Урок-мастерская построения знаний и творческого письма "Жизнь, отданная искусству"

Разделы: Русский язык


Цели и задачи:

  • получение знаний о жизни и творчестве художника-пейзажиста XIX века А.И.Куинджи;
  • овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;
  • комплексное повторение изученных орфограмм и пунктограмм;
  • развитие умений учащихся обобщать полученные знания;
  • нравственное воспитание учащихся на примере жизни художника;
  • написание творческой работы.

Оборудование:

АРХИП ИВАНОВИЧ КУИНДЖИ
1842–1910

I. Вступление

– Перед вами имя человека, который станет героем нашего урока. Что вы знаете о нём?
– А что бы вы хотели о нем узнать?

На доске записывается всё, что дети называют, например: профессия, чем знаменит, где родился, где жил, кто по национальности и т.д.

– Каждая группа получает материалы, составленные на основе книги М. П. Неведомского и И. Е. Репина «А. И. Куинджи»:

  • Карточку с текстом.
  • Высказывания авторов книги о жизненной позиции художника.
  • Отзывы современников А. И. Куинджи о самой знаменитой его картине – «Ночь на Днепре».

II. Работа в группах

– По мере выполнения работ и знакомства с материалами вы узнаете о некоторых эпизодах из жизни художника и сами ответите на поставленные вами в

  • 1-я группа получает творческое задание – отредактировать текст (карточка № 1).
  • 2-я, 3-я, 4-я, 5-я группы работают над пропущенными орфограммами и пунктограммами и выполняют разборы предложений (карточки с соответствующими номерами).
  • Индивидуальное задание – подготовить экскурсию на основе презентации «Музей-квартира А. И. Куинджи» и проспекта «Музей-квартира А. И. Куинджи» – поручается (фамилия ученика).

1) Карточка № 1

Задание: отредактируйте текст: устраните повторы, замените, где можно, простые предложения на сложные или осложненные однородными членами, обособленными определениями и обстоятельствами.

А.И.Куинджи родился в 1842 году в Мариуполе1 в семье грека. Отец был бедным сапожником. Мальчик рано осиротел, жил у родственников, работал у чужих людей. Любовь к рисованию проявилась у него с детства. Любовь к рисованию привела его в Феодосию к Айвазовскому2. Он проучился несколько месяцев у знаменитого художника. Куинджи едет в Петербург, поступает вольнослушателем3 в Академию художеств. Куинджи стремится расширить знания. Молодой художник предпринимает заграничную поездку. Он знакомится с искусством Англии, Франции, Бельгии, Германии. Знакомство с искусством этих стран обогатило художника яркими впечатлениями. Знакомство с искусством этих стран укрепило уверенность в правильности избранного пути.Куинджи написал множество картин-пейзажей: «Березовая роща», «После дождя», «Украинская ночь», «Вечер на Украине», «Ночь на Днепре»…

1 Мариуполь – город на юге Украины.
2 Айвазовский И.К. (1817 – 1900) – художник-маринист.
3 Вольнослушатель (устар.)лицо, слушающее лекции в высшем учебном заведении без зачисления в студенты.

Карточка № 2

Задание: графически объясните правильность выбора орфограмм, расставьте знаки препинания, выполните синтаксический (4) и пунктуационный (7) разборы выделенных предложений.

Уже тогда пят..летний бутуз но коренастый и мускулистый он навод..т страх на своих одн..летков товарищей по уличной жизн.. когда им вздумает..ся занят..ся обычным в этом возр..сте мучительством над животными. Н.. один котенок и щенок были обяза..ы жизнью или здоровьем малышу Архипу (4). Он (не) терпел этого мучительства и только издали завид..в его мальчишки бросали свою жертву и ра..бегались (7). Таким образом уже в пят..летнем бутузе сказыва..т..ся будущий «птичий доктор». Уже тут про..вляет..ся и будущий покр..витель всех слабых и нуждающ..хся. В полуден..ый час в стёкла его мастерской в Петербург.. будут потом стучат..ся голодные и больные голуби и вороны. И он будет залезать на крышу что (бы) сделать перевязку пациенту будет совершать хирургические операции будет щедро отдавать свое время этой пернатой твари. Во всякие часы будут обращат..ся к нему нуждающи..ся настигнутые бедой товарищи ученики знакомые и даже незнакомые и н..кто не встрет..т отказа… Вечная готовность к самой широкой помощ.. ближним была одним из самых трогательных и характерных свойств Архипа Ивановича до самого конца. А нач..лось это еще там на обож..ен..ых со..нцем улицах мариупольского1 предместья когда как говорит..ся его еле от земли было видно.

