Основной задачей обучения иностранному языку на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Коммуникативный системно – деятельностный подход является ведущим средством достижения данной цели. В нашей гимназии мы используем образовательные поездки в Великобританию для поддержания интереса учащихся к английскому языку и стране изучаемого языка. Это дает возможность ребятам проявить коммуникативные навыки в реальных ситуациях, а также многое узнать о британцах, их образе жизни и традициях. Критерии отбора языковых единиц в процессе обучения иностранному языку довольно просты, так как для школьников всегда интересна информация о современной жизни сверстников, их интересах, увлечениях; учащихся интересуют зарубежная современная музыка, спорт, учеба, традиции и обычаи страны изучаемого языка. Подобная информация способствует формированию социокультурной компетенции учащихся, ценностному отношению к иностранному языку как феномену национальной и общечеловеческой культуры и цивилизации.
Целью обучения иностранным языкам является обучение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, то есть общению. Коммуникативный подход как нельзя лучше мотивирован: его задача заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта.
Реализации коммуникативного подхода в значительной степени способствуют языковые стажировки. В нашей гимназии сложилась система подобных стажировок. Как правило, студенты, приезжающие первый раз в страну изучаемого языка, не сразу привыкают к незнакомой культурной и языковой среде; лишь спустя некоторое время иностранный язык перестанет быть препятствием для общения. Однако именно общение, использование языка в диалогах, в реальных жизненных ситуациях и делает обучение в зарубежной языковой школе важнейшим элементом в общем процессе изучения языка. Ключевым фактором, позволяющим добиться максимальных результатов в короткий срок, является качество предварительной подготовки. Таким образом, чем лучше учащиеся подготовлены к поездке, тем больших результатов они добьются за короткий период времени.
Мы условно разделили нашу работу по организации образовательной поездки на три этапа: подготовительный, практический и итоговый. Например, на подготовительном этапе перед нашей поездкой в лагерь на севере Уэльса мы систематизировали языковой материал и моделировали реальные жизненные ситуации общения на уроках. Необходимым фактором являются знания о географии страны, ее политической системе, традициях, культурных особенностях.
Мы подготовили дневник стажировки на английском языке для каждого учащегося, который включает информацию о стране, ее природных особенностях, городах, в которые запланированы экскурсии, а также программа нашей поездки (см. Приложение 1 «Дневник стажировки»). Таким образом, ребята были хорошо подготовлены воспринимать страноведческий материал, активно совершенствовать практические навыки владения языком, участвовать в диалогах, не испытывая никакого дискомфорта.
Наши предыдущие поездки представляли собой, в основном, знакомство с достопримечательностями Лондона, Оксфорда и других городов. Стажировка в Уэльсе (практическая часть) принципиально отличалась от предыдущих поездок тем, что отдых и спорт сочетались с занятиями английским языком. В результате нашим ребятам удалось испытать много нового, попробовав стрельбу из лука, скалолазание, фехтование, преодолеть страх высоты, узнать об исследовании пещер и многое другое. Весь день они проводили с опытными молодыми инструкторами, так что практика языка была непрерывной, а эмоциональный подъем очень способствовал снятию языкового барьера. Особую роль сыграли экскурсии по Северному Уэльсу с посещением национального парка «Сноудония», средневековых замков и курортных городов. Англоязычный гид очень интересно рассказывал о стране и ее достопримечательностях. Другая экскурсия была посвящена поездке в Ливерпуль, удивительный имперский город, где учащиеся увидели порт, доки и посетили музей легендарной группы «Битлз». На занятиях английским языком также делался упор на разговорную речь. Обсуждались темы музыки, спорта, традиции и особенности современной жизни в России и Великобритании. Ребята работали на компьютерах, делали презентации и делились впечатлениями. Помимо получения языковых навыков, ребята учились работать в команде, т.к. было много коллективных заданий. Это очень сплотило наших учащихся, несмотря на их различия в возрасте (в группе были ученики 6-9 классов). Ежедневно ребята записывали впечатления дня в своих дневниках, которые в дальнейшем послужили основой для проведения итоговой части.
По возвращении в Москву ученики составили отчет о нашей поездке, приложив фотографии и презентации. Также, был смонтирован фильм «Наши приключения в Уэльсе», который с удовольствием смотрела вся школа на «Неделе иностранного языка».
Таким образом, чтобы краткосрочная поездка за рубеж была наиболее эффективной для учащихся, необходимо провести предварительную подготовку и тщательно продумать ее этапы. Деятельностный подход формирует ситуацию успеха, и самовыражение личности в процессе коммуникации становится гораздо важнее демонстрации языковых знаний, т.к. участники общения чувствуют себя в безопасности от критики за ошибки, при этом учебной нормой можно считать отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки. Регулярные занятия и постоянная работа над развитием ключевых языковых навыков является лучшей практической подготовкой. Крайне полезно составить список интересующих учащихся тем и вопросов, ответы на которые они могут получить во время поездки. Это может стать не только полезным в плане получения дополнительной разговорной практики, но и позволит им расширить кругозор и заложить основы для будущей успешной карьеры.