Ход мероприятия
Ведущий-учитель: Начинаем увлекательную интеллектуальную игру-викторину «Вопрос на засыпку». (Рисунок 1)
Познакомимся с командами
Слева от меня команда – «Квинта»:
- Даша Лазакович,
- Стёпа Ганин,
- Настя Коломоец – капитан команды,
- Настя Лебедева,
- Слава Шапран.
И ваш девиз, ребята:
– В мире музыки живём,
Но от наук не отстаём,
В нашем слове цифра 5,
Как же нам не побеждать?!
Ура!
Отличный девиз!
Слева от меня команда ваших соперников – «Аккорд»:
- Таня Макаренко,
- Полина Сапрыгина,
- Расул Кочкоров – капитан команды
- Соня Киршина,
- Оля Скопылатова.
И ваш девиз, ребята:
– Мы в мире музыки живём
Играем, пляшем и поём,
Мы можем взять любой аккорд,
Мы установим здесь рекорд!
Ура!
Отлично! Посмотрим, удастся ли вам доказать, что вы лучшие, а пока самое время узнать правила нашей игры-викторины:
Правила наши очень просты
Услышав вопрос, его обсуди,
30 секунд на раздумье у вас,
Чтоб верно ответив, порадовать нас.
Наградою будут жетоны для вас (Рисунок 2)
Чем больше жетонов,
Тем выше ваш шанс,
И времени больше, чтоб разгадать
Вопрос на засыпку.
Должна вам сказать,
Что каждый жетон – это 10 секунд.
Умножим жетоны на время и тут
Вопрос на засыпку
Я вам предложу,
За временем вашим я строго слежу
Как только закончится время у вас
Ответом своим удивите вы нас.
Я объявляю первое испытание –
Раунд ЖИВОЙ МИР
Вас ждут вопросы о флоре и фауне. А вот этот первый жетон получит та команда, которая правильно ответит на вопрос. Каждый жетон равен 10 секундам. Чем больше жетонов вы заработаете за игру, тем больше времени у вас будет для решения последнего – самого трудного вопроса – вопроса на засыпку. Будьте внимательны!
В каком балете Петра Ильича Чайковского звучит его знаменитый Вальс цветов:
- в балете «Спящая красавица»,
- в балете «Щелкунчик»,
- в балете «Лебединое озеро»?
Время!
Совещаются. Нажимают на клавишу.
– Команда «_________» была быстрее. В каком балете Петра Ильича Чайковского звучит его знаменитый Вальс цветов?
– в балете «Щелкунчик»
– Ну, конечно, «Вальс цветов» звучит в балете «Щелкунчик». И команда «____________» получает первый жетон в нашей сегодняшней игре.
На табло счёт 0:1
Какое животное в симфонической сказке Сергея Сергеевича Прокофьева озвучивают сразу 3 валторны:
- кошку,
- утку,
- волка?
Время!
Совещаются. Нажимают на клавишу.
Команда «_________» была быстрее.
Какое животное в симфонической сказке Сергея Сергеевича Прокофьева озвучивают сразу 3 валторны?
– волка
– это правильный ответ, и команда «_________» получает жетон.
Счёт становится __:__
– Мой следующий вопрос звучит так: Какому цветку посвятил одно из своих произведений Пётр Ильич Чайковский в фортепианном цикле «Времена года»:
- розе,
- хризантеме,
- подснежнику?
Время!
Совещаются. Нажимают на клавишу.
Команда «______» была быстрее. – Какому цветку посвятил одно из своих произведений Пётр Ильич Чайковский в фортепианном цикле «Времена года»:
– Подснежнику.
– Это правильный ответ. Вы получаете жетон.
Счёт становится __:__
Переходим к следующему раунду –
УВЛЕЧЕНИЯ
К какой группе музыкальных инструментов относится саксофон:
- к медным духовым,
- к деревянным духовым,
- к клавишно-духовым?
Время!
Совещаются. Нажимают на клавишу.
Команда «_______» была быстрее. К какой группе музыкальных инструментов относится саксофон?
– К деревянным духовым.
– Верно. И команда «_______» получает жетон.
Счёт становится __:__
– Какой музыкальный инструмент может звучать голосом флейты, фагота, гудеть как труба или контрабас, петь как хор виолончелей и арф:
- аккордеон,
- баян,
- орган?
Время!
Совещаются. Нажимают на клавишу.
Команда «_______» была быстрее. – Какой музыкальный инструмент может звучать голосом флейты, фагота, гудеть как труба или контрабас, петь как хор виолончелей и арф?
– Орган.
– Это правильный ответ. И команда «_______»получает жетон.
И счёт становится __:__
Следующий вопрос.
– Название «Лунная» дал сонате №14 Людвига ван Бетховена:
- сам композитор,
- поэт-романтик Рельштаб,
- Джульетта Гвиччарди?
Время!
Совещаются. Нажимают на клавишу.
Команда «______»была быстрее. Название «Лунная» дал сонате №14 Людвига ван Бетховена
– поэт-романтик Рельштаб.
