Класс: 7.
Цели урока:
- обобщение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия;
- развитие речи, обогащение словарного запаса;
- воспитание интереса к истории родного края.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Введение в тему урока
- Запишите тему урока: “ Обобщение по теме “ Наречие”. Как вы думаете, какова цель нашего урока? Вспомните, что такое наречие?
Рассказать правило.
- Давайте вспомним, когда наречие с “не” пишется слитно и раздельно.
Правило.
Слайд 3. Презентация
- Кто лучше и правильнее распределит следующие наречия в два столбика:
(не) лепо, (не)искренне ; (не)хорошо, а плохо; вовсе(не)интересно (не)по – товарищески, (не)аккуратно, (не)далеко; (не)громко, а тихо; (не)высоко, далеко(не)ласково.
Слайд 4
- Как вы понимаете эту пословицу: “ Кто грамоте горазд, тому не пропасть?” Когда в наречиях пишется приставка “не-” , “ни-”? Составьте предложения со следующими словами:
1 ряд – некогда, никогда
2 ряд - негде, нигде
3 ряд – некуда, никуда
Н-р:
1 ряд: Я так много занимаюсь, что мне некогда сходить в зоопарк. Я
Никогда не видел живого бегемота.
2 ряд: Когда становится тесно от множества народа, говорят: негде
Яблоку упасть. Смелый человек нигде не пропадет.
3 ряд: Велика Россия, а отступать некуда. Никуда я сегодня не пойду.
Слайд 5
- Вспомните, когда в наречиях пишется одна и две буквы “н”? Найдите строчки, в которых все слова пишутся с двумя н:
1) интерес(н, нн)о, искус(н, нн)о, груст(н, нн)о;
2) мужестве(н, нн)о, умышле(н, нн)о, испуга(н, нн)о;
3) вниматель(н, нн)о, присталь(н, нн)о, дружелюб(н, нн)о;
4) рассея(н, нн)о, разочарова(н,нн)о, торжестве(н, нн)о.
Проверка.
Слайд 6
- Как вы понимаете эту пословицу: “на конце наречий после шипящих пишутся буквы “о” и “е”?. Спишите, Не учась, и лаптя не сплетешь?” Когда обозначая изученную орфограмму:
Певуч…, свеж…, ещ…, горяч…, зловещ…, умоляющ…, угрожающ…, общ….
Слайд 7
- Сядьте поудобнее, закройте глаза, вспомните о чем-нибудь приятном, улыбнитесь. Откройте глаза.
Слайд 8
- Посмотрите: какая пословица здесь спряталась? Сперва подумай, потом говори. Как вы понимаете смысл данной пословицы? Найдите в ней наречия. Сперва, потом. Почему наречие “сперва” пишется с суффиксом “а”? Когда на конце наречия пишутся буквы “а” и “о”?
- справа, сначала,
- досрочно, дословно.
Слайд 9
- Наречия могут писаться слитно, раздельно и через дефис. Вспомните, когда наречия пишутся через дефис?
Игра “Одним словом”
- Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис, запишите их:
на русском языке - … (по-русски)
в первую очередь – … (во-первых)
небрежно, плохо – … (кое-как)
в какое – нибудь время – … (когда-нибудь)
совсем немного – … (чуть-чуть)
неожиданно – нежданно – … (негаданно)
очень давно – … (давно-давно)
в точности так – … (точь-в-точь)
Слайд 10
Помните, ребята, есть такая профессия – корректор. Корректор работает там, где создается печатный текст газеты, журналы, книги. Его задача - всюду вылавливать ошибки. Такая работа требует грамотности и внимания. Попробуйте поработать корректорами. Но сначала вспомните, когда на конце наречий после шипящих пишется мягкий знак.
Найдите ошибки в следующем тексте:
“Сегодня с утра Мишка был Дон Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскач понесся по саду. Ему было невтерпежь сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него прочь и прятались в зарослях крапивы. Он наотмаш рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзнич”.
Проверим
Слайд 11
Итоговое задание. Тест “Проверь себя”.
Проверь себя 1) (не)брежно 2) ничуть (не)радостно 3) н(е, и)куда бежать 4) н(е, и)когда не видел 5) безбоязне(н, нн)о 6) бесстраш(н, нн)о 7) хорош(е, о) 8) ещ(о,е) 9) досух(о, а) 10) влев(а, о) 11) (во)вторых 12) кое(где) 13) замуж… 14) сплош… |
Ключ к заданию 1) небрежно 2) ничуть не радостно 3) некуда бежать 4) никогда не видел 5) безбоязненно 6) бесстрашно 7) хорошо 8) еще 9) досуха 10) влево 11) во-вторых 12) кое-где 13) замуж 14) сплошь |
Взаимопроверка: “5” - 14 отв., “4” - 11-13 отв., “3” - 7-9 отв., “2” - 4 отв.
У кого “5”, “4”, “3”, “2”.
На доске:
Соотнести данные фразеологические обороты с синонимичными наречиями:
1) трудиться не покладая рук 2) работать спустя рукава 3) учиться с грехом пополам 4) схватывать на лету 5) надоесть хуже горькой редьки 6) как из рога изобилия 7) расти как на дрожжах 8) уснул как убитый 9) выполнить работу без сучка без задоринки |
слабо сильно хорошо плохо легко быстро замечательно крепко много |
Работа с текстом
1. Выразительное чтение текста (текст у каждого ученика).
Оставшееся после Золотой Орды Астраханское ханство в 1556 году было присоединено к Московскому государству. Через два года после этого и началось рождение города Астрахани. Сначала весь город помещался в кремле и представлял собою крепость. Лепили кремль русские мастера из камня ханских дворцов Сарая – Бату, бывшей столицы Золотой Орды. Везли на плоскодонках да на плотах по Волге и камень, и известь, и глину. Мастера были умелые, сработали на века, крепко и ладно.
Поднялись вокруг города стены зубчатые, башни с бойницами. Четыре века прошло, а красота не увяла. Берегут ее и поныне. Обновляют, охорашивают, сохраняя изначальный вид. Реставрирован и главный объект кремля – пятиглавый Успенский собор, памятник архитектуры начала XVIII века. Дорофей Мякишев, зодчий из крепостных, создал это чудо в богатырских шлемах-куполах, в каменном кружеве и чугунном литье. Создал талантом своим, безмерно богатым воображением, крепкими, сильными руками.
Еще раньше, в 1592 году, началось в кремле сооружение Троицкого собора, сохранившегося до сих пор. Это комплекс с тремя церквями и трапезными палатами. В другой стороне от Успенского храма – архиерейские покои, высокие и крепкие. Все это и позволяет считать астраханский кремль выдающимся памятником русской истории и архитектуры.
2. Учащиеся выполняют задания к тексту:
- О чем этот текст?
- Как можно озаглавить текст? (Выдающийся памятник истории и культуры). Что отражает ваше название – тему или главную мысль?
- Определите стиль речи, тип речи.
- Выпишите из текста наречия, устно составьте с ними предложения: сначала, на века, поныне, до сих пор
Подведение итогов урока.
- Какие правила написания наречий повторили на уроке?