Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле, как основных этических понятиях.
Задачи:
- воспитывать стремление к совершению добрых поступков;
- совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы;
- развивать коммуникативные способности детей.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, тетрадь, карточки-задания для индивидуальной и групповой работ, цветные кружки для деления на группы.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Содержание урока |
Формы и методы обучения |
Примечание |
||||
1. Оргмомент |
– Давайте и мы улыбнемся друг другу. Пусть наше утро озарится светом добрых улыбок. |
Деление класса на 4 группы (цветовой выбор) | |||||
2. Подготовка к восприятию нового материала | – Послушайте притчу и попробуйте
определить ее тему. Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голодный, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей искала надежное убежище, страдая от жестокости чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю территорию нашей планеты. Они не остались под одним кровом, потому что не могли жить без доброй птицы, кроме того они постоянно ссорились. Так на свете появилось добро и зло. |
Рассказ | Слайд 2 | ||||
3. Сообщение темы и целей урока. | – Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим, поразмышляем, над чем подумаем на нашем уроке? | Беседа | Слайд 3 | ||||
4. Работа над новым материалом | 1. Давайте вместе порассуждаем, что такое Добро, что такое Зло. Но сначала вы самостоятельно, в группах, на которые мы разделились в начале урока, попробуете дать определения понятиям «Добро» и «Зло». | Самостоятельная работа в группах с обсуждением | Группа получает по одному листу формата А4, на котором дети записывают, что такое по их мнению «добро» и «зло». | ||||
2. Высказывания представителей групп, прослушивание ответов детей. | Слайд 4 | ||||||
3. Слово учителя (вывод, итог
сказанного детьми). Добро – высшая нравственная
ценность. Всё полезное, хорошее, всё, что помогает
человеку и природе, идёт им на пользу,
называется добром. |
Чтение текста на стр. 12 | Добро, зло, побеждает Добро побеждает зло. Добро побеждает зло. Добро побеждает зло. |
|||||
4. Составьте предложение из слов: добро, зло, побеждает. | Самостоятельная работа в тетради | ||||||
5. Объясните смысл этого предложения. | Беседа | ||||||
6. Прочитайте это предложения с
разным логическим ударением. Вот видите, само
слово «Добро» уже достаточно сильное, как бы мы
не ставили интонационное ударение, смысл
остаётся одним. Добро побеждает зло. |
|||||||
5. Физкультминутка |
|
||||||
6. Продолжение работы над новым материалом | 1. Про что можно сказать «доброе, добрая, добрые». Составьте словосочетания с этими словами. | Работа в группах | Слайды 5, 6, 7 | ||||
2. Ученики зачитывают ответы. | Дети составляют словосочетания. | ||||||
3. Обсуждение получившихся результатов. | Обсуждаем образные
словосочетания (доброе сердце, добрые руки) Работа в тетрадях. |
||||||
4. Слово учителя: в русском языке много слов с корнем «добр». Придумайте как можно больше слов с этим корнем. | Слайд 8 | ||||||
5. Озвучивание результатов, обсуждение значений получившихся слов. | |||||||
6. Работа с пословицами. Составьте
целые пословицы из отдельных частей.
|
Работа в группах | Карточки с частями пословиц. | |||||
7. Проверка получившихся пословиц и объяснение их смысла. | Слайд 9 | ||||||
7. Итог | Рядом с нами живут люди, которые
нуждаются в заботе, отзывчивости. Очень важно
уметь замечать, кому и где нужна помощь, помогать
людям. Высшей наградой будет само осознание сделанного добра. В этом проявляется бескорыстное доброе отношение к другому человеку, без каких-либо расчетов на личную выгоду. |
||||||
8. Рефлексия | – О чем мы сегодня
говорили на уроке? – Продолжите предложения:
|
Беседа | Слайд 10 | ||||
9. Домашнее задание | – Распредели слова по двум
колонкам: нежность, зависть, ласка, забота,
внимание, предательство, верность, дружба,
радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм,
сострадание, ненависть, трусость, жалость, лень. – Прочитать статью в учебнике стр. 12-15 |
Дети получают карточки со
словами
|