Урок русского языка по теме "Имя существительное. Повторение и обобщение изученного". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока.

Обучающие.

  • Проверить знания учащихся по теме урока.
  • Повторить и обобщить изученный материал об имени существительном.

Развивающие.

  • Развивать мотивацию учебной деятельности. Вначале действует мотив “победить команду соперника”, но так как победу приносят знания, то включается другой мотив - изучить глубже ту или иную тему.
  • Формирование и развитие коммуникативных умений школьников, развитие связной речи, мышления;

Воспитательные.

  • Воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах.
  • воспитание культуры общения, уважения к собеседнику;
  • воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование:

  • 1 компьютер на столе учителя для ведения урока;
  • экран, мультимедийный проектор, колонки;
  • парты расставлены таким образом, что составляют “лабиринт”, но не затрудняют общение в группе.

Оформление: на экране с помощью мультимедийного проектора освещается весь ход урока (презентация в программе PowerPoint создана учителем, навигация отражает этапы урока, гиперссылки помогают легко возвращаться к ним (схема урока-лабиринта).

Ход урока

1. Инструктаж (оргмомент, слово учителя)

Чтобы обобщить и систематизировать знания по теме “Имя существительное”, мы отправимся в лабиринт, расположенный на острове Крит (вы видите его перед собой слайд № 1). Презентация

- А что такое лабиринт? Чтобы ответить на этот вопрос, заглянем в Древний Крит. Перед вами дворец царя Миноса, который все время перестраивался. План дворца похож на множество запутанных дорожек (слайд № 2). Итак, Лабиринт (labyrinthus) с греч. "сад блуждания"; в древности название построек и подземных сооружений с многочисленными проходами и с одним лишь входом и выходом; наиболее знаменитый Л.- критский, близ Кносса, жилище чудовища Минотавра (слайд № 3).

Древнегреческому герою Тезею выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна. С давних времен выражение “нить Ариадны” означает “путеводная нить”. Нашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, умения и практические навыки, а девизом урока - слова пословицы “Мир освещается солнцем, а человек – знанием!” На выходе из лабиринта нас ожидают “5” и “4” как высшая награда за знания, умения и навыки. Команда-победитель получит особый приз.

- Каждый вопрос потребует от вас применения полученных знаний, смекалки. Будьте внимательны!

- Итак, мы должны знать теоретический материал по теме, применять полученные знания на практике, показав высшую ступень умения обобщать и систематизировать факты языка. Счастливого пути!

У входа в лабиринт (слайд № 4, к нему возвращаемся по гиперссылкам “Назад”)

- Посмотрите на эту схему: таким будет наш путь в лабиринте.

2. Основная часть урока: повторение и обобщение изученного.

Препятствие №1. “Вот это да!”.

Определите одушевленность или неодушевленность существительных. Докажите правильность своего ответа.

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
Снеговик Скелет Покойник Народ

(Слайд № 5)

Препятствие №2. “Определи род” (слайд № 6. Раздаточный материал № 1)

Каждая группа называет род существительного. Если кто-то затрудняется или ошибается, дополнительные баллы зарабатывает группа противника.

ОИЯИ Простыня Вермишель Пенальти
Мозоль Туфля Картофель Сочи
Тоннель Шампунь Неряха Крокодил
пианино умница рельс жюри

Препятствие № 3. “Озорное задание” (слайд № 7)

Запишите слова-ответы на вопрос “Кто нас обслуживает?”

  1. Если в доме ремонт: клеит обои…………….,стелет паркет……………, стеклит окна…………
  2. В ателье мод: кроит костюм……………., принимает заказ……………….
  3. Сделали книгу: переплет………….., набрал текст…………………………., обрезал бумагу…………
  4. Строят дом: на кране………………., готовит бетон………………….........., укладывает трубы ………..

Препятствие № 4. “Орфографическая зоркость” (слайд №8)

Внимание! Пропала тетрадь ученика 6-го класса. В ней важное домашнее задание. Кто нашел, исправьте ошибки за крупное вознаграждение (“5”) и верните хозяину. (Выписать слова, в которых допущены ошибки, правильно, объяснить написание).

Домашняя работа.

Сочинение.

Скромный герой.

Дело было на маленькой станции. В ожидиние поезда я прагуливался по перрону. Вокруг было прекрастно.

Вдруг в здание станции послышался шум. Потом крик, и оттуда выскочил не знакомец. Следом бежала женщина и кричала об исчезновение её кошелька.

Не знакомец мчался прямо на меня. Я не растерялся и подставил ногу. Он упал. Я на него, скрутил руки и вытащил кошелёк. В отделение милицие преступник сознался, что его впервые задержал такой юный герой.

Препятствие № 5. “Практика” (слайд №9, раздаточный материал №1)

Подпишите рисунки, поставив каждое существительное в форме Им.п. мн. числа.

Корни Коренья Листы Листья

Препятствие № 6. “Подпиши тетрадь” (слайд №10)

Подпишите тетрадь мальчика и тетрадь девочки.

Имена и фамилии ребят: Костя Милых, Ксюша Милых, Ольга Форш, Михаил Форш, Костенко Инна, Костенко Петр, Гинзбург Елена, Гинзбург Марк.

Препятствие №7. Тест

- Войти в лабиринт легко, но сложно – выйти из него. Здесь подстерегают особые опасности. Предлагаю вам итоговый тест по теме “Имя существительное”.

Учителем к уроку составлен тест по теме урока, учащиеся получают раздаточный материал. Группы обмениваются ответами, проводится проверка. (Слайд №11)

3. Подведение итогов урока:

- Собрав, систематизировав знания об имени существительном, мы вышли из лабиринта. Путеводной нитью были наши знания, умения и практические навыки, они освещали наш путь. Выставляем отметки и видим: “По труду и честь”.

4. Домашнее задание: повторить правила, подготовиться к диктанту, проанализировав свои ошибки. Для индивидуальной работы (по итогам тестирования) учитель приглашает отдельных учащихся.

Раздаточный материал №1 (Приложение)