Открытый урок музыки по теме «Конфликтная драматургия увертюры-фантазии П.И. Чайковского "Ромео и Джульетта"». 7-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 7


Цель: продолжение знакомства с конфликтным типом драматургии на примере данной увертюры.

Задачи: слушание, знакомство с образами увертюры и выразительными средствами, закрепление понятий “типы музыкальной драматургии и “сонатная форма”.

Ход урока

1. Беседа

Просьба к учащимся сесть, разделившись на три (пять) команд.

Чтение пролога к трагедии У.Шекспира “Ромео и Джульетта”.

В двух семьях, равных знатностью и славой,
В Вероне пышной разгорелся вновь
Вражды минувших дней раздор кровавый,
Заставил литься мирных граждан кровь.
Из чресл враждебных, под звездой злосчастной
Любовников чета произошла.
По совершенье их судьбы ужасной
Вражда отцов с их смертью умерла.

(Перевод Т. Щепкиной – Куперник)

Вопросы к учащимся.

Фрагмент из какого литературного произведения я прочитал?

С каким музыкальным произведением на этот сюжет вы знакомы? (Балет С.С.Прокофьева “Ромео и Джульетта”)

В чём заключается основной конфликт этой трагедии? (Конфликт вражды и любви)

Что побеждает? (Любовь)

Почему? (В последней сцене трагедии Монтекки и Капулетти протягивают друг другу руки. Вражда повержена. Торжествует любовь. Но какой ценой!)

С какими увертюрами мы познакомились на прошлых уроказ? (Л. ван Бетховен, увертюра к трагедии И.В. Гёте “Эгмонт”; М.И. Глинка, увертюра к опере “Руслан и Людмила”)

В какой форме обычно пишутся увертюры? (В сонатной форме)

Какие три основные раздела сонатной формы вы знаете? (Экспозиция, разработка, реприза)

Учитель: Увертюра не обязательно должна открывать оперу, балет и т.д., увертюра может быть самостоятельным произведением, раскрывающим идею какого-либо литературного сюжета. Именно к таким и относится увертюра-фантазия П.И.Чайковского “Ромео и Джульетта”. Слово “фантазия” подразумевает свободную трактовку сюжета, главное для композитора выразить своё понимание идеи литературного произведения.

Сейчас прозвучат три темы экспозиции. Что такое “экспозиция”? (Показ тем) Какие наиболее важные темы экспозиции вы знаете? (Главная и побочная партии)

Каждая из трёх команд получает листочек с заданием 1.

Задание № 1

1. Найдите соответствие между темами экспозиции и их названиями.

Темы экспозиции

Вступление

Главная партия

Побочная партия

          Названия тем

Тема вражды

Тема любви

Тема патера Лоренцо

2. Подберите описание средств музыкальной выразительности, которые относятся к теме, отмеченной галочкой. (Каждая из команд получает лист с данным заданием, на котором для каждой из команд в правом столбике “Названия тем” учителем отмечена галочкой одна из трёх тем)

Тема звучит у духовых инструментов (кларнеты и фаготы). Благодаря спокойному мерному движению, ровному ритму и четырёхголосному изложению тема вводит слушателя в мир средневековья.

У струнных инструментов (альтов) и духового инструмента (английского рожка соло) на фоне аккордового сопровождения звучит широкая, песенная мелодия, одна из самых вдохновенных лирических мелодий Чайковского.

Тема имеет синкопированный судорожный ритм, диссонирующие, напряжённо звучащие гармонии, при этом часто меняются тональности.

2. Слушание тем экспозиции и работа над заданием №1 (темы экспозиции целесообразно заранее фрагментарно записать на диск).

3. Обсуждение задания

После выполнения задания - повторное слушание тем экспозиции, затем представители каждой команды рассказывают о выводах, сделанных его группой. При необходимости учитель принимает участие в определении порядка звучания тем экспозиции. В процессе работы над данным заданием возможно ещё одно прослушивание музыкальных тем по желанию детей, которые в данной ситуации слушают музыку особо заинтересовано.

4. Беседа

Какие типы музыкальной драматургии вы знаете? (Контрастная и конфликтная)

В чём их главное отличие друг от друга? (При конфликтном типе музыкальной драматургии музыкальные темы, взаимодействуя, изменяются)

Если бы Вы были композиторами, какой тип драматургии Вы бы здесь использовали? (конфликтный; при контрастном типе драматургии все музыкальные темы прозвучали бы без изменений что говорило бы о согласии композитора с гибелью влюблённых)

Сейчас мы послушаем экспозицию и разработку. Ваша задача – определить, какие темы (все ли?) прозвучали в разработке? Какая тема изменилась более всего и почему?

