Цели:
- показать, что разделение труда способствует повышению его производительности;
- сформировать умение рациональной организации труда в целях повышения его продуктивности.
Оборудование: карточки; шаблоны; бумага, инструменты и материалы для проведения деловой игры «Разделение труда»; медиапроектор.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент:
Проверка наличия учащихся и готовности учащихся к уроку.
II. Повторение пройденного:
1. Работа с тестом:
Слайд 1.
Найти правильный ответ:
Бартер – это:
А) обмен товаров на деньги;
Б) обмен одного товара на другой без денег;
В) обмен товара на ценные бумаги.
2. Вопросы:
– Что значит бартер?
– Какому виду хозяйства присущ бартер?
– Что значит разделение труда (специализация)?
– При каком виде хозяйства или производства
существует разделение труда?
– Как вы думаете, в настоящее время в обществе
можно говорить о разделениитруда?
– Приведите примеры.
3. Найти в тексте две ошибки:
Учащиеся работают самостоятельно по карточкам.
4. Контрольная проверка:
Слайд 2.
«При натуральном хозяйстве семья производит всё, что ей нужно, своими силами. Все продукты, производимые в натуральном хозяйстве, потребляются только его участниками. Натуральное хозяйство способствует росту производительности труда, процветанию торговли. При товарном хозяйстве люди производят товары и услуги для обмена друг с другом. Разделение труда даёт возможность механизировать производственный процесс».
III. Сообщение темы:
Практикум. Деловая игра «Разделение труда».
IV. Практикум:
1. Задача экономического содержания: Два сапожника делают и продают одинаковые сапоги. Один шьёт 1 пару за 3 дня, другой – за 2. Кто из них получит в конце месяца (года) большую прибыль? У кого из них выше производительность труда?
2. Объяснить пословицу: «Каков работник, такова ему и плата».
3. Преимущества разделения труда.
Распределить:
1. Производственный процесс разбивается на множество простых операций; при необходимости для каждой из них конструируется специальный станок. Таким образом, разделение труда даёт возможность механизировать, автоматизировать производственный процесс.
2. Это, в свою очередь, приводит к высокому росту производительности труда.
3. Разделение труда позволяет намного сократить рабочую неделю и использование изнурительного ручного труда.
4. Позволяет повысить прибыль предприятий и доходы работников.
5. Постоянное повторение нескольких простых движений может приводить к ощущению скуки, монотонности, непривлекательности выполняемой работы.
4. Выпуск конвертов
Работа по изготовлению конвертов:
1) вычерчивание заготовки на листе бумаги по шаблону;
2) вырезание (выкраивание) заготовки из листа бумаги;
3) сгибание деталей конверта;
4) склеивание деталей конверта;
5) оформление адреса конверта по образцу (индекс, куда, кому, адрес отправителя).
(описание на стр. 19 пособие и стр. 149)
V. Закрепление:
1. Подведение итогов игры:
Определяется производительность труда каждой группы. Составляются ведомости.
Ведомость результатов работы участников индивидуального производства
№ п/п |
Фамилия работника |
Производительность его труда (число изготовленных изделий) |
Ведомость участников деятельности фирмы в условиях разделения труда
№ п/п |
Название фирмы |
Количество работников, человек |
Произведено продукции, штук |
Производительность, |
1. |
||||
2. Дать название улицам города, которые свидетельствуют о существовании разделения труда.
– Как называется улица на которой находится наша школа?
Слайд 4.
VI. Задание на дом: по карточкам. Соединить стрелками.
VII. Итог урока
Рефлексия.