Интеллектуальная игра-викторина "Вопрос на засыпку"

Разделы: Музыка


Ход мероприятия

Ведущий-учитель: Начинаем увлекательную интеллектуальную игру-викторину «Вопрос на засыпку». (Рисунок 1)

Познакомимся с командами

Слева от меня команда – «Квинта»:

  • Даша Лазакович,
  • Стёпа Ганин,
  • Настя Коломоец – капитан команды,
  • Настя Лебедева,
  • Слава Шапран.

И ваш девиз, ребята:

– В мире музыки живём,
Но от наук не отстаём,
В нашем слове цифра 5,
Как же нам не побеждать?!
Ура!

Отличный девиз!

Слева от меня команда ваших соперников – «Аккорд»:

  • Таня Макаренко,
  • Полина Сапрыгина,
  • Расул Кочкоров – капитан команды
  • Соня Киршина,
  • Оля Скопылатова.

И ваш девиз, ребята:

– Мы в мире музыки живём
Играем, пляшем и поём,
Мы можем взять любой аккорд,
Мы установим здесь рекорд!
Ура!

Отлично! Посмотрим, удастся ли вам доказать, что вы лучшие, а пока самое время узнать правила нашей игры-викторины:

Правила наши очень просты
Услышав вопрос, его обсуди,
30 секунд на раздумье у вас,
Чтоб верно ответив, порадовать нас.
Наградою будут жетоны для вас (Рисунок 2)
Чем больше жетонов,
Тем выше ваш шанс,
И времени больше, чтоб разгадать
Вопрос на засыпку.
Должна вам сказать,
Что каждый жетон – это 10 секунд.
Умножим жетоны на время и тут
Вопрос на засыпку
Я вам предложу,
За временем вашим я строго слежу
Как только закончится время у вас
Ответом своим удивите вы нас.

Я объявляю первое испытание –

Раунд ЖИВОЙ МИР

Вас ждут вопросы о флоре и фауне. А вот этот первый жетон получит та команда, которая правильно ответит на вопрос. Каждый жетон равен 10 секундам. Чем больше жетонов вы заработаете за игру, тем больше времени у вас будет для решения последнего – самого трудного вопроса – вопроса на засыпку. Будьте внимательны!

В каком балете Петра Ильича Чайковского звучит его знаменитый Вальс цветов:

  • в балете «Спящая красавица»,
  • в балете «Щелкунчик»,
  • в балете «Лебединое озеро»?

Время!

Совещаются. Нажимают на клавишу.

– Команда «_________» была быстрее. В каком балете Петра Ильича Чайковского звучит его знаменитый Вальс цветов?

– в балете «Щелкунчик»

– Ну, конечно, «Вальс цветов» звучит в балете «Щелкунчик». И команда «____________» получает первый жетон в нашей сегодняшней игре.

На табло счёт 0:1

Какое животное в симфонической сказке Сергея Сергеевича Прокофьева озвучивают сразу 3 валторны:

  • кошку,
  • утку,
  • волка?

Время!

Совещаются. Нажимают на клавишу.

Команда «_________» была быстрее.

Какое животное в симфонической сказке Сергея Сергеевича Прокофьева озвучивают сразу 3 валторны?

– волка

– это правильный ответ, и команда «_________» получает жетон.

Счёт становится __:__

– Мой следующий вопрос звучит так: Какому цветку посвятил одно из своих произведений Пётр Ильич Чайковский в фортепианном цикле «Времена года»:

  • розе,
  • хризантеме,
  • подснежнику?

Время!

Совещаются. Нажимают на клавишу.

Команда «______» была быстрее. – Какому цветку посвятил одно из своих произведений Пётр Ильич Чайковский в фортепианном цикле «Времена года»:

– Подснежнику.

– Это правильный ответ. Вы получаете жетон.

Счёт становится __:__

Переходим к следующему раунду –

УВЛЕЧЕНИЯ

К какой группе музыкальных инструментов относится саксофон:

  • к медным духовым,
  • к деревянным духовым,
  • к клавишно-духовым?

Время!

Совещаются. Нажимают на клавишу.

Команда «_______» была быстрее. К какой группе музыкальных инструментов относится саксофон?

– К деревянным духовым.

– Верно. И команда «_______» получает жетон.

Счёт становится __:__

– Какой музыкальный инструмент может звучать голосом флейты, фагота, гудеть как труба или контрабас, петь как хор виолончелей и арф:

  • аккордеон,
  • баян,
  • орган?

Время!

Совещаются. Нажимают на клавишу.

Команда «_______» была быстрее. – Какой музыкальный инструмент может звучать голосом флейты, фагота, гудеть как труба или контрабас, петь как хор виолончелей и арф?

– Орган.

– Это правильный ответ. И команда «_______»получает жетон.

И счёт становится __:__

Следующий вопрос.

Название «Лунная» дал сонате №14 Людвига ван Бетховена:

  • сам композитор,
  • поэт-романтик Рельштаб,
  • Джульетта Гвиччарди?

Время!

Совещаются. Нажимают на клавишу.