– Совершенно верно! Возьмите жетон.
И счёт становится __:__
Вы отлично справились с интеллектуальными заданиями и сейчас мы с вами немножко поиграем. Я приглашаю всех на ВЕСЁЛУЮ ПЕРЕМЕНКУ!
– Ребята, идите все ко мне на игровое поле. Каждому игроку я даю по воздушному шарику и маркеру. За 1 минуту вам нужно написать как можно больше скрипичных ключей. Команда, у которой в сумме окажется большее количество этих музыкальных знаков, получит жетон. Задание понятно?
– Да!
– Тогда, на старт, внимание, начали! Это не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Команда «_______» не отстаёт от своих соперников. А болельщики поддерживают наших игроков. Это здорово! Ребятам действительно сейчас нужна ваша поддержка. Не торопитесь, время есть.
– Всё! Время! Закончили!
Прекрасно! Считаем… У команды «Аккорд» __ скрипичных ключа, а команда «Квинта» нарисовала __ ключа. Жетон достаётся команде «_______». Занимайте свои места.
Наш счёт __:__
Продолжаем нашу увлекательную игру-викторину…
Решительность и воля к победе – это главные движущие силы команд.
Совсем скоро мы узнаем, кто станет победителем, а пока я объявляю раунд –
КУЛЬТПОХОД
Ребята, вам знакома поэма Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила»?
– Да!
– Молодцы! Ответьте, какой композитор написал оперу на этот сюжет:
- Чайковский;
- Глинка;
- Римский-Корсаков?
Время!
Совещаются. Нажимают на клавишу.
Команда «______» вновь была быстрее. Какой композитор написал оперу на этот сюжет поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Ваш вариант ответа?
– Глинка.
– Конечно, это Михаил Иванович Глинка.
И счёт становится __:__
Следующий вопрос. Назовите инструмент, получивший название по имени древнерусского певца-сказителя:
- лира;
- баян;
- гусли?
Время!
Совещаются. Нажимают на клавишу.
Команда «______» была быстрее. Назовите инструмент, получивший название по имени древнерусского певца-сказителя?
– баян.
– Совершенно верно! Команда «______» зарабатывает жетон.
Счёт становится __:__
Какой композитор написал балет «Золушка»:
- Пётр Ильич Чайковский;
- Сергей Сергеевич Прокофьев;
- Михаил Иванович Глинка?
Время!
Совещаются. Нажимают на клавишу.
Команда «______» была быстрее. Какой композитор написал балет «Золушка»?
– Сергей Сергеевич Прокофьев.
– Это правильный ответ.
Возьмите жетон.
Счёт становится __:__
Идём дальше.
Раунд БОЛЬШАЯ КАРТА
Мой первый вопрос в этом раунде звучит так: Шопен – польский композитор, но большую часть своей жизни он прожил:
- в Париже;
- в Лондоне;
- в Риме?
Время!
Совещаются. Нажимают на клавишу.
Команда «______» была быстрее. Где польский композитор Шопен прожил большую часть своей жизни?
– в Париже.
– И это правильный ответ
Команде «______» за правильный ответ достаётся жетон.
На табло счёт __:__
В каком немецком городе родился Иоганн Себастьян Бах:
- в Лейпциге;
- в Бонне;
- в Эйзенахе?
Время!
Совещаются. Нажимают на клавишу.
Команда «______» была быстрее. В каком немецком городе родился Иоганн Себастьян Бах?
– в Эйзенахе.
– Совершенно верно. И я отдаю вам ещё один жетон.
Счёт становится __:__
Родина Эдварда Грига:
- Франция;
- Норвегия;
- Испания?
Время!
Совещаются. Нажимают на клавишу.
Команда «______» была быстрее. Родина Эдварда Грига?
– Это Норвегия.
– Разумеется, это Норвегия. Возьмите жетон.
На табло счёт __:__
– Подвигаемся и разомнёмся в спортивном раунде нашей викторины.
Приглашаю всех участников на
ФИЗКУЛЬТ-ПРИВЕТ
Я приглашаю всех ко мне на игровое поле. Постройтесь в 2 колонны друг за другом. Сейчас будет звучать музыка, 5 разных музыкальных отрывков. Игроки по – очереди бегут к столу, записывают название музыкального произведения и композитора, написавшего это произведение, и возвращаются в конец колонны.
Задание понятно? Приготовились. Начали!
- Танец маленьких лебедей П.И. Чайковский
- Лунная соната Л. Бетховена
- Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского
- «К Элизе» Л. Бетховен
- «Вальс цветов» П.И. Чайковский
А теперь проверяем. Совершенно справедливо команда «______» получает ещё один жетон. Молодцы, так держать!
Страсти накалены до предела. Со счётом __:__ лидирует команда «______». Ребята из команды «______» не сдадутся без боя! Всё в ваших руках, друзья! Пусть победит сильнейший.
