Учим сложные слова

Разделы: Логопедия


Сложными словами называют такие слова, которые образованы из 2-х или нескольких основ при помощи сложения.

Такие слова могут образоваться:

1) сложением целых слов: школа-интернат, летчик-космонавт;

2) сложением части основы с целым словом: зоомагазин;

3) сложением частей с сокращенными основами: ВУЗ; сложносокращенные слова: завхоз;

4) сложение производящих основ с соединительными гласными: пароход.

Отсюда видно, что сложные слова могут быть образованы сложением основ с помощью соединительной гласной “о” или “е”.

В сложных словах после твердых согласных пишется соединительная гласная “о”, а после мягких согласных, шипящих и “ц” - соединительная “е”.

В результате образования слов путем сложения и получаются сложные слова.

Существует 2 способа образования сложных слов:

1) неморфологический, когда слова используются целиком: вечнозеленый кедр;

2) морфологический с помощью:

- приставки (потемнеть);

- суффикса (автозаводский);

- приставки и суффикса (соединять);

- бессуффиксный (синь - от синий).

Школа начинает работу над сложными словами с 5-ого класса, т.к. упражнения в образовании сложных слов могут опираться только на достигнутый высокий уровень речевого развития детей, позволяющий осознать те формальные и смысловые связи слов, которые интуитивно усваиваются детьми в процессе речетворчества. Однако подготовка к такой работе нужна уже в детском саду.

В подготовительной к школе группе даются элементарные упражнения на образование сложных слов путем сложения.

Значения таких упражнений:

1) приобретают опыт сознательного анализа языкового материала, что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе;

2) такие упражнения приводят к осознанности речи, к ее произвольности.

Методические приемы

1) Называние педагогом сложных слов, имеющих одинаковую производящую основу (самолет, вертолет):

- с показом картинки, игрушки, предмета;

- с толкованием смысловой стороны слова и его происхождения (т.е. из каких слов составлено).

2) Неоднократное повторение слова:

- педагогом;

- отдельными детьми (с места);

- хором.

3) Узнавание слова по его толкованию (отгадывание загадок).

Кто рыбу ловит? (Рыболов)

Кто птиц ловит? (Птицелов)

4) Упражнения в самостоятельном образовании сложных слов детьми с опорой на опорные слова (по аналогии).

- Я назову 2 слова - “пар” и “ходит”, а если их соединить вместе, то получится слово - пароход.

- А какие слова получаются из слов: луна и ход, тепло и ход?

5) Загадки-инсценировки (показ педагогом или детьми действий людей той или иной профессии).

Лес рубит – лесоруб.

Рыбу ловит – рыболов.

6) Упражнения на быстрый подбор сложных слов:

Кто разводит пчел?

Кто разводит собак?

Кто разводит сады?

7) Называние сложных слов по картинкам (явления природы): листопад, водопад, снегопад, ледоход.

8) Выделение на слух сложных слов художественного текста:

- из скороговорки (рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов);

- из стихотворения:

Листопад, листопад!

Осыпается наш сад!

Листья по ветру летят,

Под ногами шелестят.

9) Словесно-дидактические игры.

“Машины-помощники” (мясорубка, скороварка, пылесос, кофеварка).

“Незнайкины загадки” - упражнять в толковании сложных слов и умении выделить составляющие их слова (черноглазый, разноцветный, четырехэтажный, белоснежный – почему так говорят?)

10) “Скажи, какой предмет” (с опорой на 2 слова).

У куклы светлые волосы – светловолосая.

Земля покрыта белым снегом – белоснежная.

Я ем кислый и сладкий апельсин – кисло-сладкий.