Команда «______»была быстрее. Название «Лунная» дал сонате №14 Людвига ван Бетховена

– поэт-романтик Рельштаб.

– Совершенно верно! Возьмите жетон.

И счёт становится __:__

Вы отлично справились с интеллектуальными заданиями и сейчас мы с вами немножко поиграем. Я приглашаю всех на ВЕСЁЛУЮ ПЕРЕМЕНКУ!

– Ребята, идите все ко мне на игровое поле. Каждому игроку я даю по воздушному шарику и маркеру. За 1 минуту вам нужно написать как можно больше скрипичных ключей. Команда, у которой в сумме окажется большее количество этих музыкальных знаков, получит жетон. Задание понятно?

– Да!

– Тогда, на старт, внимание, начали! Это не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Команда «_______» не отстаёт от своих соперников. А болельщики поддерживают наших игроков. Это здорово! Ребятам действительно сейчас нужна ваша поддержка. Не торопитесь, время есть.

– Всё! Время! Закончили!

Прекрасно! Считаем… У команды «Аккорд» __ скрипичных ключа, а команда «Квинта» нарисовала __ ключа. Жетон достаётся команде «_______». Занимайте свои места.

Наш счёт __:__

Продолжаем нашу увлекательную игру-викторину…

Решительность и воля к победе – это главные движущие силы команд.

Совсем скоро мы узнаем, кто станет победителем, а пока я объявляю раунд –

КУЛЬТПОХОД

Ребята, вам знакома поэма Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила»?

– Да!

– Молодцы! Ответьте, какой композитор написал оперу на этот сюжет:

  • Чайковский;
  • Глинка;
  • Римский-Корсаков?

Время!

Совещаются. Нажимают на клавишу.

Команда «______» вновь была быстрее. Какой композитор написал оперу на этот сюжет поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Ваш вариант ответа?

– Глинка.

– Конечно, это Михаил Иванович Глинка.

И счёт становится __:__

Следующий вопрос. Назовите инструмент, получивший название по имени древнерусского певца-сказителя:

  • лира;
  • баян;
  • гусли?

Время!

Совещаются. Нажимают на клавишу.

Команда «______» была быстрее. Назовите инструмент, получивший название по имени древнерусского певца-сказителя?

– баян.

– Совершенно верно! Команда «______» зарабатывает жетон.

Счёт становится __:__

Какой композитор написал балет «Золушка»:

  • Пётр Ильич Чайковский;
  • Сергей Сергеевич Прокофьев;
  • Михаил Иванович Глинка?

Время!

Совещаются. Нажимают на клавишу.

Команда «______» была быстрее. Какой композитор написал балет «Золушка»?

– Сергей Сергеевич Прокофьев.

– Это правильный ответ.

Возьмите жетон.

Счёт становится __:__

Идём дальше.

Раунд БОЛЬШАЯ КАРТА

Мой первый вопрос в этом раунде звучит так: Шопен – польский композитор, но большую часть своей жизни он прожил:

  • в Париже;
  • в Лондоне;
  • в Риме?

Время!

Совещаются. Нажимают на клавишу.

Команда «______» была быстрее. Где польский композитор Шопен прожил большую часть своей жизни?

– в Париже.

– И это правильный ответ

Команде «______» за правильный ответ достаётся жетон.

На табло счёт __:__

В каком немецком городе родился Иоганн Себастьян Бах:

  • в Лейпциге;
  • в Бонне;
  • в Эйзенахе?

Время!

Совещаются. Нажимают на клавишу.

Команда «______» была быстрее. В каком немецком городе родился Иоганн Себастьян Бах?

– в Эйзенахе.

– Совершенно верно. И я отдаю вам ещё один жетон.

Счёт становится __:__

Родина Эдварда Грига:

  • Франция;
  • Норвегия;
  • Испания?

Время!

Совещаются. Нажимают на клавишу.

Команда «______» была быстрее. Родина Эдварда Грига?

– Это Норвегия.

– Разумеется, это Норвегия. Возьмите жетон.

На табло счёт __:__

– Подвигаемся и разомнёмся в спортивном раунде нашей викторины.

Приглашаю всех участников на

ФИЗКУЛЬТ-ПРИВЕТ

Я приглашаю всех ко мне на игровое поле. Постройтесь в 2 колонны друг за другом. Сейчас будет звучать музыка, 5 разных музыкальных отрывков. Игроки по – очереди бегут к столу, записывают название музыкального произведения и композитора, написавшего это произведение, и возвращаются в конец колонны.

Задание понятно? Приготовились. Начали!

  1. Танец маленьких лебедей П.И. Чайковский
  2. Лунная соната Л. Бетховена
  3. Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского
  4. «К Элизе» Л. Бетховен
  5. «Вальс цветов» П.И. Чайковский

А теперь проверяем. Совершенно справедливо команда «______» получает ещё один жетон. Молодцы, так держать!

Страсти накалены до предела. Со счётом __:__ лидирует команда «______». Ребята из команды «______» не сдадутся без боя! Всё в ваших руках, друзья! Пусть победит сильнейший.

