Коррекционно-развивающая программа "Формирование толерантных отношений у дошкольников"

Разделы: Работа с дошкольниками


Воспитание у дошкольников потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, принадлежности, взглядов, мировоззрения, поведения является важнейшей целью, потому что в дошкольном возрасте уже наблюдается жестокость и агрессивность по отношению к сверстникам. В настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры толерантных отношений у дошкольников. Понятие толерантности многозначно и разнообразно. Толерантной личности присущи многие качества, такие как: эмпатия, ответственность, альтруизм, сдержанность, уступчивость, терпимость, самоуважение, и другие качества. Эти качества не возникают на пустом месте, ниоткуда, и не являются врожденными. Период дошкольного детства является наиболее подходящим моментом для становления личности и воспитания у ребенка доброжелательного отношения к народам разных стран, воспитать его добрым, отзывчивым человеком, то есть сформировать толерантность.

Представленная ниже программа помогает развитию доброжелательных, толерантных отношений среди дошкольников, способствует усвоению правил культуры поведения в игровой форме; развитию творческого воображения и мышления.

Данная программа ставит себе целью развитие личностного потенциала детей, их индивидуальности, может носить как профилактический, так и коррекционный характер.

Цель: развитие толерантных отношений в группе дошкольников.

Основные задачи программы:

- осознание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств;

- осознание собственной ценности, умение принимать себя такими, какие есть;

- развивать внимание к окружающим, доброжелательность, терпение, формировать навыки общения;

- развитие навыков совместной деятельности, общения.

Организация занятий: занятия проводятся педагогом-психологом 1 раз в неделю, продолжительность занятий 15-20 минут.

Условия реализации. Требования к помещению: просторная комната, стулья по числу участников.

Предполагаемый результат: после прохождения цикла занятий у участников формируются толерантные отношения.

Структура занятий.

1 часть – ритуал приветствия. (Создание положительного настроя, снятие психоэмоционального напряжения).

2 часть – основное содержание занятия. (Участие в играх, чтение, обсуждение ситуаций и т.п.)

3 часть – ритуал прощания. (Обсуждение занятия).

Коррекционно-развивающая программа “Формирование толерантных отношений у дошкольников” может использоваться в средних и старших группах детей дошкольного возраста.

Одно из занятий программы представлено ниже.

Занятие № 3

Минута встречи

Здравствуй солнце (руки поднять наверх)

Здравствуй земля! (руки опустить вниз)

Здравствуйте, мои друзья! (в круге все берутся за руки).

“Я очень рад(а) тебя видеть”

Дети встают в кругу, держась за руки. По очереди тихо пожимают руку соседу и говорят слова приветствия: “Здравствуй, (имя) я очень рад(а) тебя видеть!”.

Игра “Назови ласково”

Каждый ребенок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома. Дети повторяют.

Рисование “Домика”

Дети строят домик из конструктора и садятся вокруг него. Психолог раздает фломастеры и предлагает каждому ребенку нарисовать ту часть дома, которая видна ему лучше всего.

Звучит аудиозапись спокойной музыки.

Дети выполняют задание.

По окончании рисования проводится обсуждение работ, в ходе которого психолог обращает внимание на их сходство и различия.

Затем психолог говорит:

- Как же так получилось, что все мы рисовали один и тот же домик, а рисунки у всех разные?

Если смотреть на один и тот же предмет с разных сторон или. Как говорят. С разных точек зрения, то и видно будет по-разному. Все мы разные, поэтому и видим мир по-разному.

“Отдам тебе то, что есть у меня”

Ведущий: “Давайте встанем в круг. Сегодня мы будем дарить друг другу подарки. Один из вас начнет игру со словами “Тебе, Олеся, отдам то, что у меня есть…”. Произнося эти слова, надо сделать вид, будто держишь что-то в руках. Затем подойди к Олесе и передай ей воображаемое. После этого Олеся берет подарок и кладет рядом, а потом должна решить. Кому бы она хотела сделать подарок, и передать его с теми же словами. Каждый раз вы передаете новый подарок. Нельзя дарить подарок одновременно. Нужно, чтобы подарки получили все”.

Рефлексия:

Понравилась ли тебе игра?

Что тебе понравилось больше: дарить или получать?

Какое настроение у тебя сейчас?

Кому хочется получить еще подарок?

Кто может преподнести подарок желающему?

Прощание “Доброе животное”

“А теперь встаньте в круг и давайте поиграем “Доброе животное”.

Возьмемся за руки и представим, что мы одно большое животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох – выдох и еще раз вдох – выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще раз тук – шаг вперед, тук – шаг назад”.

Рефлексия.

Какая игра тебе понравилось больше?

Нравишься ли ты сам себе?

Как ты сейчас себя чувствуешь?

Какое у тебя настроение?