Воспитательная программа по профориентации "Я в мире профессий"

Разделы: Внеклассная работа


“Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой”. В. Г. Белинский

Актуальность профориентационной помощи воспитанникам очевидна.

Воспитанники коррекционного учреждения 8 вида с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивного к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилия многих специалистов.

Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребенка, коррекционное учреждение 8 вида нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

Хотя рынок создает условия для свободы выбора жизненного и профессионального пути, но дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают в силу своих психофизических особенностей большие трудности в социальной адаптации в общество. Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.

Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. Очень часто старшеклассник находится в растерянности, не зная, с какой стороны подступиться к выбору, на что обратить внимание. В этом случае, поможет специалист-психолог, который проведёт квалификационную консультацию, тестирование. Он поможет определить, к какой профессиональной деятельности более склонны юноша или девушка.

В содержание каждого внеклассного мероприятия включаются вопросы или проблемы для обсуждения с детьми, практические упражнения, которые делают занятия более интересными и динамичными. Эти занятия углубляют и расширяют знания учащихся, повышают их интерес к профессиям. Соревнования – практикумы приучают детей к самостоятельной творческой работе, развивают их инициативу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того, классные часы имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувства ответственности за порученное дело, готовят их к трудовой деятельности.

Данная программа включает различные компоненты профориентационной работы:

  • профессиональное просвещение (обеспечение воспитанников информацией о мире профессий);
  • профессиональная консультация (консультирование по вопросам выбора профессии и трудоустройства);
  • профессиональная адаптация (психологическое привыкание к профессии).

В ходе реализации воспитательной программы по профориентации реализуются 3 элемента:

  • получение воспитанником знаний о себе самом (образ “Я”);
  • информация о мире профессионального труда;
  • осуществление профессиональных проб (соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности).

Цель и задачи программы.

Цель: Подготовка воспитанников к трудовой самостоятельной жизни, к сознательному выбору профессии.

Задачи:

- способствовать накоплению у детей определенной суммы знаний, умений и навыков;

- дать подростку знания о самом себе;

- формировать позитивное отношение к труду, воспитание трудолюбия, развитие трудовых навыков, создание условий удовлетворения потребностей воспитанников в различных видах трудовой деятельности;

- воспитывать чувство ответственности за качество выполняемой работы, уважения к людям труда, понимания значения труда в жизни человека;

- помочь овладению общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда;

- сформировать познавательную активность, любознательность, интерес, самостоятельность;

- научить детей правильному профессиональному самоопределению;

- формировать нравственное самовоспитание личности, формирование и раскрытие творческой индивидуальности;

- ознакомить с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке;

- сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях.

Программа по профориентации составлена с учётом возрастных особенностей и рассчитано на 2 год.

Участники программы: воспитанники, воспитатели, психолог, соцпедагог, классный руководитель, библиотекарь.

Условия, необходимые для реализации программы:

- транспорт;

- помещения: класс, спортивный зал;

- библиотека;

- компьютер, ТСО, мультимедиа, видеоаппаратура.

Содержание программы.

Данная программа “Я в мире профессий” предполагает изучение внутреннего мира подростка, изучение личностных особенностей с помощью психодиагностики, ролевых игр. Происходит знакомство с миром профессий. Воспитанники учатся строить личностный профиль, временную и будущую перспективу.

Формы занятий различны и многообразны, что повышает мотивацию воспитанников:

- Беседы на различные темы.

- Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия.

- Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии.

- Психодиагностические процедуры, ролевые игры.

- Экскурсии в профессиональные учебные заведения.

8 класс

Сентябрь 1. Классный час “Учеба - твой главный труд”. Операция “Учебник”.

2. Беседа “Труд в жизни человека”.

Трудовой десант. Знакомство с работой дворника.

3. Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавец.

Октябрь 1. Час с психологом: “Познай своё “Я” “(кто я? какой я? самооценка).

2. Беседа “Трудолюбие: что это значит?”.

3. “ССС” (самообслуживание самого себя).

Операция “Мой класс в заботливых руках”

Ноябрь 1. Беседа с соцпедагогом “Право выбора профессии”.

2. Беседа: “ Все работы хороши, выбирай на вкус”.

3. Конкурсная программа “Клуб весёлых мастеров”

Декабрь 1. Час с психологом: “Темперамент и профессия”.

2. Заочное путешествие на хлебокомбинат (просмотр д\ф).

Знакомство с профессиями: пекарь, кондитер.

3. Практикум: “ Изготовление изделий из текста”

Январь 1. Беседа медработника: “Профессия и здоровье”.

2. “Хранитель культуры и добра”. Знакомство с профессией, работой библиотекаря.

Беседа: “Правило поведения в библиотеке”.

3. Экскурсия в районную и школьную библиотеку.

Операция “Книжкина больница”

Февраль 1. Час с психологом: “Чувства и эмоции”.

