Конференция по информатике и ИКТ "Этот познавательный КИТ-2012"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Это мероприятие я провожу в рамках подготовки к игровому конкурсу “КИТ” текущего учебного года, по материалам конкурса прошлого года. Для проведения конференции привлекаются учащиеся 7-10 классов. В 2012-2013 уч.г. я привлекла к участию ученицу 4 класса, под руководством своего учителя, так как в нашей школе информатика в начальных классах не преподаётся. За две недели до проведения конференции учащиеся выбирают и решают задачи, готовят информационное сопровождение материала. Все выступления собираются в единую презентацию, после обсуждения решений участникам конференции выдаются памятные сувениры и сертификаты.

Цель мероприятия: представление и обсуждение решений заданий Всероссийского игрового конкурса “КИТ”; развитие интеллектуальных способностей учащихся, привлечение их к исследовательской деятельности, развитие навыков публичного выступления.

План проведения конференции:

  1. Выступление учителя.
  2. Разбор решений заданий.
  3. Подведение итогов конференции.

Ход проведения

1. Выступление учителя.

Всероссийский игровой конкурс “КИТ — компьютеры, информатика, технологии” проводится с 2008 года. Организатором конкурса в России является Институт продуктивного обучения РАО, возглавляемый академиком М.И. Башмаковым <Рисунок 1>. Марк Иванович Башмаков, академик Российской академии образования, доктор физ-мат. наук. Один из организаторов Всесоюзных олимпиад, журнала "Квант". Автор учебных и научно-популярных книг. В 1989 году учебник по алгебре и началам анализа занял первое место на Всесоюзном конкурсе. Инициатор проведения в России массовых игровых конкурсов, автор многочисленных международных проектов в области образования. В настоящее время 17 его учебников математики для 1-11 классов входят в Федеральный перечень учебников. Проведение конкурса координирует Центральный оргкомитет, сформированный на базе Уфимского филиала ИПО РАО и ООО “Центр педагогических измерений” (г.Уфа). эмблемой конкурса стал китёнок <Рисунок 2>.

Рисунок 1

Рисунок 2

Конкурс “Кит” проводится для всех желающих учащихся 2-11 классов без предварительного отбора. Конкурс проводится в бланочной форме в тестовом формате: участникам предлагается бланк с заданиями, содержащий 26 заданий (во втором и третьем классах - 20 заданий). Учащиеся МБОУ СОШ № 5 г. Гулькевичи Краснодарского края участвуют в этом конкурсе во второй раз (в 2011 г. – 20 участников, в 2012 г. – 27 участников). В 2011 г. 4 призёра муниципального уровня, лучший результат по региону – 126 место из 1032, в 2012 г. результаты будут в марте.

2. Разбор решений заданий.

Задача (21) (4-5 классы, слайды № 2,3). Возраст Бори и его компьютера в сумме составляет 10 лет. Если Борин компьютер проживёт ещё 3 года, то по окончании этого срока возраст Бори и его компьютера в сумме составит... (5 баллов, ответ - 16).

Вопросы учителя: какая возможна ошибка при решении этой задачи, каким будет твой возраст и возраст твоего компьютера через 2 года?

Задачи (7- 8 классы).

(21, слайд № 5) На клетчатой бумаге проведены линии, как показано на рисунке <Рисунок 3>. Данная фигура образована из 17 одинаковых отрезков, которые образуют 6 одинаковых квадратов. Какое наименьшее количество отрезков нужно убрать, чтобы осталось только 3 одинаковых квадрата (5 баллов, ответ – 5 линий).

Рисунок 3

Вопрос учителя: знаешь ли ты похожие задачи в математике (задачи на перекладывание спичек).

(25, слайд № 5) Программист Серёжа написал программу по проверке сбойных секторов на диске. Тестируя программу, Серёжа обнаружил, что проверено 25952 сектора. Ровно через 2 секунды на счётчике опять появилось число, которое читается одинаково в обоих направлениях и является ближайшим к 25952. Cколько секторов проверяется за секунду? (5 баллов, ответ – 55).

Решение: (26062 – 25952) : 2 = 110: 2 = 55

Вопрос учителя: как тобою было найдено ближайшее число, которое читается одинаково в обоих направлениях?

(22, слайд № 6) Программист Клава Крутая может написать программу по анализу фондового рынка за 3 дня, что и было ею с успехом сделано. Однако она забыла пароль к одному из своих компьютеров, в котором находится единственный экземпляр этой программы. При условии, что рабочий день Клавы составляет 8 часов, забытый пароль имеет в своём составе 4 цифры (от 0 до 9), каждый вариант забытого пароля проверяется 10 секунд. Укажите минимальное количество рабочего времени, которое понадобится Клаве при самом плохом развитии ситуации, чтобы закончить работу над проектом как можно быстрее (5 баллов, ответ – 24).