1 Мариуполь – город на юге Украины, в котором родился А.И.Куинджи.

Карточка № 3

Задание: графически объясните правильность выбора орфограмм, расставьте знаки препинания, выполните синтаксический (4) и пунктуационный (7) разборы предложений.

Куинджи являет..ся к Айвазовскому1 пятнадцат..летним юнцом коренастым толстым застенчивым; на нём рубаха и жилет вытянутые в коленках короткие панталоны из грубой в крупную клетку матери..; на голове соломе..ая шляпа… Таким он запомн..лся дочер.. Айвазовского. Пробыл он у знаменитого мариниста (не) долго два-три летних месяца. Жил на дворе под навесом. В мастерскую его не пускали. Довольно ра..пространё..ые слухи о поддержк.. оказа..ой Айвазовским своему земляку о первых шагах будущего художника под опытным руководством всё это являет..ся чистейш..й легендой. Собственно со стороны Айвазовского руководство огр..ничил..сь поручением выкрасить забор и тереть краску для этой цели (4). (Кое) какие указания в живопис.. давал Архипу Ивановичу лиш.. молодой Феселер2 копир..вавший картины Айвазовского и гостивший тогда у него. Куинджи по свидетельству дочери Айвазовского очень смешил её и сестёр её своей наивной застенчивостью. Потешались они и над его мазнёй в которой сказ..вал..сь пр..страстие к элементарным (грубо) ярким краскам (7).

1 Айвазовский И.К. (1817 – 1900) – художник-маринист
2 Феселер А.И. – родственник торговца Дуранте, давшего рекомендацию Куинджи к И.К.Айвазовскому

Карточка № 4

Задание: графически объясните правильность выбора орфограмм, расставьте знаки препинания, выполните синтаксический (4) и пунктуационный (7) разборы выделенных предложений.

Упорная мечта Архипа Ивановича о том, что (бы) стать учеником Академии художеств (с,з)бывает..ся (не) сразу (7). Он держ..т экзамен и «проваливает..ся» через год держит вторично и опять оказывает..ся отвергнутым экзаменаторы находят (не)удовлетворительным его рисунок…Но не в характере молодого человека (с,з)дават...ся и опускать руки перед пр..пятствиями. Опять и опять он садит..ся за свою первую картину «Татарская сакля» и пиш..т с огромной усидч..востью (4).Картина выст..вляет..ся на Академической выставк.. в том же году когда Куинджи пот..рпел фиаско1 на экзамен… И к чест.. Академи.. надо сказать что она сразу пр..сужда..т автору звание неклас..ного художника. Однако юноша не собл..зняет..ся этим успехом. Он даже отказ..вает..ся от звания художника и просит взамен его разрешение быть вольн..слушателем2. Про..ьба его не откл..няет..ся и заветная мечта осуществле..а. В 1868 году Куинджи наконец в Академи.. …

1 Фиаско (ит. fiasco) – неуспех, неудача, провал.
2 Вольнослушатель (устар.) – лицо, слушающее лекции в высшем учебном заведении без зачисления в студенты.

Карточка № 5

Задание: графически объясните правильность выбора орфограмм, расставьте знаки препинания, выполните синтаксический (4) и пунктуационный (7) разборы предложений.

