Индивидуальные образовательные маршруты учащихся 7–8-х классов при изучении русского языка как средство повышения учебной мотивации

Разделы: Русский язык


В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Одно из основных направлений преподавания русского языка – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Особое внимание уделяется тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении. Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления учащихся и предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности: говорения, аудирования, чтения и письма.

Программа изучения русского языка в 7-8 классах имеет свои особенности. В 5-м и 6-м классах закрепляются те умения и навыки, которые приобретаются в данном классе в дополнение к усвоенным в предыдущих классах. В 7 классе программа предполагает знакомство учащихся с новыми темами: «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «Категория состояния». В 8-м классе расширяются и углубляются знания учащихся о словосочетании и простом предложении (двусоставные, односоставные, неполные предложения); главные и второстепенные члены предложения; однородные члены предложения; обращения, вводные слова и междометия; обособленные члены предложения; прямая и косвенная речь.

Важными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами этого предмета, развитие их логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку, формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

В условиях работы с классом гетерогенного состава необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся и строить процесс обучения таким образом, чтобы обеспечить усвоение изучаемого материала, формирование прочных умений и навыков для всех учащихся, которое в этом возрасте идет на фоне некоторого мыслительного спада. Это можно объяснить особенностями мотивации учения у учащихся 7-8 классов, которая характеризуется стойким интересом к определенному предмету; мотивом избегания неудачи; желанием иметь высокую отметку, даже если оно (желание) не подкрепляется знаниями как подтверждение высокого статуса в коллективе; познавательным интересом только у высокомотивированных учащихся; подростковыми установками на достижение результатов в учении (подсказки, списывание, обман учителя и др.). Отмечается психологами и то, что мотив достижения успеха в учебе в этом возрасте не развивается (по Н. В. Немовой). Формирование умений и навыков в подростковом возрасте идет на фоне некоторого мыслительного спада, а развитие речи, в свою очередь, связано с развитием мыслительных процессов. Именно поэтому в этом возрасте возникают проблемы с подробным и выборочным изложением материала, написанием сочинений-рассуждений на морально-этические темы, с совершенствованием изложения и сочинения в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, с умением находить и исправлять различные языковые ошибки.

Педагогическая стратегия должна быть сориентирована на особенности контингента школьников.

В 7-х классах МКОУ «Боевая средняя общеобразовательная школа» – 28 человек. Это учащиеся с разным уровнем учебных возможностей. Из них с высшими учебными возможностями – 7 человек. Для таких учащихся характерен высокий темп овладения новыми знаниями и самостоятельность в их применении. Эти ученики легко усваивают материал в максимальном объеме, отличаются способностью к широкому обобщению материала, гибкостью мыслительных процессов, умением находить несколько обоснованных способов решения поставленных перед ними задач и способностью свободно переключаться с одной умственной операции на другую. В работе с такими учениками важна организация обучения в соответствующем темпе, ориентация на самостоятельность учащихся. Для наиболее одаренных из них (Анаргуль Б., Маргарита Д. – по русскому языку и литературе) возможна разработка индивидуальной стратегии обучения и развития, выбор педагога-наставника, занятия в специальных кружках и факультативах.

С высокими учебными возможностями 3 человека. Они способны овладеть необходимым объемом знаний, определенным программой. Учащиеся этой группы отличаются неустойчивостью познавательных интересов, причиной чего является выраженная интеллектуально-личностная направленность на определенный тип учебных предметов. Поэтому для успешного усвоения материала этим учащимся требуется тренировочная работа. Они умеют анализировать, делать выводы на основании изученного, но к обобщению материала в состоянии подойти только после выполнения целого ряда промежуточных видов работ. Значительная роль в работе с такими учащимися отводится внешней мотивации.

Большая группа – учащиеся со средними учебными возможностями.

Учащиеся этой группы отличаются многообразием вариантов индивидуального развития. У большей части школьников этой группы отмечается несформированность положительных качеств ума, диагностируется низкий уровень психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. Среди учащихся этой группы есть дети, имеющие высокий уровень специальных способностей. Так Наташа И., Вадим Г. имеют художественные способности, Игорь Б., Вадим К., Виталий К., Александра Б. – способности к спорту, Данияр К. и Виталий К. обладают практическим складом ума. С такими школьниками обучение и воспитание необходимо выстраивать, основываясь на положительных личностных качествах подростков. Эти особенности в обучении учащихся 7-8 классов помогает учесть работа по индивидуальным образовательным маршрутам.

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

На уроках русского языка учащиеся основной школы выстраивают свои образовательные маршруты в рамках темы. При выстраивании индивидуального образовательного маршрута ученик находится в ситуации выбора. Важную роль в таком случае играют уроки целеполагания, которые являются вводными уроками темы и зафиксированы в технологической карте. Именно эти уроки способствуют тому, чтобы цели, зафиксированные в технологической карте, стали понятными, осознанными, принятыми и достигнутыми учащимися в ходе изучения темы.

