? (Латинского).
Расшифруйте это слово: “велос”-быстрый, “пед”-нога.
- Как пишется название книг, художественных
произведений, журналов, газет, фильмов, картин?
(С большой буквы; а их названия заключаются
в с обеих сторон в кавычки).
- Назовите улицу, на которой находится наша школа.
(Проспект Победы).
- Слово каникулы пишется через А или О?
|
IV. Гейм 2. “Заморочки из бочки”.
(Слайд 5-11)
Каждой команде предназначено по три вопроса.
Достаёте “заморочки” по очереди. |
Микроитог:
- повторили, что такое имя сущ.,
- что оно обозначает,
- вспомнили пост. признаки;
- закрепили трудные моменты правописания слов из
словаря;
- повторили окр. мир: части света;
- не забыли и про Деда Мороза, которому
подписывали конверт и писали письмо;
- упомянули и Почтальона Печкина,
- который приносил нам детские журналы, а мы
учились их правильно подписывать.
|
Слова для справок: цыплёнок, слон,
волк, мартышка, козлёнок, лиса.
Микроитог: (делают сами дети). |
6. Подобрать и записать к данным
словам слова близкие по значению.
- Дорога - (путь).
- Метель - (вьюга).
- Стужа – (холод).
- Торжество – (праздник).
- Отец – (папа).
- Чародей – (волшебник).
7. К данным словам подобрать слово,
противоположное по значению.
- Свет – (тьма).
- Друг – (враг).
- Зло – (добро).
- Жара – (холод).
- Трус – (храбрец).
- Болезнь – (здоровье).
8. Дописать подходящие по смыслу имена
существительные.
- Стройная (берёза).
- Высокая (сосна).
- Душистые (ландыши).
- Прилежный (ученик).
9. Дописать подходящие по смыслу имена
существительные.
- Голубое (озеро).
- Светлое (платье).
- Прозрачные (ручьи).
- Звонкий (голос).
10. Расставьте подходящие по смыслу имена
существительные, отвечающие на вопрос кто?
Сам придумай.
У (слона) высокий рост,
У лисы пушистый хвост,
У козлёнка крепки рожки,
У цыплёнка тонки ножки,
У мартышки толсты губы,
А у волка остры зубы.
Сам придумай про ежа,
Про ужа и про чижа!
11. Дописать предложения, вставив подходящие
по смыслу имена существительные.
Пришла (зима). Белым (снегом) покрылись
поля и леса. На снегу видны (следы) зверей
и птиц. (Белка) надела тёплую шубку. Она
залезла в дупло. Лиса приготовила ( нору).
Только ходит по лесу и воет голодный (волк).
Он ищет (добычу).
- Вспомнили о словах близких и
противоположных по смыслу.
- Работали над правильной постановкой слов в
предложении.
- Сами придумывали и сочиняли стихи про ежа, ужа
и чижа. |
Физминутка. |
V. Музыкальный номер. (Слайд 12) |
|
VI. Гейм 3. “Ты – мне, я – тебе”.
Музыка. (Слайд 13)
Команды задают друг другу по вопросу. |
|
VII. Гейм 4 “Тёмная лошадка”. Музыка.
(Слайд14-21).
“Тёмная лошадка” предлагает три вопроса на
тему “Имя существительное”.
Микроитог: (делают сами дети). |
15. Шарады. Первое-предлог,
Второе-летний дом,
А целое порой
Решается с трудом. (За-дача).
Начало-голос птицы,
Конец-на дне пруда.
А целое в музее
Найдёте без труда. (Кар-тина).
16. Шарады.
Первое-нота,
Второе-тоже,
А целое-
На боб похоже. (Фа-соль).
17.
Мои кусты легко узнать:
Цвету я гроздьями весною.
Но замените мягкий знак
На букву А-и я завою. (Сирень-сирена).
18.Замените следующие словосочетания, одним
словом с удвоенной согласной.
- Вид городского транспорта. (троллейбус)
- Популярная игра на льду. (хоккей)
- Спортивный бег. (кросс)
19. Замените следующие словосочетания, одним
словом с удвоенной согласной.
- Помещение в школе (класс).
- День недели (суббота).
- Рисунки в журнале, газете, книге (иллюстрации).
20. Замените словосочетания близкими словами
по смыслу
- С+хвойный лес (сбор).
- С+спрятанные ценности (склад).
21. Замените словосочетания близкими словами
по смыслу
- С+сражение (сбой).
- С+дом отдыха (сдача).
- Отгадывали шарады и ребусы, а заодно
поработали в парах и помогали друг другу. |
VIII. Гонка за лидером. (За 1 минуту).
(Слайд 22) Вопросы каждой команде.
Микроитог: (делают сами дети).
- Это задание мы готовили вместе с учителем,
придумывали вопросы нашим соперникам, чтобы они
не отгадали.
- Им даже пришлось брать помощь зала. |
- Исключите одно лишнее слово: Корова, лошадь,
овца, медведь.
- Назовите однокорневые слова к слову берёза
(береста, березняк, берёзовый, подберёзовик,
берёзонька).
- Первый месяц года (январь)
- Килограмм – это тысяча…
- В слове коньки назвать мягкие согласные (н’,к’)
- Назовите близкое по значению слово: боец-солдат.
- Заменить сочетания слов подходящими устойчивыми
выражениями:
проглотить язык - перестать говорить,
яблоку негде упасть - очень много.
- Собрание однородных предметов (коллекция).
- Отгадайте загадку:
На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк,
Разгибаем стебельки-
Собираем огоньки. (Земляника)
II команда.
- Исключите одно лишнее слово: Конверт,
телеграмма, деньги, марка.
- Назовите однокорневые слова к слову медведь (медвежата,
медвежья, медвежонок, медведица)
- Домашнее крупное рогатое животное (корова).
- Столица России...
- В слове герой назвать мягкие согласные (г’,
й’)
- Назовите близкое по значению слово: койка-кровать.
- Заменить сочетания слов подходящими устойчивыми
выражениями:
обвести вокруг пальца - обмануть,
при царе Горохе - очень давно.
- Утренняя еда (завтрак).
- Отгадайте загадку:
Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
“Ну, рассыпчата, вкусна!” (картофель)
- А ещё мы вспомнили мягкие и твёрдые
согласные; закрепили устойчивые выражения,
разгадывали отгадки. |
IХ. Подведение итогов. (Слайд23). -
Как всегда победила дружба! |