В системе основного общего образования география - это единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания.
Это позволяет формировать у учащихся:
• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
География в основной школе в условиях ФГОС —
учебный предмет, формирующий у учащихся систему
комплексных социально ориентированных знаний о
Земле как о планете людей, закономерностях
развития природы, размещении населения и
хозяйства, об особенностях, о динамике и
территориальных следствиях главных природных,
экологических, социально-экономических и иных
процессов, протекающих в географическом
пространстве, проблемах взаимодействия общества
и природы, об адаптации человека к
географическим условиям проживания, о
географических подходах к устойчивому развитию
территорий.
Одним из методов обучения учащихся может быть
метод проектов. Метод проектов органично
вписывается в систему личностно
ориентированного обучения и способствует
организации разнообразной самостоятельной
деятельности учащихся, но при этом не исключает и
не заменяет других методов обучения. Это метод
обучения может быть использован в изучении
любого предмета, может применяться как на уроках,
так и во внеклассной работе. Он ориентирован на
достижение целей самих учащихся, и поэтому
уникален. Проект формирует невероятно большое
количество умений и навыков, и поэтому он
эффективен. Дает столь необходимый школьникам
опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Объектом исследования является процесс обучения методам проекта в основном звене.
Предмет исследования - методика обучения проектной и исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп.
Цель - разработать комплект методических материалов в помощь учителю, для организации проектной работы во внеурочной деятельности с учащимися по географии.
Задачи исследования.
1. Раскрыть особенности проведения проектной и исследовательской работы в условиях реализации современных образовательных стандартов; изучить методику работы проектной и исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп в условиях реализации современных образовательных стандартов.
2. Изучить методы проектной и исследовательской деятельности и выявить их роль в обучении географии.
3. Изучить методику работы над проектами и исследовательской деятельностью школьников, проанализировать нетрадиционные подходы в работе и разработать проекты и исследовательские работы учащихся.
Глава 1. Особенности внеурочной деятельности по географии
Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеурочной деятельности по предмету. Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассной работы.
Результаты творческих поисков учителей географии помогли накопить богатый опыт по внеурочной деятельности. Изучение учащимися географии вне рамок учебного плана и требований школьной программы отличается, прежде всего, от урока, как основной формы организации внеурочной деятельности по географии и главного элемента классно-урочной системы. Внеурочная деятельность строится по сравнению с уроками на ином географическом материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеклассное время.
Цель внеурочной деятельности - обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания - воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Образовательные и воспитательные задачи внеурочной деятельности по географии определяются общими целями и задачами обучения по предмету. Важнейшей задачей внеклассной работы по географии является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.
Одна из задач внеклассной работы по географии состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества.
Важнейшей задачей внеурочной деятельности с учащимися по предмету является усиление их интереса к географической науке. Развитие познавательного интереса к географии на основе внеклассной работы обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с важнейшими достижениями науки, экскурсиями в природу и на производство.
Внеурочная деятельность по географии тесно взаимосвязана с уроками. Как показали исследования педагогов, интерес к учебной деятельности развивает у школьников познавательные интересы, которые характеризуются стремлением учащихся к глубокому познанию нового в данном предмете, желания не оставаться на поверхности явлений Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Педагогика, 1984. - С. 49.
Во взаимосвязи учебной и внеклассной работы ведущее место принадлежит учебной.
2. Обучение проектной деятельности школьников.
В обучении географии метод проектов занимает важное место. Суть его заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала по географии и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Он позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.
Основная цель применения метода проектов - самостоятельное постижение школьниками жизненно важных географических проблем.
Выбор тем проектов осуществляет учитель. Критерии выбора тем могут быть следующими:
- социальная значимость проекта и значимость данной информации для учащихся; воспитательный потенциал проекта;
- связь темы проекта с изучаемым материалом курса и возможность реализации внутри и межпредметных связей;
- наличие у школьника необходимых знаний и личного опыта.
Типы учебных проектов по географии
Выделим возможные типы учебных проектов.
- По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. (Типология предложена Е.С. Полат.)
- По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.
- По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных – продолжительностью от месяца и более.
- По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты – от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).
Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие, пусть в разных по продолжительности и сложности информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может – практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме “Горы (или равнины) Земли”. Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.
К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести:
- проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры);
- проекты освоения территорий;
- проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д.
- проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды.
Реализация метода проектов по географии может осуществляться через внеурочную деятельность (кружковую работу.) Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности.
Работа над любым проектом может быть организована как индивидуальная, групповая, коллективная или смешанная, т.е. на разных этапах работы имеет место и групповая, и индивидуальная работа. Результатом работы школьников могут быть какие-либо макеты, разработки, карты, схемы, описания объектов и конкретная деятельность по их благоустройству и т.п. Главное, чтобы выбранная тема проекта была тесно связана с реальной жизнью и личностно значима для каждого школьника.
Очень важно, что при работе над проектом школьники не только овладевают такими географическими знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.
3. Последовательность работы над проектом.
Стадия работы над проектом | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. Подготовка | Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы | Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в onpeделении цели проекта. Наблюдает за работой учеников |
2. Планирование | а) Определение источников
необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта). г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы. |
Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности | Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся . |
3. Исследование | 1. Сбор и уточнение информации
(основные инструменты: интервью, опросы,
наблюдения, эксперименты и т.п.). 2. Выявление (“мозговой штурм”) и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3. Выбор оптимального варианта хода проекта. 4. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта |
Поэтапно выполняют задачи проекта | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся |
4. Выводы | Анализ информации. Формулирование выводов | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект | Наблюдает, советует (по просьбе учащихся) |
5. Защита проекта и оценка его результатов | Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого | Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта |
Работа над проектом требует продолжительного времени: от нескольких недель, если речь идет о мини-проекте, до нескольких месяцев. Поэтому четкость в организации работы школьников и промежуточный контроль за их работой от этапа к этапу – необходимые условия успешного выполнения поставленной задачи.
Метод проектов может найти применение не только в старших классах. Более того, чтобы получить качественные проекты старшеклассников, надо начинать эту работу значительно раньше.
Поскольку работа над проектом - процесс достаточно сложный организационно, количество проектов не может быть большим.
При выборе конкретного содержания проектов следует обратить внимание на то, чтобы один из них был посвящен проблемам страны в целом, а другой - связан с конкретной реальной проблемой нашего края. Такое сочетание обеспечивает наиболее полную реализацию идей метода проектов: познакомить с социально значимыми проблемами, развить творческие способности, умение работать с различными источниками географической информации и в то же время заняться конкретной деятельностью по изучению своего края, его благоустройству.
Источники
4. Текст см. по адресу http://geo.metodist.ru в разделе “Метод.обеспечение” - “Нормативные документы” - “Стандарты образования” - “Стандарт основного общего образования по географии”.
Проектная работа “Экологические проблемы реки Актай” (Приложение)