Куинджи бедствует перебиваясь с хлеба на квас. Единствен..ый заработок доставляет ретушёрство1. По словам И.Е.Репина2 ни разу в самые тяжкие дни материальной нужды н..кто из товарищей не слыш..т от него (н..) одной жалобы (н.. ) одной ноты уныния (7). Какая(то) сосредоточен..ая пролетарская гордость замыкает ему уста… В один пр..крас..ный день Куинджи исчезает из Академи.. . Все недоумевают считают его уехавшим на Родину (4). Это недоумение длит..ся около года. По истечени.. этого времени является однажды в Академию Буров.
– Братцы а ведь Куинджи здесь… Я его раз..скал.
– Что? Где? Как?
Оказывает..ся Буров зайдя случайно в одну фотографию застал там Архипа Ивановича в качестве завед..вавшего позами, фоном и т. д. Виктор Васнецов3 отправился тотчас по указа..ому адресу и не без некоторого труда но уговорил все же упрямого «грека» вернут..ся к живописи к товарищеской среде.

1 Ретушёрство (фр. retouche) – исправление, подрисовка рисунка, картины, фотографии.
2 Репин И. Е. (1844 – 1930)– русский живописец.
3 Васнецов В. М. (1848 – 1926) – русский живописец.

2) Высказывания авторов книги о жизненной позиции А.И.Куинджи

Летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только к искусству.
В детстве – сиротство, нищета, пастьба гусей, а под конец жизни – почти миллионное состояние, целиком отдаваемое на нужды родного художества.
Первое прикосновение к краскам и кистям при раскраске заборов, а затем – завоевание такой художественной славы, блеск и шум такого успеха, какие немногим русским художникам выпадали на долю.
Анахорет1, демократ, расходующий гроши на личную жизнь, – и щедрый жертвователь на дело искусства.
Непримиримый там, где дело коснется его художественных убеждений, не сворачивающий с намеченного пути, ? и сердобольный, снисходительный, нежный к людям и животным, особенно страдающим.
Таков был этот оригинальный человек, который создал всё исключительно собственными силами, собственными руками…

1 Анахорет (гр. anachoretes) – отшельник, пустынник.

3) Отзывы современников А.И.Куинджи о картине «Ночь на Днепре»

М.П.Неведомский, биограф А.И. Куинджи

«Ночь на Днепре» – первая картина Куинджи, которую я лично видел в свежем, не помрачённом от времени виде… Я был тогда ещё гимназистом младших классов, но до сих пор отчётливо помню это впечатление очарования лунной ночи и в то же время как бы отдельное от него, не сливающееся с ним, буквально физическое ощущение от удивительной, невиданной дотоле на картинах иллюзии света…

А.С.Суворин, русский издатель, журналист

Его «Ночь на Днепре» – это не движение живописи вперёд, а скачок, скачок огромный. Картина эта – невиданное ещё нигде могущество красок. Впечатление от нее – решительно волшебное: это не картина, а сама природа, перенесённая на полотно в миниатюре. Луна – это действительно луна, она действительно светит; река – это настоящая река, она действительно светится и блестит; вы видите эту рябь, вы почти угадываете, куда, в какую сторону несет свои воды Днепр; тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар – все это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать… Такой картины нет в целом мире, нет в мире искусства!.. (курсив А.Суворина)

А.М.Матушинский, художественный критик

Критик называет ряд иностранных художников, изображавших лунную ночь, ставит Куинджи выше них всех. Они, «воспроизводя лунное освещение, обыкновенно избегают показывать на своих картинах саму луну, закутав ее в прозрачные облака. Между тем в «Ночи на Днепре» мы видим не только превосходно переданный лунный свет, но и сам источник его – «прекрасное светило ночи». Притом луна на картине господина Куинджи не только светит, но если присмотреться, то даже окружена мерцающим сиянием, точь-в-точь как в натуре. Это уже – верх искусства и такой непостижимый tour de force1, какого мне не случалось видеть ни у одного из названных художников».

1 Tour de force (фр.) – выдумка, задумка, фантазия

III. Отчёт о групповой работе

– Орфографическая подготовка и творческая работа по правке текста закончены, работы сдадите в конце урока, а сейчас мы проверим пунктуационные разборы.

По одному учащемуся из 2-5 групп выходят к доске, вывешивают на магнитной доске листы со схемами пунктуационного разбора и объясняют постановку знаков препинания заданных предложений, которые высвечиваются на экране.

