Пояснительная записка
Ребенок любого возраста нуждается в эмоциональной поддержке и эмоциональном воспитании. Однако, в жизни случаются проблемы, которые кажутся неразрешимыми, возникают глубокие душевные переживания, тоска, тревога и даже отчаяние. Важным каналом оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, является телефон доверия. Создание на территории Российской Федерации единого номера детского телефона доверия позволило обеспечить оказание детям, подросткам и их родителям (лицам их заменяющим) экстренной консультативно-психологической помощи по телефону, в том числе в случаях жестокого обращения и насилия в отношении детей, включая случаи сексуального насилия как в семье, так и вне ее. Позвонив на номер 8-800-2000-122, каждый ребенок и родитель может анонимно и бесплатно получить психологическую помощь и тайна его обращения на телефон доверия гарантируется.
Направленность: снижение психологического дискомфорта, уровня агрессии детей и подростков, включая аутоагрессию и суицид. Формирование психологической культуры, укрепление психического здоровья, расширение диапазона социально- и личностно-приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей, укрепления уверенности в себе.
Новизна: нетрадиционная форма общения
с семьёй. Телефон доверия помогает детям и их
родителям анонимно и в любое время выяснить
какие-либо значимые для них проблемы.
Актуальность: Очень важным в настоящее
время является развитие эффективной рекламной
деятельности по детскому телефону доверия, а так
же возможность изучения представлений детей и
подростков, что такое по их мнению детский
телефон доверия.
Педагогическая целесообразность: Телефон доверия даёт возможности для самовыражения самому ребёнку, предоставляет ему право выбора в решении проблем.
Возраст детей: Учащиеся 12-13 лет МСКОШИ 8 вида.
Обоснованность выбранной формы занятий: Форма проведения – игровая, которая даёт возможность детям проявить себя в непринуждённой обстановке, почувствовать себя более раскованными, легко усвоить информацию о телефоне доверия.
Практические виды деятельности: АМО «Встреча», динамическая пауза «Настоящий друг», ролевая игра «Позвони».
Предварительная подготовка:
1. Оформление стендовых материалов, посвященных
вредным привычкам, телефону доверия.
2. Анкетирование учащихся и родителей
3. Индивидуальные консультации с родителями
наиболее проблемных детей на темы: «Детская
жестокость», «Плохая компания», «Поощрение и
наказание в воспитании ребёнка».
4. Родительское собрание «Роль семьи в воспитании
ребёнка».
5. Распространение листовок для родителей
учащихся класса.
6. Конкурс рисунков «Мама, папа и я вместе дружная
семья»
7. Изготовление совместно с родителями
театральных масок с изображением смешариков.
8. Разучивание стихов для внеклассного
мероприятия.
Цели: Сообщение элементарных сведений о службе телефона доверия и примерных ситуациях когда можно туда обращаться за помощью.
Задачи:
- Рассказать об истории возникновения телефона доверия.
- Рассказать для чего предназначен и как работает телефон доверия, и почему все взрослые и дети, оказавшись в трудных жизненных ситуациях, могут в эту службу.
- Сообщить номер телефона доверия.
Оборудование: Стендовые материалы, плакаты: «Расту счастливым!», «Если тебе сложно – позвони!», «Не дай себя в обиду!», маски смешариков, презентация, магнитофон, фонограммы песен «Настоящий друг», Ах, вы сени!», телефонный аппарат.