Каждый ученик вырабатывает личное отношение к освоению темы, самоопределяется по отношению к сформулированным проблемам, устанавливает, что они для него значат, какую роль могут играть в его жизни, прогнозирует результаты своей деятельности. На таких уроках, ученик выстраивает свою образовательную программу: формулирует цели, определяет конкретные задачи, составляет план работы по теме, знакомится с видами работ в рамках темы, требованиями к уровню усвоения знаний, умений, навыков, а также с нормами оценивания. На уроках целеполагания учитель знакомит учащихся с примерными вариантами самостоятельных, творческих и контрольных работ, вопросами к зачету, заданиями тестового типа.

В программе по русскому языку в 7-м классе – десять разделов. Темы «Причастие» и «Наречие» содержат большой объем материала, предложенного для изучения, поэтому разбиваем каждую из них на два – три блока. На тему «Категория состояния» отводится шесть часов. Будет логично предложить её изучение во втором блоке темы «Наречие». Таким образом, учащимся в рамках темы предлагается определиться в 11 образовательных маршрутах.

В 8-м классе программа по русскому языку представлена двенадцатью разделами. В связи с небольшим объемом материала, предлагаемого для изучения, следует объединить некоторые из тем, например, «Словосочетание» и «Простое предложение», «Главные и второстепенные члены предложения», «Простые односоставные предложения» и «Неполные предложения». Следовательно, учащиеся должны определиться в 8-ми образовательных маршрутах.

Спланировать уровень усвоения учебного материала с учетом учебных возможностей ученику и учителю помогает технологическая карта.

Подробнее остановимся на уроке целеполагания в 7-м классе по теме «Понятие о наречии», на котором учащиеся определяют индивидуальные образовательные маршруты. Анализируется ситуация, представленная лингвистической задачей:

Между двумя семиклассниками произошел разговор:

– Я задумал часть речи. Задай не более трех вопросов и определи, о какой части речи идет речь, – сказал Антон.
– Хорошо, – произнес Денис. – Вопрос первый: служебная или самостоятельная?
– Самостоятельная.
– Вопрос второй: имя или глагол?
– Ни то, ни другое.
– Вопрос третий. Местоимение?
– Нет.
– О, я понял, понял! Это…

Правомерен вопрос: какую часть речи загадал Антон?

Бесспорно, ученики с высшими и высокими учебными возможностями, умеющие применять свои знания в нестандартных ситуациях, путем логических заключений легко определяют, о какой части речи говорят участники диалога. Учащимся со средними учебными возможностями эта работа дается сложнее. Поэтому учителю с такими детьми следует еще раз проговорить ситуацию, вычленить в диалоге главное. Будет полезно, если ученики с высокими возможностями объяснят свое решение еще раз, подробнее остановятся на логике рассуждений. Только после этого формулируется тема урока: «Понятие о наречии».

Проанализировав ключевые слова темы, учащиеся совместно с учителем подходят к осмыслению следующего вопроса – истории появления названия «наречие». Выслушивая друг друга, семиклассники делают «открытие»: название этой части речи идет из старины и связано с глаголом. Действительно, ведь раньше глагол назывался «речь». Значит, наречие – это слово, связанное с «речью», то есть с глаголом. Именно поэтому, добавляет учитель, уже в старославянском переводе грамматики Ивана Дамаскина встречается слово «наречие», которое имело и второе название – «приглаголие».

Вопрос: Что нам предстоит изучить в этой теме? Что выяснить? Узнать? Чему должны научиться?

Учитывая присутствие в классе учащихся с разным уровнем подготовки, можно зафиксировать цели на доске.

Цели, поставленные на уроке «Понятие о наречии как части речи»:

знать уметь
– общее значение наречий (А);
– морфологические признаки наречий, их синтаксическую роль (А);
– степени сравнения наречий и их образование (А, В);
– способы образования наречий (А, В);
– орфограммы, изучаемые в теме(А, В).
– находить наречия в тексте, отличать его от других частей речи (А);
– определять синтаксическую роль наречий (А);
– образовывать степени сравнения наречий (А);
– различать степени сравнений наречий и прилагательных (В);
– образовывать наречия от других частей речи (В);
– находить и аргументировать выбор изучаемой орфограммы (В);
На повышенном уровне
– о текстообразующей роли наречий (С) – использовать в речи наречия как средство связи предложений в тексте (С);
– определять место наречия в системе других частей речи (С)

Определив значимые для учащихся темы и цели учебной работы, учитель и ученики переходят к конструированию своей деятельности – определяют способы, средства достижения целей, источники информации, критерии оценки результатов и процессов их достижения – выстраивают план изучения темы. Учитель обращает внимание ребят на количество уроков в теме; место урока целеполагания в системе уроков; что учащиеся должны знать в результате изучения темы, какими умениями владеть. Анализируя содержание технологической карты и учебника, семиклассники видят, что на тему отводится 30 уроков, поэтому целесообразно разделить изучение нового материала на три блока. На основании технологической карты учащиеся определяют уроки, которые будут отведены на работы творческого характера, контрольные работы. Уместно познакомить учащихся с примерным вариантом контрольной работы по теме, теста, заранее предложить вопросы к зачету.

