Цели урока.
Обучающие.
- Проверить знания учащихся по теме урока.
- Повторить и обобщить изученный материал об имени существительном.
Развивающие.
- Развивать мотивацию учебной деятельности. Вначале действует мотив “победить команду соперника”, но так как победу приносят знания, то включается другой мотив - изучить глубже ту или иную тему.
- Формирование и развитие коммуникативных умений школьников, развитие связной речи, мышления;
Воспитательные.
- Воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах.
- воспитание культуры общения, уважения к собеседнику;
- воспитание интереса к русскому языку.
Оборудование:
- 1 компьютер на столе учителя для ведения урока;
- экран, мультимедийный проектор, колонки;
- парты расставлены таким образом, что составляют “лабиринт”, но не затрудняют общение в группе.
Оформление: на экране с помощью мультимедийного проектора освещается весь ход урока (презентация в программе PowerPoint создана учителем, навигация отражает этапы урока, гиперссылки помогают легко возвращаться к ним (схема урока-лабиринта).
Ход урока
1. Инструктаж (оргмомент, слово учителя)
Чтобы обобщить и систематизировать знания по теме “Имя существительное”, мы отправимся в лабиринт, расположенный на острове Крит (вы видите его перед собой слайд № 1). Презентация
- А что такое лабиринт? Чтобы ответить на этот вопрос, заглянем в Древний Крит. Перед вами дворец царя Миноса, который все время перестраивался. План дворца похож на множество запутанных дорожек (слайд № 2). Итак, Лабиринт (labyrinthus) с греч. "сад блуждания"; в древности название построек и подземных сооружений с многочисленными проходами и с одним лишь входом и выходом; наиболее знаменитый Л.- критский, близ Кносса, жилище чудовища Минотавра (слайд № 3).
Древнегреческому герою Тезею выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна. С давних времен выражение “нить Ариадны” означает “путеводная нить”. Нашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, умения и практические навыки, а девизом урока - слова пословицы “Мир освещается солнцем, а человек – знанием!” На выходе из лабиринта нас ожидают “5” и “4” как высшая награда за знания, умения и навыки. Команда-победитель получит особый приз.
- Каждый вопрос потребует от вас применения полученных знаний, смекалки. Будьте внимательны!
- Итак, мы должны знать теоретический материал по теме, применять полученные знания на практике, показав высшую ступень умения обобщать и систематизировать факты языка. Счастливого пути!
У входа в лабиринт (слайд № 4, к нему возвращаемся по гиперссылкам “Назад”)
- Посмотрите на эту схему: таким будет наш путь в лабиринте.
2. Основная часть урока: повторение и обобщение изученного.
Препятствие №1. “Вот это да!”.
Определите одушевленность или неодушевленность существительных. Докажите правильность своего ответа.
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Снеговик | Скелет | Покойник | Народ |
(Слайд № 5)
Препятствие №2. “Определи род” (слайд № 6. Раздаточный материал № 1)
Каждая группа называет род существительного. Если кто-то затрудняется или ошибается, дополнительные баллы зарабатывает группа противника.
ОИЯИ | Простыня | Вермишель | Пенальти |
Мозоль | Туфля | Картофель | Сочи |
Тоннель | Шампунь | Неряха | Крокодил |
пианино | умница | рельс | жюри |
Препятствие № 3. “Озорное задание” (слайд № 7)
Запишите слова-ответы на вопрос “Кто нас обслуживает?”
- Если в доме ремонт: клеит обои…………….,стелет паркет……………, стеклит окна…………
- В ателье мод: кроит костюм……………., принимает заказ……………….
- Сделали книгу: переплет………….., набрал текст…………………………., обрезал бумагу…………
- Строят дом: на кране………………., готовит бетон………………….........., укладывает трубы ………..
Препятствие № 4. “Орфографическая зоркость” (слайд №8)
Внимание! Пропала тетрадь ученика 6-го класса. В ней важное домашнее задание. Кто нашел, исправьте ошибки за крупное вознаграждение (“5”) и верните хозяину. (Выписать слова, в которых допущены ошибки, правильно, объяснить написание).
Домашняя работа. Сочинение. Скромный герой. Дело было на маленькой станции. В ожидиние поезда я прагуливался по перрону. Вокруг было прекрастно. Вдруг в здание станции послышался шум. Потом крик, и оттуда выскочил не знакомец. Следом бежала женщина и кричала об исчезновение её кошелька. Не знакомец мчался прямо на меня. Я не растерялся и подставил ногу. Он упал. Я на него, скрутил руки и вытащил кошелёк. В отделение милицие преступник сознался, что его впервые задержал такой юный герой. |
Препятствие № 5. “Практика” (слайд №9, раздаточный материал №1)
Подпишите рисунки, поставив каждое существительное в форме Им.п. мн. числа.
Корни | Коренья | Листы | Листья |
Препятствие № 6. “Подпиши тетрадь” (слайд №10)
Подпишите тетрадь мальчика и тетрадь девочки.
Имена и фамилии ребят: Костя Милых, Ксюша Милых, Ольга Форш, Михаил Форш, Костенко Инна, Костенко Петр, Гинзбург Елена, Гинзбург Марк.
Препятствие №7. Тест
- Войти в лабиринт легко, но сложно – выйти из него. Здесь подстерегают особые опасности. Предлагаю вам итоговый тест по теме “Имя существительное”.
Учителем к уроку составлен тест по теме урока, учащиеся получают раздаточный материал. Группы обмениваются ответами, проводится проверка. (Слайд №11)
3. Подведение итогов урока:
- Собрав, систематизировав знания об имени существительном, мы вышли из лабиринта. Путеводной нитью были наши знания, умения и практические навыки, они освещали наш путь. Выставляем отметки и видим: “По труду и честь”.
4. Домашнее задание: повторить правила, подготовиться к диктанту, проанализировав свои ошибки. Для индивидуальной работы (по итогам тестирования) учитель приглашает отдельных учащихся.
Раздаточный материал №1 (Приложение)