2. “Будь осторожен с огнем!” (просмотр д\ф).

Знакомство с профессией пожарный.

3. Практикум: “Средство тушения пожара”

Март 1. Заочная экскурсия в ателье “Дом быта”: знакомство с профессией швея.

2. Посещение столовой. Знакомство с работой повара и кухонного работника.

3. Беседа “Правила поведения в столовой”.

Практикум: Приготовление обеда. Сервировка обеденного стола.

Апрель 1. Час с психологом: “Интересы, склонности в выборе профессии”.

2. Беседа-диалог“ Кто построил дом?”.

Знакомство с профессиями каменщик, маляр и др.

3. Игра-соревнование “Дело мастера боится”

Май 1. Экскурсия в центр занятости.

2. Беседа “Трудиться всегда, пригодиться”. Знакомство с профессиями: шофер, тракторист, овощевод и др.

3. Игра-викторина “Что я узнал о профессиях”

9 класс

Сентябрь 1. Классный час: “Мир наших увлечений”.

2. “Мой сад и огород” Знакомство с профессиями села (растениеводство).

3. Трудовые десанты по оказанию помощи с/х организаций по уборке урожая.

Октябрь 1. Час с психологом “ Как готовить себя к выбранной профессии”.

2. Знакомство с профессиями в животноводстве: “Моя малая ферма”.

3. Экскурсия на предприятия села (по выбору)

Ноябрь 1. Устный журнал “Человек и мир профессий”.

2. Беседа “Моё будущее зависит от меня”.

3. Викторина “Кем быть?”

Декабрь 1. Классный час. “Выбор профессии – дело серьёзное”.

2. Час с соцпедагогом “Занятие по оказанию услуг по профориентации” (с приглашением работника центра занятости).

3. “Что? Где? Когда?” (Информация о профессиях)

Январь 1. Классный час “О профессиях “маленьких” и “больших””.

2. “На золотом крыльце сидели …сапожник, портной …”.

Видеофильм “Профессии сферы обслуживания”.

3. Презентация профессий: “Мастер своего дела” (в форме сказок)

Февраль. 1. Беседа-рассказ “Я б в рабочие пошел, пусть меня научат” (знакомство с профессиями в строительстве).

2. Беседа “Красота своими руками”.

3. Экскурсия на предприятия по производству мебели

Март 1. Час с психологом: “Как избежать ошибок в выборе профессий?”.

2. Путешествие “Хвала рукам, что пахнут хлебом”.

3. Конкурсная программа “ Марафон профессий”

Апрель 1. Беседа-диалог “Кем я хочу быть и почему?”.

2. Час с соцпедагогом: “ Современный рынок труда и пути получения профессий”.

3. Ознакомление родителей с исследованиями психолога по выявлению склонностей ребенка по выбору профессии.

Май 1. Беседа “ ело твоего завтра”.

2. Выставка “Моя профессия”.

3. Экскурсия в центр занятости. “Куда пойти учиться?”.

3. Ожидаемые результаты.

Приглашая подростков на занятия, где основными действующими лицами выступают их собственные Я, мы ставим их в ситуацию личностного риска. В принципе, это хорошо, так как появляется надежда на то, что такие занятия могут стать толчком, стимулятором саморазвития и помогут конкретному их участнику найти и осознать оптимальные способы развития.

В результате усвоения курса “Я в мире профессий” учащиеся должны:

• осознать свои личные особенности, интересы и склонности;

• получить и уметь использовать информацию об учебных заведениях и различных профессиях;

• научиться пользоваться правилами выбора профессии;

• определиться в выборе будущей профессиональной деятельности и при необходимости уметь корректировать свой выбор в зависимости от рынка труда;

• обрести уверенность в себе и уметь предоставлять свои возможности потенциальному работодателю.

Литература:

1. Копылова Т.Г, Лашина О.Л. Система профориентационной работы в коррекционной школе 8 вида// Дефектология,  №5, 2006

2. Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. – М., Педагогика, 1985.

3. Журнал “Воспитание школьника” № 1,  № 10, 2007,  №9, 2006.

4. Журнал: “Классный руководитель”.

5. Журнал “Педсовет”.

6. Журнал “Досуг в школе” Методическое пособие. Изд. 2-е, доп. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.

7. Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 5. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

8. Побединская Л.А. Классный час играючи. Выпуск 4. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

9. Агапова И.А. Оригинальные праздники в начальных классах. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

10. Дик Н.Ф. Тематические классные часы “ Подросток и закон” в 5-8 классах / Н.Ф. Дик. – Ростов н\Д: Феникс, 2008.

11. Калейдоскоп школьных дел: [Методическая разработка]. – Вып. 2. – 2-е изд., перераб. И испр./ Авт.- сост. В.Н. Щербакова, Е.М. Смекалова. – Москва, Псков: ТЦ “Сфера”, ПОИПКРО, 2001 г.