11) Отгадывание детьми загадок:

Летит, как птица, жужжит,
А крыльями не машет. (Самолет)

Я не бабочка, не птица,
Не лечу, куда хочу.
Кто желает прокатиться?
Залезайте – прокачу! (Самолет)

Высоко летит,
А в нем летчик сидит. (Cамолет)

Рукастая, зубастая,
Идет-бредет по улице.
Идет и снег грабастает,
А дворник только щурится,
А дворник улыбается:
Снег без него сгребается. (Снегоуборочная машина)

Паровоз без колес!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли ты сошел?
Прямо по морю пошел! (Пароход)

Бежит конь, из ушей дым столбом
Конь на бегу, пары клубя, пускает дым трубой,
Несет вперед и сам себя,
И многих за собой. (Паровоз)

Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нем –
Как мы это назовем? (Водопровод)

В небо – дыра, в землю – дыра,
А в середине огонь и вода. (Cамовар)

Вот так чудо! Он со вкусом
Может кушать пыль и мусор!
И жужжит, как сотня ос,
Работяга… (Пылесос)

Пыль увижу-заворчу,
Заворчу и проглочу! (Пылесос)

12) Составление словосочетаний со сложными словами: железнодорожный вагон, сероглазый мальчик, черноглазая девочка, разноцветные шарики, белоснежная скатерть.

13) Включение сложных слов в предложения:

Пешеходы идут по пешеходной дорожке.

Самолет летит высоко в небе.

- добавления слова в предложение с опорой на картинку с повторением всего предложения;

- самостоятельное составление предложений по предметной картинке (или названному слову).

14) Составление связного текста с данными сложными словами.

15) Включение сложных слов по возможности в разные виды детской деятельности.

Система работы с детьми над сложными словами

На одном из фронтальных занятий логопед знакомит детей с новой темой: “Образование сложных слов путем сложения”.

Все занятии целиком посвящается этой теме, в его структуру включаются различные виды упражнений и игр, с учетом дидактического принципа от простого к сложному.

На одном занятии берется только одна группа сложных слов, в конце (пароход, самоход, луноход, пешеход, теплоход) которых голосом выделяется одинаковая производящая основа (ледоход) и т.д.

Использование различных методических приемов позволяет детям закрепить умения в образовании сложных слов и более осознанно включиться в эту умственную деятельность.

С теми детьми, которые не усвоят программную задачу, следует позаниматься индивидуально.

Последующая работа над темой может занимать на занятиях только часть времени:

- при организационном моменте;

- в ходе занятия, с учетом словарной темы и т.д.

Для реализации рекомендованных методических приемов можно использовать различные виды деятельности детей:

- изодеятельность: снегопад, самолет, вертолет, пароход, пешеход;

- конструирование: паровоз, самосвал.

Исходя из вышесказанного видно, что научить детей образовывать сложные слова путем сложения должен логопед, а закреплять эту тему по заданию логопеда должны воспитатели, используя при этом различные виды деятельности.

Группировка сложных слов:

- по лексическим темам;

- по морфологическому способу словообразования (словопроизводство путем сложения), где в конце слов легко голосом выделить одинаковую производящую основу;

- по частям речи.

Явления природы: листопад, снегопад, водопад, ледоход, половодье.

Дом и его окружение: дымоход, водопровод, автодорога, спортплощадка, физкультура, лесопарк, сенокос, турпоход, газопровод, зоопарк.

Насекомые: шелкопряд, сороконожка, мухоед.

Животные: утконос, носорог, землеройка.

Предметы быта: хлеборезка, соковыжималка, скороварка, кофеварка, кофемолка, мясорубка, соковарка, электробритва, электролампа.

Люди: садовод, пчеловод, лесоруб, птицевод, землекоп, зверолов, хлопковод, собаковод, змеелов, пешеход, рыболов, водолаз, животновод.

Транспорт: вертолет, самолет, пароход, ледокол, теплоход, паровоз, тепловоз, луноход, молоковоз.

Машины: снегоуборочная, самосвал, картофелеуборочный комбайн, хлебоуборочный комбайн, сенокосилка.

Сложные прилагательные: железнодорожный, одноэтажный, многоэтажный, длинноногий, черноглазый, разноцветный, малозаметный, ярко-красный, сероглазый, белоснежный.