Урок географии по теме "Религии мира". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Цель: изучение религиозной (конфессиональной) структуры, формирование религиозной толерантности

Задачи: выявить сходство и различие в вероисповедании религий, познакомить с религиозными традициями православия, ислама, буддизма, продолжить формирование самостоятельной работы с литературой.

Оборудование: карта религий мира, мультимедийный проектор, компьютер с программным обеспечением, тетради, учебники, чётки, нательные крестики.

Учащиеся разделены заранее на группы с опережающим заданием: составить презентации по мировым религиям по примерному плану:

  1. Из истории религии
  2. Страны наибольшего распространения религии, примерное количество последователей
  3. Ветви, направления религий
  4. Особенности вероучения
  5. Особенности религиозной жизни
    • здания для молитвы,
    • символы веры,
    • атрибуты,
    • религиозный этикет,
    • праздники, посты, дни отдыха,
    • религиозное искусство
    • брак, семья, отношение к смерти, траур
  6. интересные факты (притчи)

Изучение нового материала

Учитель. Изучая традиции, обычаи и культуру народов мира мы не можем не говорить о религиях. На Земле практически нет народа без религии, как нет народа без языка и культуры. Религия оказывала и ока­зывает большое влияние на общественную жизнь многих стран и народов. Она играет очень важную роль в личной жизни человека, определяет его демографическое поведе­ние, формирует морально-нравственные нормы и миро­воззрение людей. Религия может выступать в качестве этнообразующего фактора и национального признака. До сих пор религия остается также важным политическим инструментом.

Вспомним, что такое религия (ответ учащихся).

Религия — мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в сущест­вование Бога, божества. Она определяет отношение человека к священному.

Люди, исповедующие какую-либо религию, верят в духовный мир и имеют примерно одинаковые представления о жизни и смерти

В мире много религий. У каждой свои традиции, обычаи, правила, которые должны соблюдать её последователи.

Назовите мировые религии (ответ учащихся).

Буддизм — одна из мировых религий (наряду с хрис­тианством и исламом), возникшая в VI в. до н. э. в Ин­дии и названная по имени своего основателя Гаутамы, по­лучившего впоследствии имя Будда (просветленный, ясно­видящий). Буддизм получил распространение в Китае, Японии, Тибете, Монголии и других странах Востока. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, ту­винцы и калмыки.

Христианство — одна из трех мировых религий (наря­ду с исламом и буддизмом), возникшая в I в. н. э., со­стоит из трех основных ветвей — католицизм, правосла­вие, протестантизм, объединенных верой в Христа

Ислам (мусульманство) — одна из трех мировых рели­гий наряду с христианством и буддизмом, возникшая в начале VII в. и распространенная главным образом в стра­нах Азии и Африки (самая молодая из мировых религий).

Кроме мировых религий существуют национальные религии, например в Китае – конфуцианство, в Индии – индуизм, в Японии – синтоизм, иудаизм исповедует отдельный народ – евреи. Местные традиционные религии – шаманизм (вера в способность отдельных людей общаться с духами и использовать эту связь для врачевания, вызывания дождя и т.д.), фетишизм (вера в неодушевлённый материальный предмет, которому приписывают сверх- естественные свойства), анимизм (вера в душу не только людей, но и животных, растений, культ предков или мертвых) тотемизм и другие. Их придерживаются некоторые народы в Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, Тропической и Восточной Африке.

У нас в гостях представители различных религий. Они расскажут об особенностях вероисповеданий.

Чтобы было проще запомнить, понять и усвоить сегодняшний материал, будем заполнять таблицу в парах по ходу рассказа наших гостей (таблица проверяется)

  Мировые религии Национальные религии
Буддизм Христианство Ислам Иудаизм Конфуцианство
католицизм протестантизм православие
Время и место образования религии              
Страны наибольшего распространения религии              
Ветви, направления религий              
Бог (кому поклоняются)              
Святые места              
Символика              
Священная книга (источник вероучения)              
Религиозные атрибуты              
Церковные здания, дома для молитвы (название)              
Руководители, священнослужители              
Религиозный этикет              
Праздники, посты, день отдыха              
Религиозное искусство              
Брак, семья, отношение к смерти              

Выступление учащихся с использованием презентаций.

  1. Буддизм
  2. Христианство
  3. Ислам
  4. Иудаизм
  5. Конфуцианство

Закрепление введённого материала

Вопросы

  1. Назовите мировые религии
  2. Какие религии кроме мировых ещё существуют?
  3. Как Вы думаете, суеверие и религия одно и тоже? Обоснуйте ответ
  4. Насколько схожи или различны, по-вашему, этические учения буддизма и христианства?
  5. Есть ли буддизме всемогущий Бог-творец или Бог-личность, вечная душа.
  6. Как называются священные книги в буддизме, у мусульман, главный источник вероучения у христиан?
  1. Позволяет ли ислам совершать теракты, что такое джихад?
  2. Пророк Мухаммед – кто это, расскажите о нём.
  3. Назовите дату возникновения ислама
  4. Сравните принципы учений различных религий. Смотрим презентацию.
  5. Кто такие Моисей, Иисус Христос? Назовите религии.
  6. Назовите дни отдыха у мусульман, христиан, иудеев.
  7. Назовите особенно запомнившиеся особенности религий.
  8. Какие религиозные здания есть в нашем городе?
  9. Какие виды религий исповедуют здесь?

Итог урока

Вывод:

В отличие от монотеистических религий (иудаизм, христианство, ислам), в буддизме нет ни всемогущего Бога-творца или Бога-личности, ни вечной души. В буддизме нет также понятия о «многих богах». Эти же положения и отрицание кастовой системы отличает буддизм от индуизма и брахманизма, хотя он признаёт учение о карме.

Несмотря на различное вероисповедание народов мира ни одна религия мира не призывает к войне, терроризму. Познакомившись с традициями, обычаями народов мира, поняв их, мы учимся понимать и уважать их мировоззрения.

Оценка за урок выставляется ученикам, подготовившим презентации, активно отвечающим на вопросы.

Литература

  1. Алексеев А.И., Николина В.В., Болысов С.И. География. Страны и континенты.. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3 –е изд. – М.: Просвещение. 2010.- 255 с.: ил., карт. –( Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
  2. Кулаков А.Е. История религий в России: методическое сопровождение. Лекции 1-4 – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010 – 88 с.
  3. Кулаков А.Е. История религий в России: методическое сопровождение. Лекции 5-8 – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010 – 112 с.