Каждая команда получает листочек с заданием № 2.

Задание № 2

1. Какие две темы экспозиции (из трёх) прозвучали в разработке? Подчеркните их.

Тема патера Лоренцо.

Тема вражды.

Тема любви

2. Напишите, в какой из двух прозвучавших тем произошли наибольшие изменения.

3. Подчеркните из перечисленных музыкальных выразительных средств те, которые соответствуют музыкальной теме, написанной Вами в пункте 2 (найдите правильные).

Тема проходит в звучании струнных инструментов, что придает ей возвышенно-отрешённый характер.

Тема проходит в звучании у медных духовых инструментов

(валторн, а затем у труб); трагическую напряженность усиливают удары литавр и барабана. Тема звучит не отрешенно, а стойко, грозно.

5. Слушание разработки и работа над заданием №2

6. Обсуждение задания

Представители команд рассказывают о выполнении задания (В разработке прозвучали темы патера Лоренцо и вражды; наибольшим изменениям подверглась тема Лоренцо, т.к. именно он, являясь по сути своей представителем новой эпохи, эпохи Возрождения, противостоит средневековой косности) Во время беседы можно ещё раз послушать тему патера Лоренцо в разработке.

После такого развития возможно ли буквальное повторение экспозиции? (Нет, т.к. в результате изменений тема патера Лоренцо приобрела новое качество, активность)

7. Беседа и слушание

Как звучат темы в репризе? За какой темой последнее слово? Какая тема утверждается? Какова позиция автора?

Слушание репризы

Беседа. Главная партия звучит кратко (хотя и громко). Она не может звучать в тех же масштабах после координальных изменений в теме вступления. Тема любви звучит широко, развёрнуто. Затем – тема вражды и тема Лоренцо, которая снова “заслоняет” собой любовь.

Позиция автора – в заключительном разделе, в коде (кода- окончание, в дословном переводе на русский- хвост). Какая тема звучит в коде? Подвергается ли она изменениям?

Слушание коды.

Беседа.

В коде звучит тема любви, звучит надломлено, мрачно, с погребальным оттенком. Однако скорбные интонации темы любви сменяются просветлёнными арпеджированными аккордами арфы. Тема звучит торжественно и мощно. Здесь композитор ставит точку. Герои погибли. Любовь жива!

П.И.Чайковский говорил, что хотел бы “всеми силами своей души”, чтобы слушатель находил в его музыке “подпору и утешение”. Победа любви над враждой, человек и судьба – ведущие темы творчества композитора.

8. Вывод, беседа

С каким типом музыкальной драматургии мы сегодня познакомились? (С конфликтным типом драматургии). Почему? (Изменяется тема любви, об этом мы говорили. Тема патера Лоренцо из отстранённого образа в результате взаимодействия музыкальных тем превращается в образ мужественного защитника). Добро должно быть активным.

Дополнение

 

На следующем уроке целесообразно послушать увертюру целиком и предложить ребятам задание, также рассчитанное на работу в составе трёх (пяти) команд.

Задание

Подчеркните информацию об “Увертюре – фантазии” Чайковского, с которой вы согласны.

Поздней весной 1869 года Милий Алексеевич Балакирев предложил композитору план “Ромео и Джульетты”. Композитор писал это произведение с необыкновенным энтузиазмом и вдохновением. “Ромео и Джульетта” создана композитором в 1935-1936 годах. В разработке либретто принимал участие режиссер Радлов. Премьера состоялась в 1940 году в Ленинграде.

Николай Андреевич Римский-Корсаков отмечал певучесть темы любви и называл её одной из самых лучших в русской музыке. Тончайшими приемами оркестр воссоздает ощущение тишины, таинственной атмосферы ночи, прощания Ромео и Джульетты. Композитор Александр Константинович Глазунов считал, что так выразить беззаветную любовь, как это пропел, а не сочинил композитор, никому не удавалось.

Тема любви на протяжении всего произведения развивается. Тема патера Лоренцо не меняется. Образ патера Лоренцо развивается, становясь на защиту любви. Ряд мощных аккордов, завершающих увертюру, напоминает о жестокой ненависти и вражде, жертвами которой оказались две молодые жизни. Композитор считал, что тихое окончание звучало бы как примирение со случившимся, а примирения со смертью молодых людей нет и быть не может.