Сложными словами называют такие слова, которые образованы из 2-х или нескольких основ при помощи сложения.
Такие слова могут образоваться:
1) сложением целых слов: школа-интернат, летчик-космонавт;
2) сложением части основы с целым словом: зоомагазин;
3) сложением частей с сокращенными основами: ВУЗ; сложносокращенные слова: завхоз;
4) сложение производящих основ с соединительными гласными: пароход.
Отсюда видно, что сложные слова могут быть образованы сложением основ с помощью соединительной гласной “о” или “е”.
В сложных словах после твердых согласных пишется соединительная гласная “о”, а после мягких согласных, шипящих и “ц” - соединительная “е”.
В результате образования слов путем сложения и получаются сложные слова.
Существует 2 способа образования сложных слов:
1) неморфологический, когда слова используются целиком: вечнозеленый кедр;
2) морфологический с помощью:
- приставки (потемнеть);
- суффикса (автозаводский);
- приставки и суффикса (соединять);
- бессуффиксный (синь - от синий).
Школа начинает работу над сложными словами с 5-ого класса, т.к. упражнения в образовании сложных слов могут опираться только на достигнутый высокий уровень речевого развития детей, позволяющий осознать те формальные и смысловые связи слов, которые интуитивно усваиваются детьми в процессе речетворчества. Однако подготовка к такой работе нужна уже в детском саду.
В подготовительной к школе группе даются элементарные упражнения на образование сложных слов путем сложения.
Значения таких упражнений:
1) приобретают опыт сознательного анализа языкового материала, что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе;
2) такие упражнения приводят к осознанности речи, к ее произвольности.
Методические приемы
1) Называние педагогом сложных слов, имеющих одинаковую производящую основу (самолет, вертолет):
- с показом картинки, игрушки, предмета;
- с толкованием смысловой стороны слова и его происхождения (т.е. из каких слов составлено).
2) Неоднократное повторение слова:
- педагогом;
- отдельными детьми (с места);
- хором.
3) Узнавание слова по его толкованию (отгадывание загадок).
Кто рыбу ловит? (Рыболов)
Кто птиц ловит? (Птицелов)
4) Упражнения в самостоятельном образовании сложных слов детьми с опорой на опорные слова (по аналогии).
- Я назову 2 слова - “пар” и “ходит”, а если их соединить вместе, то получится слово - пароход.
- А какие слова получаются из слов: луна и ход, тепло и ход?
5) Загадки-инсценировки (показ педагогом или детьми действий людей той или иной профессии).
Лес рубит – лесоруб.
Рыбу ловит – рыболов.
6) Упражнения на быстрый подбор сложных слов:
Кто разводит пчел?
Кто разводит собак?
Кто разводит сады?
7) Называние сложных слов по картинкам (явления природы): листопад, водопад, снегопад, ледоход.
8) Выделение на слух сложных слов художественного текста:
- из скороговорки (рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов);
- из стихотворения:
Листопад, листопад!
Осыпается наш сад!
Листья по ветру летят,
Под ногами шелестят.
9) Словесно-дидактические игры.
“Машины-помощники” (мясорубка, скороварка, пылесос, кофеварка).
“Незнайкины загадки” - упражнять в толковании сложных слов и умении выделить составляющие их слова (черноглазый, разноцветный, четырехэтажный, белоснежный – почему так говорят?)
10) “Скажи, какой предмет” (с опорой на 2 слова).
У куклы светлые волосы – светловолосая.
Земля покрыта белым снегом – белоснежная.
Я ем кислый и сладкий апельсин – кисло-сладкий.
11) Отгадывание детьми загадок:
Летит, как птица, жужжит,
А крыльями не машет. (Самолет)
Я не бабочка, не птица,
Не лечу, куда хочу.
Кто желает прокатиться?
Залезайте – прокачу! (Самолет)
Высоко летит,
А в нем летчик сидит. (Cамолет)
Рукастая, зубастая,
Идет-бредет по улице.
