Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Добро и зло". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле, как основных этических понятиях.

Задачи:

  • воспитывать стремление к совершению добрых поступков;
  • совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы;
  • развивать коммуникативные способности детей.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, тетрадь, карточки-задания для индивидуальной и групповой работ, цветные кружки для деления на группы.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Содержание урока

Формы и методы обучения

Примечание

1. Оргмомент

Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться: "Доброе утро"
– Доброе утро и солнцу и птицам
– Доброе утро улыбчивым лица,
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!

– Давайте и мы  улыбнемся друг другу. Пусть   наше  утро озарится светом добрых улыбок.

  Деление класса на 4 группы (цветовой выбор)

Слайд 1

2. Подготовка к восприятию нового материала – Послушайте притчу и попробуйте определить ее тему.
Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голодный, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей  искала надежное убежище, страдая от жестокости чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю территорию нашей планеты. Они не остались под одним кровом, потому что не могли жить без доброй птицы, кроме того они постоянно ссорились. Так на свете появилось добро и зло.    
Рассказ Слайд 2
3. Сообщение темы и целей урока. – Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим, поразмышляем, над чем подумаем на нашем уроке? Беседа Слайд 3
4. Работа над новым материалом 1. Давайте вместе  порассуждаем, что такое Добро, что такое Зло. Но сначала вы самостоятельно, в группах, на которые мы разделились в начале урока, попробуете дать определения понятиям «Добро» и «Зло». Самостоятельная работа в группах с обсуждением Группа получает по одному листу формата А4,  на котором дети записывают, что такое по их мнению  «добро» и «зло».
2. Высказывания представителей групп, прослушивание ответов детей.   Слайд 4
3. Слово учителя (вывод, итог сказанного детьми).

Добро – высшая нравственная ценность. Всё полезное, хорошее, всё, что помогает человеку и природе, идёт им на пользу, называется  добром.
Добро связано с миром и любовью к родным, к стране, к любимому делу.
Добрый человек – это значит делающий добро другим, отзывчивый, несущий благо.
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать им добро.
Откройте учебник на странице 12.

Чтение текста на  стр. 12 Добро, зло, побеждает
Добро побеждает зло.
Добро побеждает зло.
Добро побеждает зло.
4. Составьте предложение из слов: добро, зло, побеждает. Самостоятельная работа в тетради  
5. Объясните смысл этого предложения. Беседа  
6. Прочитайте это предложения с разным логическим ударением.

Вот видите, само слово «Добро» уже достаточно сильное, как бы мы не ставили интонационное ударение, смысл остаётся одним. Добро побеждает зло.
В жизни очень важны добрые слова: они помогают приободрить человека, вселить в него уверенность, согреть душу.
В противоположность добру всё плохое, вредное, дурное, обман, всё, что относится к беде и несчастью, является  злом. Первопричиной зла во многих случаях бывают ссоры между людьми. Нечасто встретишь человека, который никогда в жизни ни с кем не ссорился. В споре следует быть тактичным и сдержанным, разговаривать без упреков.
Старайтесь избегать резких споров и ссор, необдуманных поступков. Но если все же ссора состоялась, то поскорее помиритесь, не помня до бесконечности нанесенную вам обиду. Умение прощать является началом доброго отношения к людям.

   
5. Физкультминутка

Руки вверх поднимем – раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать.
Не качаться, не дрожать.
Три – опустили руки вниз,
Стой на месте, не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты.
Выполняйте все с охотой.
Раз – налево поворот,
Два – теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
Руки на поясе, ноги шире!

   
6. Продолжение работы над новым материалом 1. Про что можно сказать «доброе, добрая, добрые». Составьте словосочетания с этими словами. Работа в группах Слайды 5, 6, 7
2. Ученики зачитывают ответы. Дети составляют словосочетания.  
3. Обсуждение получившихся  результатов. Обсуждаем образные словосочетания
(доброе сердце, добрые руки)
Работа в тетрадях.
 
4. Слово учителя: в  русском языке много слов с корнем «добр». Придумайте как можно больше слов с этим корнем.   Слайд 8
5. Озвучивание результатов, обсуждение значений получившихся слов.    
6. Работа с пословицами. Составьте целые пословицы из отдельных частей.
  • Доброе дело и в воде не тонет.
  • Не одежда красит человек, а его добрые дела.
  • Кто добро творит, того Бог отблагодарит.
  • Добро не умрёт, а зло пропадёт.
  • Доброе братство дороже богатства.
  • В ком добра нет, в том правды мало.
  • Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Работа в группах Карточки с частями пословиц.
7. Проверка получившихся  пословиц и объяснение их смысла.   Слайд 9
7. Итог Рядом с нами живут люди, которые нуждаются в заботе, отзывчивости. Очень важно уметь замечать, кому и где нужна помощь, помогать людям.
Высшей наградой будет само осознание сделанного добра. В этом проявляется бескорыстное доброе отношение к другому человеку, без каких-либо расчетов на личную выгоду.
   
8. Рефлексия – О  чем  мы сегодня  говорили на уроке?
– Продолжите предложения:
  • Добрый человек – это…
  • Совершать добрые поступки – это…
Беседа Слайд 10
9. Домашнее задание – Распредели слова по двум колонкам: нежность, зависть, ласка,  забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание, ненависть, трусость, жалость, лень.

– Прочитать статью в учебнике стр. 12-15

  Дети получают карточки со словами
добро зло