Я объявляю третье, решающее испытание. Самый волшебный раунд нашей игры-викторины –
МАГИЧЕСКИЙ ЛАРЕЦ
Магический ларец приготовил для нас сюрприз. Будьте внимательны! Сегодня в магическом ларце спрятано изображение птицы, которой посвятил свою песню Михаил Иванович Глинка на слова Н.В. Кукольника. Изображение какой птицы лежит в магическом шаре? (Рисунок 3) Время!
Команда «______» была быстрее.
– Изображение жаворонка. Хорошо, принимаю ваш ответ. Команда «______», какой вариант ответа у вас?
– Жаворонок. Что ж, давайте посмотрим, правильно ли вы догадались? И в магическом шаре действительно изображение жаворонка.
Итак, как команда «______» первой нажала на клавишу и дала правильный ответ, то ребятам из этой команды и достаётся жетон.
Счёт становится __:__
Следующий раунд нашей викторины для наставников команд –
СПЕЦЗАДАНИЕ
Уважаемые наставники, в этом раунде только от вас зависит, получат ли участники ещё один жетон.
Команде «Квинта» будет помогать ________________________, а за «Аккорд» играет ______________________________. Вам необходимо правильно ответить на вопрос. Та из вас, которая быстрее поднимет руку, получит право отвечать первой.
*Какой звук выше: правых или левых клавишей фортепиано?
или
*Как называется сочинение музыки сразу во время её исполнения:
а) импровизация;
б) интерпретация;
в) композиция?
Команда ______________________ была быстрее. Ваш вариант ответа?
– импровизация.
– Именно импровизация. И жетон, благодаря ______________________, получает команда «_____________».
Счёт становится __:__
Скоро вам пригодится каждая секунда заработанного времени.
Объявляю финальный раунд –
ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ
Это самый ответственный и важный момент игры. Сейчас я подсчитаю ваши жетоны, и мы узнаем, сколько же секунд заработала каждая команда на обдумывание самого интересного и сложного вопроса – вопроса на засыпку. Напоминаю, каждый жетон соответствует 10 секундам. «Квинта», считаем вместе: 1, 2, 3, 4, 5, 6 – __ жетонов, а значит, ___ секунд на решение финального задания вопроса на засыпку. Теперь подсчитаем жетоны у команды «Аккорд». Считаем: 1, 2, 3… – ___ жетонов, а значит ___ секунд на выполнение вопроса на засыпку. У вас отличный результат.
Перед каждой командой стоит доска. Под белым листом спрятан вопрос на засыпку. Я прошу капитанов подойти к доскам. Возьмите у меня маркеры. Остальные игроки смогут помогать своим капитанам, но только после моей команды. Сейчас мы заметим время. Берегите каждое мгновенье и будьте внимательны!
Капитаны, откройте задание. Перед вами ребус. (Приложение 1) Читая буквы, соответствующие белым, а затем – чёрным клавишам, вы узнаете высказывание Эдварда Грига об истоках его творчества. Можете написать высказывание внизу листа или произнести его устно Внимание! Время пошло. Игроки, помогайте своим капитанам.
Время у команды «______» истекло, давайте, пожалуйста, ваш маркер.
У команды «_______» есть ещё почти __ секунд.
Время у команды «______» тоже истекло, давайте, пожалуйста, ваш маркер. Начну проверку с команды «______». _______, выйди к доске, расскажи, что удалось вам сделать.
Объясняет.
– Всё верно. Посмотрю, как с вопросом на засыпку справилась команда «______». _________, расскажи, как вы выполнили ваше задание.
Объясняет.
– Безошибочно! Зашифрованное высказывание Э. Грига об истоках его творчества: «Я почерпнул богатые сокровища в народных напевах моей родины».
К сожалению, команда «______» не справилась с вопросом на засыпку. А вот команда «______» выполнила моё задание идеально! А значит, в нашей сегодняшней программе победила команда «_______». Ребята получают супер призы, а команде «_______» достанутся поощрительные призы. Команда «______», возьмите ваши супер призы. Молодцы, вы здорово играли и достойно победили.
Команда «______», вам достаются поощрительные призы. Вы хорошо играли, но, к сожалению, не справились с вопросом на засыпку. Так же я хочу вручить командам памятные дипломы от нашей программы. Диплом Победителя команде «______» и диплом Участника команде «_______».
или
Мы видим, что обе команды замечательно справились с заданием. А значит, в нашей сегодняшней программе два победителя! Все получают супер призы.
Так же я хочу вручить командам обеим командам памятные дипломы. Диплом Победителя команде «Аккорд» и диплом Победителя команде «Квинта». (Приложение 2)
Победители ликуют. Это была напряженная интеллектуальная борьба в самой познавательной и развлекательной игре-викторине «Вопрос на засыпку». Путешествуйте вместе с нами в мир увлекательных музыкальных знаний!
Песня:
В вопрос на засыпку с нами играй
В вопрос на засыпку друзей забирай
Мир детских улыбок и радостных лиц
Вопрос на засыпку – игра без границ!