Учащиеся с высшими и высокими учебными возможностями могут самостоятельно выбрать уровень усвоения знаний и способ контроля. Ученики знакомятся с заданиями разноуровневого характера: индивидуальные работы по карточкам; цифровой диктант; конструирование предложений с наречиями и нахождение наречий в тексте с определением их синтаксической роли; свободный диктант; объяснительный диктант; самостоятельную работу, работу по редактированию текста, выборочный диктант, диктант «Проверь себя», задания тестового характера. (Приложение 2, Приложение 3.)

Например, на первом уроке учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу: учащиеся, выбравшие уровень усвоения материала А, выписывают наречия из текста вместе со словами, к которым они относятся; учащиеся, выбравшие уровень изучения материала В, не только выписывают наречия со словами, к которым они относятся, но и определяют роль наречий в тексте; группа учащихся, выбравшая уровень изучения материала С, работает над созданием текста, используя опорные наречия и выполняя грамматическое задание к созданному тексту.

Школьники определяют объем изучаемого материала, порядок изучения, примерные сроки. Ученики с высокими возможностями в состоянии самостоятельно выполнить данную работу. У них чаще возникают вопросы в ходе работы, они более осмысленно, глубоко подходят к решению той или иной проблемы. В работе с такими учениками следует использовать проблемные ситуации, формулирование учащимися самостоятельно той или иной проблемы.

Ученики со средними учебными возможностями нуждаются в помощи и консультировании учителя: совместно с учителем определяются знания и умения, необходимые для успешного усвоения темы. Посильные задания ученики в состоянии подобрать самостоятельно. Эффективны в этом случае будут следующие приемы: опора на жизненный опыт, прогнозирование успеха. Целесообразно предложить план-опору, где обозначены основные разделы работы по планированию:

Мой образовательный маршрут по теме

Тема Буду знать Буду уметь Программа изучения Самооценка Оценка учителя
           

Такая работа полезна тем, что основные понятия темы, термины прозвучат уже на первом уроке и будут зафиксированы в тетрадях и планах работы учащихся, а ученики имеют возможность оценить и осознать весь уровень сложности предложенного для изучения материала.

Далее учащиеся выбирают уровень изучения данной темы, каждый из которых отличается объемом, сложностью и глубиной изучаемого материала. Школьники помнят, что выбор 2-го уровня ( А) оценивается «3», 3-го уровня ( В) – «4», четвертого уровня (С) – «5». Учащиеся должны уметь оценивать свои возможности, способности, перспективы в процессе овладения материалом. В пятом классе у учеников можно наблюдать завышенный уровень притязаний, к седьмому классу встречаются ученики, которые выбирают уровень изучения темы ниже своих учебных возможностей. Преимущественно это объясняется заниженной самооценкой ученика. Работа с такими учениками требует глубокого индивидуального подхода, «щадящей педагогики» Но большинство учащихся к 7-му классу уже адекватно оценивают свои учебные возможности.

После составления образовательных маршрутов изучения темы учащимися проводится беседа. (Приложение 1) В процессе беседы выясняется, кто из ребят выбрал изучение материала на базовом уровне, кто – на повышенном уровне, Выбранный уровень ученики отмечают в листе достижений «Мой образовательный маршрут», учитель в специальной тетради фиксирует выбранные учащимися уровни для отслеживания продвижения учеников по индивидуальным маршрутам.

По окончании изучения темы ученики оценивают свои достижения и имеют возможность сравнить их с реальными результатами. Это происходит на уроках обобщения и ситематизации знаний. В ходе обсуждения анализируются успехи, проблемы и трудности, возникшие во время изучения темы, а также способы, с помощью которых они преодолевались. В качестве опоры для рефлексивной деятельности ученикам предлагаются ориентировочные вопросы. Примеры таких вопросов:

1. Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился в результате изучения темы?
2. Какие задания, предложенные работы вызвали наибольший интерес, почему?
3. Какие задания, предложенные работы, вызвали затруднение? В чем причина моих неудач? Как я их преодолевал?
4. Какие выводы я сделал? Над чем мне ещё надо поработать?

Не каждый ученик желает выступить публично. В таких случаях он может выбрать другую форму рефлексии: письменное анкетирование, размышление по предложенной теме, составление схемы. Задача педагога – создать условия, чтобы ученик захотел проанализировать свою деятельность, увидел свои недостатки, ошибки, отметил свои удачи в изучении материала. В результате у большинства учащихся наблюдается рост уверенности в собственных силах, возрастает личная ответственность, дисциплинированность и инициатива.