Тема четверти: «Композитор – имя ему народ » по учебнику музыки Сергеевой Г.П., Критской Е.Д.
Тема урока: «О чем поведала мелодия?»
Класс: 4
Форма урока: урок-погружение.
Цель урока: показать неоценимое значение русской народной песни в истории русской культуры и в творчестве русских композиторов.
Задачи урока:
- Воспитательные:
- воспитание патриотичности и бережного отношения к истории Отчизны;
- воспитание нравственно-духовного начала у учащихся.
- Развивающие:
- продолжать приобщать учащихся к наследию русской народной музыкальной культуры (песенной);
- продолжать развивать понимание музыки, изобразительного искусства;
- продолжать развивать первоначальные навыки владения сравнительным анализом в произведениях искусства;
- продолжать дальнейшее развитие творческих способностей учащихся (исполнительских, вокальных, актерских).
- Обучающие:
- повторить и закрепить знания раннее прослушанных музыкальных произведений и их авторов; закрепить знание музыкальных средств выразительности, знание инструментов симфонического оркестра, закрепить навыки работы с простыми музыкальными формами (трехчастной, вариаций), закрепить знания о понятии опера;
- рассмотреть пример использования русской народной исторической песни «Как за речкою, да за Дарьею» в творчестве Н.А.Римского-Корсакова;
- продолжить работу над первоначальным интонационно-выразительным анализом музыкального произведения;
- закрепить с помощью викторины знания опер Н.А.Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”, «Садко», «Снегурочка».
ХОД УРОКА
Урок начинается с фоновой музыки. Звучит вступление «Похвала пустыни» к опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (муз. фрагмент №1)
У: Слайд 1. Тема
сегодняшнего урока – путешествие вслед за
мелодией. Мы попытаемся вникнуть и
понять, о чем нам хочет поведать мелодия.
Много великолепных мелодий мы знаем, давайте
вспомним их. (Ребята вспоминают
прослушанные на уроках музыкальные
произведения и имена их создателей).
У:Сегодня еще одно знаменательное
знакомство. Давайте обратимся к
неизвестной для нас мелодии. (Преподаватель
играет мелодию р.н.п. песни «Как за речкою да
за Дарьею»)
У: По стилю эта музыка европейская или
русская? Обоснуйте свой ответ.
Д: Эта мелодия русская, потому что она
напевна, протяжна.
У: Давайте мы « пропоем руками» и
определим, какими интонациями эта мелодия
наполнена. (Дети дирижируют.)
Д: Мы услышали интонации протяжные,
широкого дыхания, мелодически распевные, как
будто мы увидели российские бескрайние
просторы.
У: Как вы думаете, эта народная мелодия
или сочиненная композитором?
Д: Эта мелодия народная.
У: Мы с вами знаем народные песни разных
жанров. Давайте вспомним о них.
У: Слайд 2.Для того, чтобы
определить жанр новой песни, давайте обратимся
к содержанию песни. (Учитель поет,
ученики знакомятся с содержанием песни,
уточняют с учителем значение слов, а затем вместе
с учителем исполняют первый куплет песни и
проходят к выводу, что перед ними историческая
песня, посвященная нелегкой судьбе русского
человека во время татаро-монгольского
ига).
У: Слайд 3 Многие русские
композиторы обращались в своем творчестве к
русской народной песне. Это и М.И.Глинка, и
М.Мусоргский, и А.Бородин, а
Н.А.Римский-Корсаков собирает народные
мелодии и издает сборник «100 русских
народных песен», из этого сборника песен наша
гостья.
У:Мелодия этой песни легла в основу
будущей оперы композитора «Сказание о
невидимом граде Китеже и деве Февронии».
У: Итак, опера. Вспомним определение.
Давайте внимательно послушаем музыкальный
фрагмент из этой оперы. (Муз. фрагмент №2).
Презентация выключается.
У: Понравилась вам музыка? Какие
интонации вы здесь услышали?
Д: Мы слышим напряженные интонации
столкновения, беды.
У: Можем ли мы представить зрительно
этот музыкальный фрагмент?
Д: Это картина битвы, поединка. Мы слышим
удары мечей, звон щитов, возгласы сражающихся.
У: Встретилась ли вам знакомая
мелодия песни?.. Вот она измененная
(учитель проигрывает ее).
