(Тема предыдущего урока « Что такое понятие?»).
Цели урока:
- Понять структуру определения (строение и содержание).
- Научиться конструировать определение понятия.
- Научиться выявлять ошибки в конструкциях определений.
Оборудование:
- Индивидуальный лист с заданиями для самостоятельной работы.
- Учебник русского языка под ред. М.М. Разумовской. 6 класс. 2011.
- Учебник алгебры под ред. С. М. Никольского. 6 класс. 2010.
Оформление доски:
1.
«Нельзя внести точность в рассуждение, если она сначала не введена в определение».
Д. Гершель (1792–1871) – анг. астроном и физик.
2. Словарь.
- Определение (от лат. definitio – определение) понятия – это логическая операция, раскрывающая содержание понятия или значение термина.
- Родовой признак (род) – признак, указывающий на тот круг предметов, из числа которых нужно выделить определяемое множество предметов.
- Видовое отличие – признак, при помощи которого выделяется определяемое множество предметов из числа предметов, соответствующих родовому понятию.
3. Вопросы для рефлексии.
- Что я уже знал (а)?
- Что я узнал (а)?
- Зачем мне эти знания нужны и где я могу их применить?
Ход урока
1-й этап. Работа над осмыслением темы и определением целей урока.
– Все ли слова темы понятны? Переформулируйте тему, сохранив её смысл.
– Чему мы должны научиться?
2-й этап. Повторение материала прошлого урока. (Тема предыдущего урока « Что такое понятие?»).
– Что такое понятие?
– Чем отличается понятие от слов, не являющихся понятием?
Задание №1 Подчеркните слова, которые являются понятиями.
Ах, человек, числитель, Иван Петров, родина, мы, квадрат, честь, грамматика, нечто, куздра.
– Какие слова не являются понятиями и почему?
3-й этап. Новый материал. Осмысление термина «определение».
– Что такое определение понятия?
Обратимся к словарю. Определение (от лат. definitio – определение) понятия – это логическая операция, раскрывающая содержание понятия или значение термина.
– Расскажите своими словами, как вы понимаете, что значит дать определение понятия.
(Раскрыть смысл понятия).
– Прежде чем использовать определение, необходимо иметь ясное представление о его смысле. Докажите верность этого положения, используя эпиграф к уроку (слова Д. Гершеля).
Дополнение. С помощью определения понятия мы раскрываем содержание понятия и тем самым отличаем круг определяемых предметов от других предметов.
4-й этап. Работа над формированием умения самостоятельно конструировать определение понятия (состоит из 2 частей).
1 часть. Грамматическое строение определения.
– Рассмотрим, как строится в соответствии с законами грамматики предложение, в котором содержится определение понятия.
Задание №2 Разберите предложение по членам. Сначала самостоятельно выполните письменный разбор, затем устно прокомментируем.
Определение понятия – это логическая операция, раскрывающая содержание понятия или значение термина. (Проверка, комментарий).
! Запомните общую и самую распространённую схему грамматического построения логического определения.
Что – что, какой.
– Почему такие пунктуационные знаки, как тире и запятая, в такой конструкции обязательны? (Их постановка обусловлена пунктуационными правилами).
– Часть, следующая за запятой, не обязательно должна быть выражена причастным оборотом. Может быть иная конструкция: придаточное определительное предложение, которое можно в данной ситуации заменить причастным оборотом.
Например. Определение понятия – это логическая операция, которая раскрывает содержание понятия или значение термина.
! Эти грамматические и пунктуационные правила вам необходимо соблюдать не только на уроках русского языка.
– Возможно и другое грамматическое строение определения понятия. Рассмотрим с этой точки зрения определение термину в учебнике алгебры (стр. 13).
Равенство двух отношений называют пропорцией.
– Переформулируйте это предложение по схеме: что – что + какой. Разберите по членам.
(Пропорция – это равенство двух отношений).
Вывод: строение определения разное, но содержание одно и то же.
2 часть. Содержание определения.
Содержание определения состоит из 2 смысловых частей. Каких?
Вывод. 1 часть – понятие, которому нужно дать определение. 2 часть – определяющее понятие.
– Понятие, содержание которого нужно раскрыть, называется определяемым, а понятие, посредством которого оно определяется, называется определяющим.
Определяющая часть (что + какой). Строение и содержание.
– На примере разбора предложения (Определение понятия – это логическая операция, раскрывающая содержание понятия или значение термина) докажите, что определяющее понятие (логическая операция, раскрывающая содержание понятия или значение термина) необходимо разбить на 2 смысловые части.