Идет и снег грабастает,
А дворник только щурится,
А дворник улыбается:
Снег без него сгребается. (Снегоуборочная машина)
Паровоз без колес!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли ты сошел?
Прямо по морю пошел! (Пароход)
Бежит конь, из ушей дым столбом
Конь на бегу, пары клубя, пускает дым трубой,
Несет вперед и сам себя,
И многих за собой. (Паровоз)
Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нем –
Как мы это назовем? (Водопровод)
В небо – дыра, в землю – дыра,
А в середине огонь и вода. (Cамовар)
Вот так чудо! Он со вкусом
Может кушать пыль и мусор!
И жужжит, как сотня ос,
Работяга… (Пылесос)
Пыль увижу-заворчу,
Заворчу и проглочу! (Пылесос)
12) Составление словосочетаний со сложными словами: железнодорожный вагон, сероглазый мальчик, черноглазая девочка, разноцветные шарики, белоснежная скатерть.
13) Включение сложных слов в предложения:
Пешеходы идут по пешеходной дорожке.
Самолет летит высоко в небе.
- добавления слова в предложение с опорой на картинку с повторением всего предложения;
- самостоятельное составление предложений по предметной картинке (или названному слову).
14) Составление связного текста с данными сложными словами.
15) Включение сложных слов по возможности в разные виды детской деятельности.
Система работы с детьми над сложными словами
На одном из фронтальных занятий логопед знакомит детей с новой темой: “Образование сложных слов путем сложения”.
Все занятии целиком посвящается этой теме, в его структуру включаются различные виды упражнений и игр, с учетом дидактического принципа от простого к сложному.
На одном занятии берется только одна группа сложных слов, в конце (пароход, самоход, луноход, пешеход, теплоход) которых голосом выделяется одинаковая производящая основа (ледоход) и т.д.
Использование различных методических приемов позволяет детям закрепить умения в образовании сложных слов и более осознанно включиться в эту умственную деятельность.
С теми детьми, которые не усвоят программную задачу, следует позаниматься индивидуально.
Последующая работа над темой может занимать на занятиях только часть времени:
- при организационном моменте;
- в ходе занятия, с учетом словарной темы и т.д.
Для реализации рекомендованных методических приемов можно использовать различные виды деятельности детей:
- изодеятельность: снегопад, самолет, вертолет, пароход, пешеход;
- конструирование: паровоз, самосвал.
Исходя из вышесказанного видно, что научить детей образовывать сложные слова путем сложения должен логопед, а закреплять эту тему по заданию логопеда должны воспитатели, используя при этом различные виды деятельности.
Группировка сложных слов:
- по лексическим темам;
- по морфологическому способу словообразования (словопроизводство путем сложения), где в конце слов легко голосом выделить одинаковую производящую основу;
- по частям речи.
Явления природы: листопад, снегопад, водопад, ледоход, половодье.
Дом и его окружение: дымоход, водопровод, автодорога, спортплощадка, физкультура, лесопарк, сенокос, турпоход, газопровод, зоопарк.
Насекомые: шелкопряд, сороконожка, мухоед.
Животные: утконос, носорог, землеройка.
Предметы быта: хлеборезка, соковыжималка, скороварка, кофеварка, кофемолка, мясорубка, соковарка, электробритва, электролампа.
Люди: садовод, пчеловод, лесоруб, птицевод, землекоп, зверолов, хлопковод, собаковод, змеелов, пешеход, рыболов, водолаз, животновод.
Транспорт: вертолет, самолет, пароход, ледокол, теплоход, паровоз, тепловоз, луноход, молоковоз.
Машины: снегоуборочная, самосвал, картофелеуборочный комбайн, хлебоуборочный комбайн, сенокосилка.
Сложные прилагательные: железнодорожный, одноэтажный, многоэтажный, длинноногий, черноглазый, разноцветный, малозаметный, ярко-красный, сероглазый, белоснежный.