У: Н.А.Римский-Корсаков, изменяя лад
песни (он становится уменьшенным), меняет и
настроение темы.
У: Как меняются выразительные интонации
этой темы? Давайте еще раз послушаем.
(Звучит повторно музыкальный фрагмент
симфонической картины с момента проведения
основной мелодии-темы татар и до репризы.)
Д: Интонации становятся более
зловещими. Тема русской народной песни,
постоянно
повторяясь, изменяясь (т.е. варьируясь), начинает
звучать на forte в группе медно-духовых
инструментов.
У: Действительно, мелодия этой песни
зазвучала страшно. Этого и добивался композитор,
именно этой мелодией он показал силу
татарского войска. Как вы думаете, почему
композитору необходимо неоднократное
повторение мелодии?
Д: Для того, чтобы подтвердить
свою мысль.
У: Мы с вами услышали и увидели
музыкальное живописное полотно, которое
Н.А.Римский-Корсаков так и назвал «симфоническая
картина», тем самым подчеркнув
изобразительность музыки. Слайд 4. В
начале 20 века Николай Константинович
Рерих создаст декорацию к этой сцене. Она
будет знаменита. Давайте и мы познакомимся с
ней.
У: Только я, ребята, не пойму, почему
здесь так много красного цвета, для чего
художнику потребовалось столько красного?
Д: Может быть, художник хотел
показать, сколько крови невинных пролилось в
этом сражении.
Д: Красным цветом он хотел показать
накал сражения.
Д: Это – огненная лава, стихия сражения,
которая поглощает все на своем пути.
У: Ну что же, пожалуй, я с вами соглашусь.
Но мы с вами услышали первую часть-начало,
вторую часть – сцену битвы, но не услышали и
не увидели, чем заканчивается это сражение. Если
бы вы были композитором, то, как бы вы
закончили это произведение? Победно
или поражением. Какими бы музыкальными
средствами выразительности вы
воспользовались? Слайды 5, 6. Сейчас
в своей тетради каждый из вас попробует создать
свой план окончания этого музыкального
произведения, выразив его с помощью нам
знакомых музыкальных средств выразительности. (Дети
после того ,как самостоятельно поработают в
тетради, делятся своими идеями.)
У: А теперь давайте послушаем, как
решает закончить симфоническую картину
автор – Н.А.Римский-Корсаков.
Д: Произведение заканчивается
поражением русской дружины. Слышится
многоточие, мы слышим diminuendo, темп замедляется,
музыка как будто исчезает.
У: Слайд 7. Да, много осталось
лежать в чистом поле защитников земли русской.
Давайте вспомним и споем один из куплетов
знакомой нам песни. (Исполнение песни
Л. Афанасьева, сл. И. Шаферана «Гляжу в
озера синие»)
У: Но опера на этом не
заканчивается. (Начинают звучать колокола из 4
действия,2 картины. На экране изображение
следовика. Муз фрагмент №3) Слайды 8, 9.
У: Что это за камень? Кто знает? Это
следовик с отпечатанным следом Богородицы.
Жители Китежа стали просить у Господа и
Богородицы защиты и ее получили. Не сдался
татарам Китеж, скрылся под звон колоколов под
водами озера Светлояра на глазах у изумленных
татар…
Сила веры, чистота помыслов, любовь к Отечеству
спасли китежан. Слайд 10.
У: Слайд 11. Заканчивается
история, о которой поведала песня, а нам остается
ответить на вопрос, о чем рассказала нам русская
старинная народная историческая песня
«Как за речкою, да за Дарьею»?
Д: Слайд 12. Она нам
напомнила об истории страны, о бесстрашных
защитниках Отечества.
Мы еще раз вспомнили имена русских композиторов,
которые высоко ценили, бережно собирали и
использовали в своем творчестве русское музыкальное
наследие, созданное композитором, имя которому –
народ.
У: Слайд 13. Россия – это
ведь мы с вами. И какое будущее будет у нашей
Родины, зависит от нас с вами, от нашего
бережного отношения к истории и наследию
Отчизны. Давайте закончим наш урок песней о
нас с вами, о нашей России:
«…Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная –
Нет земли красивей»
Слайды №13, 14 – приглашение на викторину, посвященную оперному творчеству Н.А.Римского-Корсакова.
Окончание урока связано с выставлением положительных оценок и пожеланий для тех ребят, кто допускал недочеты при ответах.