IV. Сбор материалов к сочинению

Учитель открывает часть доски, на которой написаны эпиграфы.

  • Что же это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это чудесное отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь? (Яков Полонский)
  • Это – не картина, а сама природа, перенесённая на полотно в миниатюре. (Илья Репин)

В начале творческого пути Архип Иванович выставлял свои работы на выставках передвижников, на которых имел успех. Но не было удовлетворения. Талант и чувство новатора заставили его отойти от направления передвижников, которые пропагандировали реалистическое искусство, разоблачавшее российскую действительность. Куинджи создает свое направление, свою школу. Он был художником света – это стало главным направлением его творчества. В это же время во Франции появилось новое направление в живописи ? импрессионизм (от фр. empression ? впечатление). Импрессионисты писали свои полотна по первому впечатлению, распределяя яркий свет по всей поверхности холста (показать фотографии картин Клода Моне). Куинджи нашел свой метод светового решения картины: две трети холста затемнял, остальное посвящал свету (показать фотографии картин А. И. Куинджи: «Вечер на Украине», «После дождя», «Сумерки», «Эльбрус вечером»).
И вот впервые на Руси, в 1880 году, объявлена персональная выставка одной-единственной картины. И картина эта называлась «Ночь на Днепре». Весь просвещенный Петербург целыми днями осаждал помещение выставки на Большой Морской, газеты наперебой помещали хвалебные отзывы о картине, высказывались не только рецензенты, но и ученые, такие как Менделеев. Было даже написано стихотворение на эту тему поэтом К.Фофановым (к сожалению, оно не сохранилось), а слова положены на музыку. Что же в этой картине необычного, что о ней говорил весь Петербург (показать фотографию картины)? Картина представляет собой небольшой холст, разделённый лентой Днепра. В ясном ночном небе, среди небольших облаков, – полная луна. Облака стелются длинными косыми полосами и уходят за горизонт. Берег реки тонет во мраке. Кое-где белеют хатки с мерцающими в окнах огоньками… Лунная рябь на реке и сияние луны переданы с необыкновенной силой… Иллюзия света была так полна, что некоторые зрители просили разрешения заглянуть за ширму, чтобы удостовериться, не написано ли это на стекле и не просвечивает ли сквозь него свет лампы. Дело в том, что картина была выставлена в темном помещении и освещена сбоку ламповым светом.Эту картину у Куинджи купил один из представителей царской фамилии – так высоко она была оценена. Сейчас она находится в Русском музее.
После рассказа о картине учитель просит учащихся прочитать вслух отзывы современников художника о картине «Ночь на Днепре».Обсуждаются эпиграфы, данные к этой части урока.

V. Виртуальная экскурсия по залам дома-музея Куинджи

VI. Итоги полученных знаний

– Для того чтобы собрать все полученные вами на уроке сведения о художнике в единое целое, прочтём высказывания авторов книги о жизненной позиции А. И. Куинджи.

  • Чем интересен этот текст?
  • Какое средство выразительности языка использовано для его построения?
  • Как вы думаете, зачем автор использовал этот прием?
  • В чем странность и исключительность судьбы А.И.Куинджи?

– Посмотрите на доску. Можем ли мы теперь ответить на все поставленные в начале урока вопросы? (Учащиеся говорят обо всём, что они узнали на уроке о художнике; учитель отмечает на доске).
– И последний штрих к характеристике художника. Перед вами два портрета Архипа Ивановича (высвечиваются на экране): в начале творческого пути и в последние годы жизни. Какие черты характера запечатлены на этих фотографиях?

VII. Творческое письмо

После ответов детей учитель предлагает написать мини-сочинение на одну из выбранных тем:

  • Жизнь, отданная искусству.
  • Рассказ о художнике А. И. Куинджи.
  • Интересен ли мне художник А. И. Куинджи как личность.
  • Чем заинтересовали меня картины художника А. И. Куинджи.
  • Странность и исключительность судьбы А.И.Куинджи.

VIII. Итоговая рефлексия

Чтение сочинений.

  • Что было трудного на уроке?
  • Как вы думаете, была ли полезна для вас сегодняшняя работа?