Ничто в природе не исчезает бесследно, кроме окружающей нас среды.
Л.С. Сухоруков
Цели урока:
- Оценить причины и последствия загрязнения окружающей среды в г. Шелехове.
- Развивать навыки анализа и критического осмысления информации.
- Способствовать воспитанию чувства ответственности и бережного отношения к окружающей среде.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: групповая работа.
Основной метод: метод учебных конкретных ситуаций.
Оборудование: мультимедийный проектор, карта Иркутской области, географические атласы Иркутск и Иркутская область, ситуационные задания, презентация.
Ход урока
I. Мотивационный этап.
Преподаватель: Мы вступили в критический период нашей истории, когда человечество должно выбрать свое будущее. Так как мир становится все более взаимозависимым и хрупким, будущее представляет собой и большую опасность, и большую надежду. (Приложение 1).
Погружение в тему: работа с понятийным аппаратом, установление причинно – следственных связей с целью повышения мотивации к изучению данной проблемы с помощью слайдов презентации.
Давайте вспомним | |
Что означает понятие «окружающая среда»? | «Окружающая среда» — обобщённое понятие, характеризующее природные условия в конкретно избранном и экологическое состояние местности |
В чем суть понятия «загрязнение окружающей среды»? | Загрязнение окружающей среды – это нежелательные изменения ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений |
Укажите причины | |
Назовите основные источники загрязнения окружающей среды? | Транспорт, промышленные предприятия, атмосферные осадки, промышленные и городские сточные воды, отходы предприятий и бытовой мусор. |
Запомните! | |
Последствиями загрязнения окружающей среды являются загрязнение сред обитания | Экологические проблемы: деградация ландшафтов, ухудшение здоровья людей … |
II. Целеполагание.
По результатам просмотра слайдов обучающиеся высказывают собственную позицию, выявляют основные проблемы состояния окружающей среды Г. Шелехова, делают вывод о необходимости изучения и рассмотрения обозначенной темы занятия.
Преподаватель: Каждый житель г. Шелехова, любит подчеркивать, что живет в современном городе, промышленном центре цветной металлургии, рядом с уникальной природой. С другой стороны, сегодня г. Шелехов – это город острой экологической ситуации, с загрязненным воздушным бассейном, с ландшафтами, сильно нарушенными горными разработками, грязными реками, несанкционированными свалками… В городе сложилась неблагоприятная санитарно – гигиеническая ситуация, которая вызвана негативным воздействием промышленных предприятий на окружающую среду и здоровье населения. С учетом экологической нагрузки вопросы выживания населения, сохранения природы для будущих поколений являются актуальными. Поэтому сегодня важно оценить состояние окружающей среды и определить пути решения экологических проблем.
III. Усвоение новых знаний.
Обучающиеся работают в 5 группах. Каждая группа получает разные задания, выполняет их в соответствии с предложенными рекомендациями, представляет свое выступление согласно ПОПС-формуле.
П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения) – Я считаю, что…
О – обоснование (на чем вы основываетесь, аргумент в поддержку вашей позиции) – потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) – например,…
С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) – поэтому…
1 группа Состояние воздушной среды г. Шелехова (Приложение 2)
2 группа. Состояние водной среды г. Шелехова (Приложение 3)
3 группа. Проблема загрязнения почв в районе г. Шелехова (Приложение 4)
4 группа. Влияние экологических факторов на здоровье населения г. Шелехов (Приложение 5)
5 группа. Эксперты готовятся оценить работу групп. (Приложение 6)
IV. Закрепление новых знаний.
Преподаватель: Город Шелеховрасположен в экологической зоне атмосферного влияния на юго-западе от озера Байкала. Воздух, вода загрязнены, безвозвратно исчезают растения, деградирует почва, нарушаются природные комплексы, ухудшаются экологические условия. Сегодня жители нашего города смотрят в будущее с надеждой.
Письменные ответы групп на 5 вопросов (Приложение 7)
- Согласны ли вы с утверждением, что экологические проблемы городов возникли в последние десятилетия в связи с резким ростом производства?
- Какие источники загрязнения атмосферного воздуха наиболее опасны и токсичны?
- Какие факторы, характерные для городского образа жизни отрицательно влияют на здоровье горожан?
- Что является наиболее благоприятным экологическим фактором в городе?
- Какие нравственные позиции выражены в словах В.И. Вернадского «Жизнь человечества при всей его разнородности, стала неделимой, единой»
V. Рефлексия.
Преподаватель: Анализируя учебный материал, высказывая свою точку зрения по выявленным проблемам нашего города, важно оценить и свою работу в группе.
Обучающимся необходимо задать себе несколько вопросов по позициям:
- «Я» (как я работал) …
- «Мы» (помощь группы и моя помощь ей)…
- «Дело» (понял ли материал, узнал ли больше) …
Преподаватель: Чистого воздуха, ясного неба над головой, цветущих улиц и зеленых скверов всем нам.
Литература:
- Баяркин В.М, Баяркин И.В. География Иркутской области (природа, население, хозяйство, экология). – Иркутск: Изд-во Сарма, 2007.
- Винокуров М.А., Суходулов А.П. Города Иркутской области Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010.
- Зимин В.Н Новые подходы и методы в организации образовательного процесса: Методическое пособие. – Иркутск: ИПКРО, 2003.-60с.
- Фролов А.А. Влияние предприятий Шелеховского промышленного узла на экологическую обстановку территории и применение экономических механизмов для минимизации негативного воздействия. Экологический риск и экологическая безопасность. Материалы 3 Всероссийской научной конференции Иркутск, 2012 , том 2 с 295-297
- Атлас «Иркутск и Иркутская область» ФГУП «ВостСиб АГП», 2010.
- Атлас Иркутской области. Экологические условия развития. – М.; Иркутск, 2004
- Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Иркутской области за 2011 год. – Иркутск: Изд-во ООО «Форвард», 2012. – 400 с.
- Курс на экологическую безопасность //Шелеховский вестник, 20 апреля 2012 г.