Тип проекта: игровой.
По характеру контактов: внутри одной возрастной группы.
По продолжительности реализации проекта: долгосрочный.
По количеству участников: коллективный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и их родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Актуальность.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для всестороннего развития. Прогулка даёт новые впечатления и положительные эмоции, здесь как нигде в полной мере удовлетворяются потребности ребёнка в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром. в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных возможностей дети дошкольного возраста сами не могут использовать всё время прогулки с максимальной пользой. Взрослый должен правильно организовать деятельность ребёнка.
Меня заинтересовали проблемы организации прогулки детей с родителями. К тому же родители моих воспитанников и сами стали часто обращаться ко мне с просьбой помочь, посоветовать, как интересно и с пользой провести время с ребенком на свежем воздухе. Нас увлекла эта тема, мы стали обмениваться информацией, своим опытом, наблюдениями.
Игра – непременный спутник жизни детей в семье и в детском саду. Особенно полезны игры дошкольников на свежем воздухе. Учитывая большое воспитательно-образовательное значение хорошо организованной детской игры, мы решили сделать её центром прогулки, сосредоточить основное внимание на подборе игр, обратить внимание взрослых на возможность и необходимость совместной деятельности с детьми.
Цель: Объединить усилия детского сада и семьи для развития и воспитания детей в процессе организации прогулок.
Задачи:
- Способствовать осознанию родителями собственного опыта взаимоотношений с ребёнком.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей в процессе их взаимодействия с детьми на прогулке.
- Способствовать эмоциональному сближению детей и родителей, семьи и детского сада.
План работы над проектом
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Деятельность родителей |
1 этап организации | ||
Подбор материала, литературы, организация среды; привлечение родителей, постановка проблемы перед детьми. | Обсуждение проблемы со взрослыми, попытка найти способы решения проблемы. | Включение родителей в решение проблемы. Обсуждение проблемы с детьми. Создание атрибутов к играм: маски животных и т.д. |
2 этап реализация | ||
Организация занятий, беседы. Наблюдения, составление картотеки игр. Организация просмотра прогулки для родителей. Знакомство родителей с играми. Привлечение и проведение родителями прогулки с детьми. Подбор литературы, подготовка памяток в уголок для родителей. Создание предметно-развивающей среды, оказание помощи при реализации собственных замыслов детей, привлечение родителей. | Выполнение зданий, обсуждение результатов, анализ информации. Отвечают на вопросы воспитателя, заполняют анкеты. Реализация собственных творческих замыслов. Создание игровой ситуации. Разучивание считалок, мирилок. Придумывание сюжетов к играм, проявление самостоятельной творческой деятельности, реализация своих творческих замыслов. | Обговаривают с детьми обязанности членов семьи. Познакомить родителей с разными видами игр: народными, подвижными, сюжетно-ролевыми играми, игрой-экспериментированием. Рассказывают детям об играх, в которые играли, когда были маленькими. Составление альбома «Игры моего детства» (воспоминания). Принимают участие в создании условий для проектной деятельности. Формирование у родителей потребности передать ребенку добрые воспоминания и чувства, связанные с событиями своей жизни |
3 этап презентация | ||
Показ открытого занятия на тему «Белый снег пушистый» для воспитателей и родителей. Обобщение опыта работы по теме: «Мама, я хочу гулять!». | Участие в открытых занятиях, участие в оценке результатов процесса путем коллективного обсуждения и самооценки. | Оформление родительского альбома «Игры моего детства» (воспоминания родителей). |
Анализ проделанной работы
В целях объединения усилий детского и семьи для развития и воспитания детей в процесс организации прогулок было:
- разработано перспективное планирование использования игр на прогулке для детей и родителей,
- составлены картотеки игр, используемых на прогулке,
- составлен перечень считалок, мирилок,
- разработан конспект прогулки по теме: «Белый снег пушистый»,
- разработана примерная схема анализа и наблюдения организации игр на прогулке,
- подготовлена презентация альбома «Игры моего детства» (воспоминания родителей).
Для организации взаимодействия с родителями были использованы традиционные и нетрадиционные формы:
- родительские собрания;
- круглый стол;
- практическое занятие - организация подвижных игр родителями с детьми группы на участке детского сада и т.д.
Наблюдение за играми воспитанников в конце года показало, что дети, которые ранее играли одни со своими игрушками, не вступая в контакт с другими детьми, стали больше общаться со сверстниками, играть вместе, придумывать свой сюжет и вовлекать других детей. Все дети с удовольствием рассказывают, в какие игры они играют на прогулке вместе с мамой и папой. Анкетный опрос родителей показал, что они стали больше внимания уделять прогулкам с детьми. Играют с ними не только в песок, но и в сюжетно-ролевые, народные, подвижные игры, игры-эксперименты.
Также прослеживается положительная динамика во взаимоотношениях педагога, детей и родителей. Самый главный результат нашей работы – это установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки друг друга.
Варианты проведения прогулок были представлены на открытых мероприятиях для родителей, для воспитателей детского сада.
В материалах опыта представлена информация о постоянном взаимодействии с родителями (консультации, текстовая информация в родительском уголке).
Подобранный материал позволяет интересно, с пользой для детей и родителей проводить прогулки с детьми дошкольного возраста.
Работа по данному направлению не завершена, она будет продолжаться на следующем возрастном периоде развития дошкольников.