Доказательством является разбор по членам: сказуемое и определение указывают на смысловое отличие частей определяющего понятия.
– Рассмотрим сказуемое. Какой признак понятия содержится в сказуемом? Поможет ответить вам на этот вопрос следующее задание.
Задание №3 Подчеркните самое широкое, общее для остальных понятие.
- Круг, квадрат, треугольник, геометрическая фигура, параллелограмм
- Человек, собака, живое существо, обезьяна, цыплёнок
– Итак, какой признак понятия выражен сказуемым? Если затрудняетесь в ответе, обратитесь к словарю. (Родовой признак).
– Зачем, объясняя значение слова, нужно указать его родовой признак? (Чтобы было понятно, о чём идёт речь, о какого рода понятии).
Задание №4 Убедимся в этом, выполнив упражнение 186, часть 2 (учебник М.М. Разумовской, 6 класс). Найдите ошибки в построении определения понятия.
Какая часть в примерах отсутствует? Запишите примеры в исправленном виде.
II.
- Квадрат – это когда все стороны равны.
- Остров – это когда со всех сторон вода.
- Лавина – это когда снег стремительно несётся с гор.
! Типичная ошибка учащихся: замена родового признака словом «когда».
– Достаточно ли в определении только указания на родовой признак?
Задание №5 Сделаем вывод, выполнив упражнение 186, часть 1. Найдите ошибки в построении определения понятия. Какая часть в примерах отсутствует?
I.
- Глагол – часть речи.
- Суффикс – это значимая часть слова.
- Синтаксис – это раздел науки о языке.
– Какая ошибка возникает, если указан только родовой признак? (Определение широкое).
– Что ещё необходимо указать для полного определения? Если затрудняетесь в ответе, обратитесь к словарю. (Видовое отличие).
Понятие = родовой признак + видовое отличие.
– Для того чтобы отличить и отграничить определяемый предмет от всех иных подобных, для этого необходимо дать ему точное видовое отличие. Особенно важно это при работе с терминами такой точной науки, как математика.
Например. Геометрия – это наука о треугольниках.
– Какая ошибка? (Узкое определение). Исправьте.
5-й этап. Обобщение. Главное правило строения и содержания определения.
Подведём итог нашим наблюдениям.
- Когда указывается в определении только родовой признак, возникает ошибка – определение широкое.
- Когда в видовом отличии указаны несущественные признаки, возникает другая ошибка – определение узкое.
– Попробуйте сформулировать главное правило строения и содержания определения самостоятельно.
Вывод. Правило соразмерности. Каждый из признаков, входящих в определение, должен быть необходим и вместе с тем достаточен, т.е. не должно быть недосказанности и не должно быть лишних слов.
6-й этап. Закрепление пройденного материала и проверка степени освоенности пройденного материала.
Задание №6 Внимательно прочитайте варианты определений. Кратко охарактеризуйте ошибку в определении. Сконструируйте верное определение.
Итог.
Определение | Характер ошибки | Вариант верного определения |
Причастие – это особая форма глагола | широкое | Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по его действию. |
Определение – это второстепенный член предложения, выраженный прилагательным. | узкое | Определение – это второстепенный член предложения, называющий признак, качество или свойство какого-либо предмета и отвечающий на вопросы какой? чей? |
Уравнение – это равенство двух выражений. | широкое | Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой. |
Равносторонний треугольник – это когда все стороны равны. | не указан родовой признак | Равносторонний треугольник – это треугольник, все стороны которого равны. |
7-й этап. Рефлексия.
– Что я уже знал(а) до занятия?
– Что я узнал(а) нового?
– Для чего мне нужны эти знания и где я могу их применить?
Дополнение.
- Знание правил построения определения термина облегчит вашу учёбу: когда осознанно учишь правило, то его легче выучить, чем тогда, когда вы учите механически, т. е. попросту зазубриваете.
- Верно данное определение – «один из надёжных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, исследовании, споре». А.А. Ивлин. « Искусство правильно мыслить».
- «… Мы каждую вещь познаём через определения». Аристотель.
– Понятно ли вам, почему два преподавателя таких разных дисциплин проводили занятие?
8-й этап. Инструктаж домашнего задания.
- Выучить формулировку определения понятия.
- Учебник русского языка под ред. М.М. Разумовской. Стр. 80-81, упр 182, 183
- Сконструировать определение квадрата, прямоугольника, окружности по схеме: Что – что+какой