Я объявляю третье, решающее испытание. Самый волшебный раунд нашей игры-викторины –

МАГИЧЕСКИЙ ЛАРЕЦ

Магический ларец приготовил для нас сюрприз. Будьте внимательны! Сегодня в магическом ларце спрятано изображение птицы, которой посвятил свою песню Михаил Иванович Глинка на слова Н.В. Кукольника. Изображение какой птицы лежит в магическом шаре? (Рисунок 3) Время!

Команда «______» была быстрее.

– Изображение жаворонка. Хорошо, принимаю ваш ответ. Команда «______», какой вариант ответа у вас?

– Жаворонок. Что ж, давайте посмотрим, правильно ли вы догадались? И в магическом шаре действительно изображение жаворонка.

Итак, как команда «______» первой нажала на клавишу и дала правильный ответ, то ребятам из этой команды и достаётся жетон.

Счёт становится __:__

Следующий раунд нашей викторины для наставников команд –

СПЕЦЗАДАНИЕ

Уважаемые наставники, в этом раунде только от вас зависит, получат ли участники ещё один жетон.

Команде «Квинта» будет помогать ________________________, а за «Аккорд» играет ______________________________. Вам необходимо правильно ответить на вопрос. Та из вас, которая быстрее поднимет руку, получит право отвечать первой.

*Какой звук выше: правых или левых клавишей фортепиано?

или

*Как называется сочинение музыки сразу во время её исполнения:

а) импровизация;
б) интерпретация;
в) композиция?

Команда ______________________ была быстрее. Ваш вариант ответа?

– импровизация.

– Именно импровизация. И жетон, благодаря ______________________, получает команда «_____________».

Счёт становится __:__

Скоро вам пригодится каждая секунда заработанного времени.

Объявляю финальный раунд –

ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ

Это самый ответственный и важный момент игры. Сейчас я подсчитаю ваши жетоны, и мы узнаем, сколько же секунд заработала каждая команда на обдумывание самого интересного и сложного вопроса – вопроса на засыпку. Напоминаю, каждый жетон соответствует 10 секундам. «Квинта», считаем вместе: 1, 2, 3, 4, 5, 6 – __ жетонов, а значит, ___ секунд на решение финального задания вопроса на засыпку. Теперь подсчитаем жетоны у команды «Аккорд». Считаем: 1, 2, 3… – ___ жетонов, а значит ___ секунд на выполнение вопроса на засыпку. У вас отличный результат.

Перед каждой командой стоит доска. Под белым листом спрятан вопрос на засыпку. Я прошу капитанов подойти к доскам. Возьмите у меня маркеры. Остальные игроки смогут помогать своим капитанам, но только после моей команды. Сейчас мы заметим время. Берегите каждое мгновенье и будьте внимательны!

Капитаны, откройте задание. Перед вами ребус. (Приложение 1) Читая буквы, соответствующие белым, а затем – чёрным клавишам, вы узнаете высказывание Эдварда Грига об истоках его творчества. Можете написать высказывание внизу листа или произнести его устно Внимание! Время пошло. Игроки, помогайте своим капитанам.

Время у команды «______» истекло, давайте, пожалуйста, ваш маркер.

У команды «_______» есть ещё почти __ секунд.

Время у команды «______» тоже истекло, давайте, пожалуйста, ваш маркер. Начну проверку с команды «______». _______, выйди к доске, расскажи, что удалось вам сделать.

Объясняет.

– Всё верно. Посмотрю, как с вопросом на засыпку справилась команда «______». _________, расскажи, как вы выполнили ваше задание.

Объясняет.

– Безошибочно! Зашифрованное высказывание Э. Грига об истоках его творчества: «Я почерпнул богатые сокровища в народных напевах моей родины».

К сожалению, команда «______» не справилась с вопросом на засыпку. А вот команда «______» выполнила моё задание идеально! А значит, в нашей сегодняшней программе победила команда «_______». Ребята получают супер призы, а команде «_______» достанутся поощрительные призы. Команда «______», возьмите ваши супер призы. Молодцы, вы здорово играли и достойно победили.

Команда «______», вам достаются поощрительные призы. Вы хорошо играли, но, к сожалению, не справились с вопросом на засыпку. Так же я хочу вручить командам памятные дипломы от нашей программы. Диплом Победителя команде «______» и диплом Участника команде «_______».

или

Мы видим, что обе команды замечательно справились с заданием. А значит, в нашей сегодняшней программе два победителя! Все получают супер призы.

Так же я хочу вручить командам обеим командам памятные дипломы. Диплом Победителя команде «Аккорд» и диплом Победителя команде «Квинта». (Приложение 2)

Победители ликуют. Это была напряженная интеллектуальная борьба в самой познавательной и развлекательной игре-викторине «Вопрос на засыпку». Путешествуйте вместе с нами в мир увлекательных музыкальных знаний!

Песня:

В вопрос на засыпку с нами играй
В вопрос на засыпку друзей забирай
Мир детских улыбок и радостных лиц
Вопрос на засыпку – игра без границ!

Приложение.