Цели урока:
- Познакомить детей с зимними явлениями в неживой природе, научить отличать признаки зимы.
- Развивать любознательность, логическое мышление, монологическую речь.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Формировать умение работать коллективно, сотрудничать, вести позитивный диалог на уровне ученик-ученик.
Оборудование:
- Учебник «Окружающий мир. Я и мир вокруг» (автор Вахрушев А.А.) 1 часть;
- Видеофрагменты DVD «Уроки Кирилла и Мефодия 1 класс Окружающий мир»;
- Карточки со словами: ЗИМА, ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, СОЛНЦЕ НИЖЕ, ДЕНЬ КОРОЧЕ, ТЕМПЕРАТУРА НИЖЕ, ОСАДКИ СНЕГ, ПОЧВА ПОКРЫТА СНЕГОМ, ВОДОЕМЫ ПОКРЫТЫ ЛЬДОМ;
- Карточки «Выбери признаки зимы»;
- Карточки для актуализации знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Ребята, у нас очередной урок окружающего мира. Заданий много, я думаю, что у нас все получится!
II. Актуализация знаний.
– Чтобы узнать тему нашего урока, работаем в паре со своим соседом, нужно выполнить задание на карточке. Вычеркните буквы, которые повторяются, а из оставшихся букв составьте слово. Это и будет наша сегодняшняя тема урока.
ю | з | х | и | ы |
х | ы | м | ю | а |
III. Изучение нового материала.
– Тема нашего урока «Зима».
– После какого времени года приходит зима?
– Назовите зимние месяцы. (ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ)
В старину зимние месяцы называли
Декабрь – лютень, студень (лютая морозная пора, длительная стужа)
Январь – сечень, просинец (в деревнях отправляются в лес подрубать вымороженные деревья, за синеву неба)
Февраль – лютень, бокогрей (крепкие морозы по ночам, днем начинает пригревать солнце)
Мы знаем, что когда наступает очередное время года, то в природе происходят изменения, как в неживой, так и в живой.
– Что относится к неживой природе? (солнце, воздух, вода, камни, снег, дождь, облака и т.д.)
– Что относится к живой природе? (растения, животные, человек)
– Мы поговорим об изменениях в неживой природе.
- Видеофрагмент «Зима» (диск «Кирилл и Мефодий. Окружающий мир 1 класс»)
Мы посмотрим маленький фрагмент, а после просмотра вы должны сказать, о каких признаках зимы в неживой природе, вы услышали.
- РАБОТА С ДОСКОЙ
Главный признак осени – похолодание, а что вы скажите о зиме, стало холоднее или теплее по сравнению с осенью? (стало холоднее)
От чего это зависит? (от положения солнца).
Скажите, а температура воздуха зимой положительная или отрицательная? (отрицательная)
Кто знает, а какая сегодня температура воздуха?
Как называется прибор для измерения температуры? (термометр)
У кого дома есть уличный термометр?
Если мы отправимся на водоем, изменился ли он по сравнению с осенью? (на нем лед)
Какие осадки мы наблюдаем зимой? (снег)
Зима – это время, когда приходит всеми любимый праздник, какой? (Новый год)
А еще зимой есть очень интересный день – 22 декабря – день зимнего солнцестояния. В этот день самый короткий день и самая длинная ночь, т.е. солнце ниже всего поднимается над горизонтом, а уже со следующего дня день будет прибывать, а темное время суток уменьшаться.
IV. Работа на карточках.
ВЫБЕРИ ПРИЗНАКИ ЗИМЫ | |
солнце выше | идет дождь |
дни короткие | почва замерзла |
температура выше | речка замерзла |
жарко | небо голубое |
идет снег | река вскрылась ото льда |
температура ниже | появились проталины |
дни длиннее | оттаивает почва |
холодно | начинается ледоход |
ночи короткие | небо серое |
солнце низко | тает снег |
V. Итог.
– Итак, что мы с вами узнали о неживой природе зимой?
- Солнце ниже
- День короче
- Температура ниже
- Осадки – снег
- На почве постоянный снеговой покров.
- Водоемы покрыты льдом.
Назовите зимние месяцы.
Домой я вам предлагаю взять листы и выбрать то задание, с которым, по вашему мнению вы справитесь!
VI. Видеосюжет про снежинки (Диск «Кирилл и Мефодий. Окружающий мир 1 класс»).
Давайте отправимся в зимнюю лабораторию.
VII. Практическая работа.
У вас на партах лежат заготовки для ваших снежинок. Работать нужно аккуратно, будьте осторожны с ножницами.
РЕФЛЕКСИЯ.
А сейчас каждый, пожалуйста, возьмите и поместите вашу снежинку под ту, которая соответствует вашему настроению.
Потренируйся дома (на выбор)
1. Подберите приметы, пословицы, поговорки про месяцы.
2. Отгадайте «Венгерский кроссворд». Найдите отгадки в этой табличке.
М | О | М | Е | Т | Я | М | О | Л |
С | Р | О | З | Е | С | У | Г | Н |
Н | Е | С | О | Л | В | Ь | Р | И |
В | Г | У | С | Ь | Л | Ю | О | Я |
Е | Т | Л | Ь | И | Е | Г | Б | Н |
Е | Е | А | К | Н | Д | А | Г | Р |
И | Р | Я | Н | Е | Й | Ь | Д | А |
Какой это мастер На стекла нанес И листья. И травы, И заросли роз? |
Летит без крыльев и поет, Прохожих задирает. Одним проходу не дает, Других он подгоняет. |
Он летает белой стаей И сверкает на лету, Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. |
Гуляю в поле, летаю на воле, Кручу, бурчу, знать никого не хочу. Вдоль села пробегаю, Сугробы наметаю. |
Не снег, не лед, А серебром деревья уберет |
Прозрачен, как стекло, Да не вставишь в окно |
Недолговечен тот «бархан», И живет один сезон. Намел его зимой буран, А по весне растаял он |
Торопился ручеек прыгнуть вниз, Зацепился за сучок и повис. |
Не зверь, а воет |
3. Нарисуйте рисунок на тему «Зима».