Вопрос учителя: объясни, как найдено количество паролей и времени в секундах на их перебор.

Задачи (8-9 классы).

(30, слайд № 7) У продавца есть восемь гирек весом 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 граммов, внешне неотличимых друг от друга. Продавец положил несколько гирек на одну чашу весов и несколько на другую так, что чаши уравнялись, а одна гирька осталась. После этого покупатель смог однозначно определить вес гирьки на прилавке. Сколько граммов весит гирька, оставшаяся на прилавке (5 баллов, ответ – 6)?

Решение:

А) когда на одной чаше весов две гирьки, а на другой пять.

Тогда:

1) Если бы осталась гирька в 2 г, то масса гирек на весах равна 34г, а на одной чаше весов лежит 17 г. Это невозможно, даже две самые тяжелые из имеющихся гирек в сумме не имеют такую массу.

2) Если бы осталась гирька в 4 г, то масса гирек на весах равна 32г, а на одной чаше весов лежит 16 г. Это невозможно, даже две самые тяжелые из имеющихся гирек в сумме не имеют такую массу.

3) Если бы осталась гирька массой 8 г, то на весах 28 г, на одной чаше 14 г, которые также невозможно получить двумя гирьками.

4) Если бы осталась гирька массой 6 г, то на одной чаше 7 г и 8 г, на другой – 1 г, 2 г, 3 г, 4 г, 5 г. Это единственно возможный вариант.

Б) когда на одной чаше весов три гирьки, а на другой четыре. Тогда покупатель не может однозначно определить вес оставшейся гирьки. Например, первый вариант – если осталась гирька массой 2 г. 3+6+8=1+4+5+7, второй вариант – если гирька в 4г. 1+7+8= 2+3+5+6.

2. (25, слайд № 8) На вход программы, приведённой ниже, поданы два числа 1 и 3 (5 баллов, ответ – 9, 10).

Ввести x, y;

Вывести x, y

Решение:

x y
1 3
3-1= 2 2*2 = 4
2 * 4 + 2 = 10 4 + 10 / 2 = 9

Вопросы учителя: как называется таблица значений переменных (трассировочная), какое свойство линейного алгоритма было использовано при решении задачи (дискретность).

(26, слайд № 9) Количество нулей в произведении чисел от 5 до 25 включительно равно ... (5 баллов, ответ – 6).

Решение: каждый множитель 5 даёт в произведении с чётным числом нуль, в произведении есть 5 в числах 5, 10, 15, 20, 25. Значит, количество нулей равно шести.

Вопрос учителя: найденных чисел пять, почему нулей получается 6 (25 = 5*5).

Задачи (10-11 классы).

(18, слайд № 9) На вопрос “Сколько у тебя компьютерных мышей? Вася ответил: “Три четверти от их числа да ещё четверть мыши”. Сколько компьютерных мышей у Васи (4 балла, ответ - 1)?

Решение: пусть у Васи было x мышей.

Математическая модель ситуации

0,75*x + 0,25 = x

0,25 * x = 0,25

x = 1

Вопрос учителя: мышь – устройство ввода информации, охарактеризуйте его.

2 (23, слайд № 10) Дан код программы:

Program cod;

Var n, sum, mult: integer;

Begin

Write (‘Enter number: ‘);

Readln (n);

Sum: =0;

Mult: =1;

While n>0 do

Begin

Sum: =sum+n mod 10;

Mult: =mult*(n mod 10);

N: =n div 10;

End;

Writeln (‘sum of digits=’, sum+mult);

Readln

End.

Если на вход подано число n=105, то значение выражения sum + mult будет равно...

(5 баллов, ответ – 6).

Решение:

Sum=0+105 mod 10=5

Mult = 1*(105 mod 10) =5

N = 105 div 10=10

Sum = 5+10 mod 10=5

Mult = 5*(10 mod 10) =0

N = 10 div 10=1

Sum = 5+1 mod 10=6

Mult = 0*(1 mod 10) =0

N = 1 div 10=0

Sum+mul t= 6+0=6

Вопрос учителя: перечислите виды деления в языке Турбо Паскаль.

3. Подведение итогов конференции

Слово учителя: сегодня на конференции было рассмотрено решение 9 задач (8 задач достоинством в 5 баллов, 1–4 балла). Вы увидели, что для решения задач игрового конкурса КИТ необходимо логическое мышление, владение математическими навыками. Спасибо всем за подготовленные выступления, каждый участник получает памятный сувенир и сертификат. Ждём нового конкурса, всем успехов в изучении информатики и ИКТ.

Приложение 1.