Цель: изучение религиозной (конфессиональной) структуры, формирование религиозной толерантности
Задачи: выявить сходство и различие в вероисповедании религий, познакомить с религиозными традициями православия, ислама, буддизма, продолжить формирование самостоятельной работы с литературой.
Оборудование: карта религий мира, мультимедийный проектор, компьютер с программным обеспечением, тетради, учебники, чётки, нательные крестики.
Учащиеся разделены заранее на группы с опережающим заданием: составить презентации по мировым религиям по примерному плану:
- Из истории религии
- Страны наибольшего распространения религии, примерное количество последователей
- Ветви, направления религий
- Особенности вероучения
- Особенности религиозной жизни
- здания для молитвы,
- символы веры,
- атрибуты,
- религиозный этикет,
- праздники, посты, дни отдыха,
- религиозное искусство
- брак, семья, отношение к смерти, траур
- интересные факты (притчи)
Изучение нового материала
Учитель. Изучая традиции, обычаи и культуру народов мира мы не можем не говорить о религиях. На Земле практически нет народа без религии, как нет народа без языка и культуры. Религия оказывала и оказывает большое влияние на общественную жизнь многих стран и народов. Она играет очень важную роль в личной жизни человека, определяет его демографическое поведение, формирует морально-нравственные нормы и мировоззрение людей. Религия может выступать в качестве этнообразующего фактора и национального признака. До сих пор религия остается также важным политическим инструментом.
Вспомним, что такое религия (ответ учащихся).
Религия — мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества. Она определяет отношение человека к священному.
Люди, исповедующие какую-либо религию, верят в духовный мир и имеют примерно одинаковые представления о жизни и смерти
В мире много религий. У каждой свои традиции, обычаи, правила, которые должны соблюдать её последователи.
Назовите мировые религии (ответ учащихся).
Буддизм — одна из мировых религий (наряду с христианством и исламом), возникшая в VI в. до н. э. в Индии и названная по имени своего основателя Гаутамы, получившего впоследствии имя Будда (просветленный, ясновидящий). Буддизм получил распространение в Китае, Японии, Тибете, Монголии и других странах Востока. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, тувинцы и калмыки.
Христианство — одна из трех мировых религий (наряду с исламом и буддизмом), возникшая в I в. н. э., состоит из трех основных ветвей — католицизм, православие, протестантизм, объединенных верой в Христа
Ислам (мусульманство) — одна из трех мировых религий наряду с христианством и буддизмом, возникшая в начале VII в. и распространенная главным образом в странах Азии и Африки (самая молодая из мировых религий).
Кроме мировых религий существуют национальные религии, например в Китае – конфуцианство, в Индии – индуизм, в Японии – синтоизм, иудаизм исповедует отдельный народ – евреи. Местные традиционные религии – шаманизм (вера в способность отдельных людей общаться с духами и использовать эту связь для врачевания, вызывания дождя и т.д.), фетишизм (вера в неодушевлённый материальный предмет, которому приписывают сверх- естественные свойства), анимизм (вера в душу не только людей, но и животных, растений, культ предков или мертвых) тотемизм и другие. Их придерживаются некоторые народы в Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, Тропической и Восточной Африке.
У нас в гостях представители различных религий. Они расскажут об особенностях вероисповеданий.
Чтобы было проще запомнить, понять и усвоить сегодняшний материал, будем заполнять таблицу в парах по ходу рассказа наших гостей (таблица проверяется)
Мировые религии | Национальные религии | ||||||
Буддизм | Христианство | Ислам | Иудаизм | Конфуцианство | |||
католицизм | протестантизм | православие | |||||
Время и место образования религии | |||||||
Страны наибольшего распространения религии | |||||||
Ветви, направления религий | |||||||
Бог (кому поклоняются) | |||||||
Святые места | |||||||
Символика | |||||||
Священная книга (источник вероучения) | |||||||
Религиозные атрибуты | |||||||
Церковные здания, дома для молитвы (название) | |||||||
Руководители, священнослужители | |||||||
Религиозный этикет | |||||||
Праздники, посты, день отдыха | |||||||
Религиозное искусство | |||||||
Брак, семья, отношение к смерти |
Выступление учащихся с использованием презентаций.
- Буддизм
- Христианство
- Ислам
- Иудаизм
- Конфуцианство
Закрепление введённого материала
Вопросы
- Назовите мировые религии
- Какие религии кроме мировых ещё существуют?
- Как Вы думаете, суеверие и религия одно и тоже? Обоснуйте ответ
- Насколько схожи или различны, по-вашему, этические учения буддизма и христианства?
- Есть ли буддизме всемогущий Бог-творец или Бог-личность, вечная душа.
- Как называются священные книги в буддизме, у мусульман, главный источник вероучения у христиан?
- Позволяет ли ислам совершать теракты, что такое джихад?
- Пророк Мухаммед – кто это, расскажите о нём.
- Назовите дату возникновения ислама
- Сравните принципы учений различных религий. Смотрим презентацию.
- Кто такие Моисей, Иисус Христос? Назовите религии.
- Назовите дни отдыха у мусульман, христиан, иудеев.
- Назовите особенно запомнившиеся особенности религий.
- Какие религиозные здания есть в нашем городе?
- Какие виды религий исповедуют здесь?
Итог урока
Вывод:
В отличие от монотеистических религий (иудаизм, христианство, ислам), в буддизме нет ни всемогущего Бога-творца или Бога-личности, ни вечной души. В буддизме нет также понятия о «многих богах». Эти же положения и отрицание кастовой системы отличает буддизм от индуизма и брахманизма, хотя он признаёт учение о карме.
Несмотря на различное вероисповедание народов мира ни одна религия мира не призывает к войне, терроризму. Познакомившись с традициями, обычаями народов мира, поняв их, мы учимся понимать и уважать их мировоззрения.
Оценка за урок выставляется ученикам, подготовившим презентации, активно отвечающим на вопросы.
Литература
- Алексеев А.И., Николина В.В., Болысов С.И. География. Страны и континенты.. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3 –е изд. – М.: Просвещение. 2010.- 255 с.: ил., карт. –( Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
- Кулаков А.Е. История религий в России: методическое сопровождение. Лекции 1-4 – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010 – 88 с.
- Кулаков А.Е. История религий в России: методическое сопровождение. Лекции 5-8 – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010 – 112 с.