Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Автоматизация звуков [р] и [р'] в словах и фразовой речи"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель: автоматизация звуков [Р] и [Р’] в словах и фразовой речи.

Коррекционно – образовательные задачи: автоматизировать звук [Р] и [Р’] в словах и фразовой речи, закреплять употребление слов противоположных по значению, закреплять умение согласовывать числительные с существительными, формировать умение самостоятельно строить фразу.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать положительное отношение к занятию,   самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование: картинка “ Крокодил Гена и Чебурашка” разрезанная на 6 частей;

бумажные снежинки на ниточках;

зеркало;

картинки: “ворота”, “сорока”, “снегири”, “воробьи”, “ворона”, “берёза”, “рябина”, “порог”, “дорога”, “рыбаки на озере”;

магнитная доска, магниты;

бумажный снежок;

электронное письмо;

вырезанные рыбки – 10 штук, ведёрко;

игрушки Воробей, Крокодил Гена, Чебурашка;

плоскостное изображение праздничного угощения.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Сегодня нам прислали приглашение. Ты узнаешь, кто прислал, когда соберёшь картинку. (Ребёнок собирает картинку разрезанную на 6 частей)

Логопед: Кто прислал? (Прислали Крокодил Гена и Чебурашка)

Логопед: Чебурашка приглашает нас на день рождения. Чтобы к нему попасть, нам нужно соблюдать правило, двигаться по стрелочкам. А помогать нам будут звуки [Р] и [Р’].

Пора отправляться в путь. Какие правила нужно помнить? (На занятии внимательно слушаем, отвечаем полным ответом на вопросы)

Основная часть.

Логопед:  Сейчас какое время года? (Зима)

Как ты догадался? (На улице холодно, идёт снег).

Логопед: Посмотри, что делают снежинки? (Снежинки летят, кружатся)

Мы тоже подуем на снежинки.

Развитие длительного плавного выдоха

На уровне рта ребёнка подвешены на ниточках вырезанные из бумаги снежинки Ребёнок медленно набирает воздух через нос. (Следим, чтобы не поднимались плечи.) Вытягивает губы трубочкой и дует на снежинки, не раздувая щёк.

Логопед: А теперь небольшая разминка.

Артикуляционная гимнастика

“Маляр”

“Вкусное варенье”

“Индюк”

“Пулемёт”

Логопед: Теперь заводи мотор снегохода.

Многократное произнесение звука Р. (Р-Р-Р-Р…)

Логопед: Где нам нужно проехать, чтобы выехать со двора? (Выкладывается картинка “ворота”)

(Нужно проехать в ворота.)

Логопед: Кто сидит на воротах? (На воротах сидит сорока)

Логопед: Сорока стрекочет. Мы тоже за ней повторим.

Речевая зарядка

РА-РА-РА – высокая гора

ОРУ-ОРУ-ОРУ – я объеду гору

РЫ-РЫ-РЫ – я спущусь с горы

РЕ-РЕ-РЕ – не буду думать о горе

Развитие слухового внимания и памяти

Логопед: Слушай и запоминай, за мной слова все повторяй.

На рябине снегири (на рябине снегири)

На берёзе воробьи (на берёзе воробьи)

Сорока на дороге (сорока на дороге)

Ворона на пороге (ворона на пороге)

А теперь рассади птиц по своим местам.

Подбор родственных слов

Логопед: На пути большое озеро (выкладывается картинка)

Посмотри на картинку и ответь на вопросы.

Кто сидит на озере? (На озере с удочками сидят рыбаки.)

Логопед: Что делают рыбаки? (Рыбаки рыбачат.)

Логопед: Что ловят рыбаки? (Рыбаки ловят рыбу.)

Логопед: Какой суп сварят из рыбы? (Рыбаки сварят рыбный суп.)

Много рыбы наловили.
Нам в дорогу предложили.
Не ленись, не зевай,
Собери и сосчитай.

Складывает вырезанных рыб в ведро и считает. (Одна рыба, две рыбы, три рыбы, …, десять рыб).

Логопед: 

А теперь, мы отдохнём
И в снежки играть начнём.

Игра с бумажным снежком “Скажи наоборот”

Злой – добрый

Мелкий – крупный

Сухой – мокрый

Белый – чёрный

Длинный – короткий

Мягкий – твёрдый

Логопед:

Вот избушка в ней давно
Поджидает нас письмо.
Не в конвертике почтовом
Электронное оно.
А письмо мы прочитаем,
Когда загадку отгадаем.
В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орёл – а всё же птица! (Это воробей)

“Помогите мне, друзья!
Ждал к обеду воробья.
Ну, куда же он пропал?
Может быть, в беду попал? (Чебурашка)

Пальчиковая гимнастика “Где обедал воробей?”

- Где обедал воробей? (Машет перекрещенными ладошками.)
- В зоопарке у зверей. (Ладошками изображают раскрывающуюся пасть)
Пообедал я сперва (На каждое название животного загибает по одному пальчику)
За решёткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлём поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.

Логопед: Пока воробей рассказывал, мы подошли к домику.

Кто нас встречает? (Чебурашка и Крокодил Гена.)

Логопед: Поздравь Чебурашку с Днём рождения.

Ребёнок: Дорогой, Чебурашка!

Поздравляю тебя с Днём рождения! Желаю крепкого здоровья, верных друзей, хорошего настроения!

Логопед: Посмотри, какие угощения приготовили для нас.(изображение праздничного стола)

Назови всё, что есть на столе. (Торт, пироги, пирожное, мороженое, персики, виноград)

Давай вместе с ними споём песенку.

Я играю на гармошке
У прохожих на виду.
К сожаленью, день рожденья
Только раз в году.

Итог занятия.

Логопед: Ты, молодец! Мы тренировались правильно произносить звуки [Р] и [Р’]. Не забывай правильно произносить их в своей речи. Я прощаюсь с тобой до следующего нашего занятия.

Список литературы.

  1. Н.В.Нищева “Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР” Издательство “Детство-Пресс”. 2007.
  2. В.В. Коноваленко “Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р у детей 5-7 лет”.