Цель: изучить строение глюкозы, выделить её особые свойства и научить самостоятельно составлять уравнения реакций.
Оборудование:
- Интерактивная доска
- Цифровой материал
- Раздаточный материал (задача на карточке)
- Таблицы
- Реактивы: глюкоза, виноград или яблоко, NaOH, CuSO4.
- Оборудование для опытов: штатив с пробирками, спички, сухое горючее, держатель для пробирок, асбестовая сетка.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация прежних знаний.
- Разминка
- Вступительное слово учителя
1. Какие классы кислородосодержащих органических веществ мы изучили?
На доске прикреплены таблички с названиями классов кислородосодержащих веществ:
1) Спирты одноатомные
2) Спирты многоатомные
3) Альдегиды
4) Кетоны
5) Карбоновые кислоты
6) Простые эфиры
7) Сложные эфиры
8) Жиры
9) Фенолы
2. Какой класс веществ содержит карбоксильную группу?
3. Какой класс веществ содержит гидроксильную группу?
4. Какой класс веществ содержит альдегидную группу?
5. Какой класс веществ содержит карбонильную группу?
6. В каких классах веществ радикалы соединяются через кислород?
7. При помощи какого реактива можно определить альдегидную группу?
8. При помощи какого реактива можно определить многоатомные спирты?
(Формулы веществ показаны на интерактивной доске)
CuO KMnO4 Br2 Ag2O Cu (OH)2 FeCl3
– Мы с вами начали изучать новый класс
органических соединений – углеводы. Запишите
общую формулу углеводов на доске.
– На какие группы делятся все углеводы?
Во время фронтального опроса один ученик выполняет задание по карточке: записать по одному примеру кислородосодержащих органических веществ каждого класса.
9. Задача. Установите формулу вещества, если при сгорании 0,9г его выделилось 1,32г СО2 и 0,54 г Н2О. Известно, что молекулярная масса его равна 180.
Учащиеся решают задачу в тетради и на доске.
III. Основная часть урока
На доске – тема урока: «Глюкоза, строение, свойства». Учащиеся записывают её в тетрадь.
Учитель: О чём говорит наличие шести атомов кислорода? Какие функциональные группы можно предположить у глюкозы?
На доске запись структурной формулы глюкозы.
Учитель демонстрирует учащимся образец
глюкозы.
Учащиеся сами описывают физические свойства
глюкозы:
Глюкоза – это твёрдое бесцветное кристаллическое вещество, имеет сладкий вкус. Хорошо растворяется в воде.
– А каким реактивом можно сразу же определить альдегидные и спиртовые группы?
На интерактивной доске смотрим видеоопыты:
1. «Определение качественного состава глюкозы
при помощи реакции «серебряного зеркала»
2. «Определение качественного состава глюкозы
при помощи гидроксида меди(II)
Задание (лабораторный опыт):
Докажите, что в состав винограда входит глюкоза.
Учащиеся самостоятельно проводят
эксперимент.
Перед проведением лабораторной работы учитель
проводит инструктаж по технике безопасности по
работе с нагревательными приборами и обращению
со щелочами.
Учитель: Строение глюкозы мы установили. Теперь запишем уравнения проведённых реакций на доске.
Учащиеся самостоятельно записывают уравнения реакций на доске и в тетради.
– А для чего нужна глюкоза? Какое значение в природе она играет?
Презентация учащегося по теме «Значение глюкозы в природе»
IV.Домашнее задание
Параграф 23. Упр. 1.
V. Формирование умений и навыков
Размышление-загадка
Лаборант приготовила реактивы и вышла из
кабинета. Здесь Трёхатомный спирт, сойдя с
полочки, подошёл к столу и забрал свой реактив.
Увидев это, Глюкоза возмутилась: «Что вы делаете,
зачем берёте чужое, это же мой распознаватель!».
«Позвольте, позвольте, вмешаться в ваш спор, –
промолвил Метаналь, – это же моё вещество».
Вопросы:
– Кто из них был прав?
– О каком веществе они спорили?
– Как разрешить этот спор?
Задания:
- Напишите формулы всех веществ, участвующих в споре.
- Напишите формулу вещества, о котором шёл спор.
- Запишите уравнения возможных реакций.
Учащиеся пишут ответы на листочках и отдают
учителю.
Учитель делает самопроверку, на раздаточном
материале заранее эти реакции записаны.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок
ЛИСТ РЕФЛЕКСИИ
Фамилия, имя ----------------------------------------
№ | Вопрос | Ответ |
1 | На уроке я работал | Активно/пассивно |
2 | Своей работой на уроке я | Доволен/ не доволен |
3 | Урок для меня показался | Коротким/длинным |
4 | За урок я | Устал/ не устал |
5 | Материал урока мне был | Понятен/не понятен Интересен/скучен |
6 | Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе. |