Ожидаемые результаты: Учитывая уровень развития детей с нарушением интеллекта, можно предположить, что они обязательно поделятся впечатлениями со своими родителями, братьями, сёстрами, бабушками, дедушками, знакомыми и друзьями. Также быстро они могут всё забыть, поэтому информация о телефоне доверия должна постоянно находиться в классном уголке. Периодически детям надо напоминать об этом на классных часах, во время индивидуальных бесед. Очень важно, чтобы дети правильно поняли с какими вопросами можно обращаться на телефон доверия, и что говорить надо только правду.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Этапы | Содержание этапа | Время |
Инициация Цель:
Поприветствовать |
Игра «Встреча». Учащиеся встают в круг,
ведущий предлагает поприветствовать друг друга
не совсем обычным образом. Дети ставят руки на
пояс и стараются соединить локти с друг другом,
затем переносят руки за голову и тоже стараются
соединить локти с друг другом. Выполнив движения приветствия, все рассаживаются на стулья, которые стоят полукругом. |
3 мин. |
Вхождение в тему Цель: Привлечь внимание и вызвать интерес. |
Ведущий: Дорогие ребята, сегодня у нас особенная тема. Мы с вами будем говорить о телефоне доверия. О том, когда он впервые появился, для чего он нужен а потом поиграем в игру «Позвони». | 2 мин. |
Раскрытие темы Цель: Доказать практическую значимость телефона доверия. |
I. История возникновения первого
телефона дов доверия Ведущий: Первый телефон доверия появился в 1953 году. Англичанин Чад Вара напечатал в газете свой номер телефона и предложил звонить людям в любое время, если в их жизни возникают сложности. Несколько дней он справлялся с хлынувшими обращениями сам. Главное, что он понял за это время, – все звонившие, прежде всего, нуждались в дружеской помощи. Вскоре он пришел к выводу, что в одиночку ему с этим делом не справиться, и стал искать добровольных помощников. Сейчас в мире существует целая сеть служб экстренной помощи по телефону. Помощь оказывается бесплатно, анонимно (никому не сообщается, кто звонил и зачем). Вскоре вслед за взрослыми телефонами доверия стали организовывать телефоны доверия для детей. Вопросы для учащихся:
|
5 мин. |
II. Для чего нужен телефон доверия? Ведущий: В жизни много вопросов и трудностей. Каждый может попасть в ситуацию, когда ему будет нужна помощь. В этот момент важно быть услышанным! И это очень важно! Телефон доверия – это служба, куда может анонимно обратиться абсолютно любой человек, чтобы обсудить отношения с друзьями, близкими, семейные и школьные отношения. При звонке на этот номер в любом населенном пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети, и их родители могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами действующих региональных служб, подключенных к единому общероссийскому номеру. |
3 мин. | |
III. Как устроен телефон доверия? Помощь
на телефоне доверия всегда анонимна. |
3 мин. | |
Динамическая пауза Цель: Смена обстановки. |
Под фонограмму песни «Настоящий друг» композитора В. Шаинского дети выполняют ритмические упражнения (повороты с приседанием, подскоки, кружение, хлопки) | 2 мин. |
Раскрытие темы (продолжение) |
IV. По каким вопросам можно
обращаться на телефон доверия?
|
3 мин. |
V. Ролевая игра «Позвони» Учащимся предлагается выбрать себе проблемную ситуацию и позвонить на телефон доверия. В роли консультанта выступает учитель. Примерные ситуации:
|
15мин. | |
VI. Советы от смешариков Ведущий:
Ребята, сегодня к нам в гости пришли весёлые
смешарики, которые дадут вам нескольно нужных
советов: |
4 мин. | |
Закрепление Цель: закрепить полученные знания |
Ведущий: Очень часто возникают так
называемые безвыходные ситуации. Какие? – Куда можно обратиться ? – Как работает телефон доверия ? – По какому номеру можно позвонить? – Порой не хочется просто жить от того, что тебя никто не понимает, не замечает и ты чувствуешь, что никому не нужен. Именно в этих ситуациях вам поможет детский телефон доверия, где вас выслушают, подскажут, дадут добрый совет. |
3 мин. |
Рефлексия Цель: Выявить отношение учащихся к мероприятию. |
– Что вам сегодня понравилось? – Что вам сегодня не понравилось? – Будете ли вы в дальнейшем обращаться на телефон доверия? – Нужен ли телефон доверия людям? |
2 мин. |
Использованная литература и интернетресурсы:
- http://yandex.ru/yandsearch?p=2&text=%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5+%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B+%D0%BF%D1%80.
- http://www.fond-detyam.ru/?node=264&lang=ru.
- http://school31novoch.ucoz.ru/publ/akcija_skazhi_telefonu_doverija_da/1-1-0-79.
- http;//images.yandex.ru/yandsearch?stype=image&lr=80&noreask=1&text=%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%2C%20%D0%BF%
- www.agentsd.ru).
- http://cpms-smol.ru/spec-mp/223-analiz-aktualnyh-problem-volnujuwih-sovremennyh-podrostkov.
- http://www.nmosktoday.ru/news/society/8944.
- www.vrcentr.narod.ru/r/koment.doc.
- http://www.sch496.ru/p181aa1.html.
- http://www.family.telefondoveria.ru/.
- https://docs.google.com/file/d/0Bz6W4EzKR8RIWDRxa0wyb25fOWM/edit.
- Авторы-составители Е.М. Елизарова, Ю.А. Киселёва. Справочник учителя начальных классов. – Волгоград: Учитель, 2011. – 367 с.
- Н.И. Дереклеева. Справочник классного руководителя (1-4 классы)/ Под редакцией И.С. Артюховой. – М. : ВАКО, 2005. – 272 с. – (Педагогика. Психология. Управление).