Урок музыки на тему "О чем поведала мелодия". 4-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (26 МБ)


Тема четверти: «Композитор – имя ему народ » по учебнику музыки Сергеевой  Г.П., Критской Е.Д.

Тема урока: «О чем поведала мелодия?»

Класс: 4

Форма урока:  урок-погружение.

Цель урока: показать неоценимое значение русской народной  песни  в истории русской культуры и в творчестве  русских композиторов.

Задачи урока:

  • Воспитательные:
    • воспитание патриотичности  и  бережного  отношения к  истории Отчизны;
    • воспитание нравственно-духовного начала у учащихся.
  • Развивающие:
    • продолжать приобщать  учащихся к наследию русской народной музыкальной культуры (песенной);
    • продолжать развивать понимание   музыки, изобразительного искусства;
    • продолжать развивать первоначальные навыки владения сравнительным анализом в произведениях искусства;
    • продолжать дальнейшее развитие творческих способностей учащихся (исполнительских, вокальных, актерских).
  • Обучающие:
    • повторить и закрепить знания раннее прослушанных музыкальных произведений и их авторов; закрепить  знание музыкальных средств выразительности, знание инструментов симфонического оркестра,   закрепить навыки работы с   простыми  музыкальными  формами (трехчастной, вариаций), закрепить знания о  понятии опера;
    • рассмотреть  пример использования русской  народной исторической  песни «Как за речкою, да за Дарьею»  в творчестве Н.А.Римского-Корсакова;
    • продолжить   работу над  первоначальным интонационно-выразительным анализом музыкального произведения;
    • закрепить с помощью викторины знания опер Н.А.Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”, «Садко», «Снегурочка».

ХОД УРОКА

Урок начинается  с фоновой музыки. Звучит  вступление «Похвала пустыни»   к опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (муз. фрагмент №1)

У:  Слайд 1. Тема сегодняшнего урока – путешествие вслед за   мелодией. Мы попытаемся вникнуть и понять,  о чем нам хочет поведать мелодия. Много великолепных мелодий мы знаем, давайте вспомним  их. (Ребята вспоминают прослушанные на  уроках музыкальные произведения и имена их создателей).
У:Сегодня еще одно знаменательное знакомство. Давайте обратимся   к  неизвестной для нас мелодии. (Преподаватель играет мелодию  р.н.п. песни «Как за речкою да за Дарьею»)
У: По стилю эта музыка европейская или русская? Обоснуйте свой ответ.
Д: Эта мелодия русская, потому что она напевна, протяжна.
У: Давайте мы « пропоем руками»  и определим,  какими интонациями эта мелодия наполнена. (Дети   дирижируют.)
Д: Мы услышали интонации протяжные, широкого дыхания, мелодически распевные,  как будто мы увидели  российские бескрайние просторы.
У: Как вы думаете, эта народная мелодия  или сочиненная композитором?  
Д: Эта мелодия народная.
У: Мы с вами знаем народные песни разных жанров. Давайте вспомним о них. 
У: Слайд 2.Для того, чтобы определить жанр новой песни, давайте обратимся к  содержанию песни. (Учитель поет,  ученики знакомятся с содержанием песни, уточняют с учителем значение слов, а затем вместе с учителем исполняют первый куплет песни и проходят к выводу, что перед ними историческая песня, посвященная нелегкой  судьбе русского человека во время  татаро-монгольского  ига).
У: Слайд 3 Многие   русские композиторы  обращались в своем творчестве к русской народной песне. Это и М.И.Глинка, и  М.Мусоргский,  и А.Бородин, а  Н.А.Римский-Корсаков собирает народные мелодии  и издает сборник  «100 русских народных песен», из этого сборника песен наша гостья.
У:Мелодия этой песни легла в основу будущей  оперы композитора «Сказание о  невидимом граде  Китеже и деве Февронии».
У: Итак, опера. Вспомним определение.  Давайте внимательно  послушаем музыкальный фрагмент из этой оперы. (Муз. фрагмент №2). Презентация выключается.
У: Понравилась вам музыка? Какие интонации вы здесь услышали?
Д: Мы слышим  напряженные интонации  столкновения, беды.
У: Можем ли мы представить зрительно этот музыкальный фрагмент?
Д: Это картина битвы, поединка. Мы слышим удары мечей, звон щитов, возгласы сражающихся.  
У: Встретилась ли  вам знакомая  мелодия песни?.. Вот она  измененная (учитель  проигрывает  ее).
У: Н.А.Римский-Корсаков, изменяя лад песни (он становится уменьшенным), меняет и настроение темы.
У: Как меняются выразительные интонации этой темы? Давайте еще раз послушаем.
(Звучит повторно  музыкальный фрагмент  симфонической картины с момента проведения основной мелодии-темы татар  и до репризы.)
Д: Интонации становятся более зловещими. Тема русской народной песни,  постоянно
повторяясь, изменяясь (т.е. варьируясь), начинает  звучать  на forte  в группе медно-духовых инструментов.
У: Действительно, мелодия этой песни зазвучала страшно. Этого и добивался композитор, именно   этой  мелодией он показал силу татарского войска. Как вы думаете, почему композитору необходимо  неоднократное повторение мелодии?
Д:  Для того, чтобы  подтвердить свою мысль.
У: Мы с  вами услышали и увидели музыкальное живописное полотно, которое  Н.А.Римский-Корсаков так и назвал «симфоническая картина», тем самым подчеркнув изобразительность музыки. Слайд 4.  В начале 20 века Николай  Константинович Рерих  создаст  декорацию к этой сцене. Она будет знаменита. Давайте  и мы познакомимся с ней.
У: Только я, ребята, не пойму,  почему здесь так много красного цвета, для чего художнику потребовалось столько красного?
Д: Может быть,  художник хотел показать, сколько крови невинных пролилось в этом сражении.
Д: Красным цветом он хотел показать накал сражения.
Д: Это – огненная лава, стихия сражения, которая поглощает все на своем пути.
У: Ну что же, пожалуй, я с вами соглашусь. Но мы с вами   услышали первую часть-начало, вторую часть – сцену битвы, но  не услышали и не увидели, чем заканчивается это сражение. Если бы вы были композитором,  то,  как бы вы закончили  это произведение?  Победно или  поражением. Какими бы музыкальными  средствами выразительности  вы воспользовались? Слайды 5, 6.  Сейчас в своей тетради каждый из вас попробует создать свой план окончания этого музыкального произведения, выразив его с помощью  нам знакомых музыкальных средств выразительности. (Дети после того ,как самостоятельно поработают в тетради, делятся своими идеями.)
У: А теперь давайте послушаем,  как решает закончить  симфоническую  картину автор – Н.А.Римский-Корсаков. 
Д: Произведение заканчивается  поражением русской дружины.  Слышится многоточие, мы слышим diminuendo, темп замедляется,  музыка как будто исчезает.
У: Слайд 7. Да, много осталось лежать в чистом поле защитников земли русской. Давайте вспомним и споем один из куплетов знакомой нам песни. (Исполнение   песни   Л. Афанасьева, сл. И. Шаферана «Гляжу в озера синие»)
У: Но  опера  на этом не заканчивается. (Начинают звучать колокола из 4 действия,2 картины. На  экране изображение следовика. Муз фрагмент №3) Слайды 8, 9.
У: Что это за камень? Кто знает? Это следовик с отпечатанным следом Богородицы. Жители Китежа стали просить у Господа и Богородицы защиты и ее получили. Не сдался татарам Китеж,  скрылся под звон колоколов под водами озера Светлояра на глазах у изумленных татар…
Сила веры, чистота помыслов, любовь к Отечеству спасли китежан.  Слайд 10.
У: Слайд 11.  Заканчивается история, о которой поведала песня, а нам остается ответить на вопрос, о чем рассказала нам русская старинная народная  историческая песня  «Как за речкою, да за Дарьею»?
Д: Слайд 12. Она нам  напомнила об истории страны, о бесстрашных защитниках Отечества.
Мы еще раз вспомнили имена русских композиторов, которые высоко ценили, бережно собирали и использовали в своем творчестве русское   музыкальное наследие, созданное композитором, имя которому – народ.
У: Слайд 13.  Россия – это ведь мы с вами. И какое  будущее будет у нашей Родины, зависит от нас с вами,  от нашего бережного отношения к истории и наследию Отчизны.  Давайте закончим наш урок песней о нас с вами, о нашей России:

«…Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная –
Нет земли красивей»

Слайды №13, 14 – приглашение  на  викторину, посвященную  оперному творчеству  Н.А.Римского-Корсакова.

Окончание урока связано с выставлением положительных оценок и пожеланий для тех ребят, кто  допускал недочеты при ответах.