Цели: (слайд 2)
- осознание обучающимися своего ответственного поведения на дороге;
- ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих;
- укрепить у обучающихся понимание того, к чему может привести нарушение правил дорожного движения;
- развить внимание и умение ориентироваться на дорогах;
- закрепить знания обучающихся по правилам дорожно-транспортного травматизма;
- повторение правил дорожного движения.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, дорожные знаки, палочка регулировщика, плакаты.
ХОД КОНКУРСА
Ведущий (слайды 3-4)
У дорог и улиц есть свои строгие законы, своя
азбука – это правила дорожного движения, которые
необходимо соблюдать водителям и пешеходам.
Незнание языка дорог может привести к беде, к
дорожно-транспортным происшествиям. А для того
чтобы с вами такого не случилось, мы вспомним
правила дорожного движения.
1-й ученик (слайд 5)
Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.(С.Михалков)
2-й ученик (слайд 6)
Вот она азбука – над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку дорог помни всегда,
Чтоб не случилось с тобою беда.
(С.Михалков)
Ведущий (слайд 7)
В конкурсе участвуют 3 команды 7-х классов. (Представление
команд: название, девиз.) Оценивать
конкурс помогает жюри. (Представление состава
жюри.)
За правильный ответ команда получает 1 балл, за
скорость ответа – 1 балл.
Конкурс «Пешеходы» (слайд 8)
Ведущий.
В школе вы – ученики, Коль на улицу ты вышел,
А в театре – зрители, Знай, приятель, наперед:
А в музее, в зоопарке – Всех названий стал ты выше,
Все мы посетители. Стал ты сразу … пешеход!
(Ведущий предлагает командам ответить на следующие вопросы.)
1.Какая часть улицы предназначена для пешеходов? (слайд 9)
– мостовая;
– тротуар; (+)
– велосипедная дорожка.
2. Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара? (слайды 10-11)
– по правой стороне обочины;
– по правому краю дороги;
– по левой обочине, навстречу движению транспорта. (+)
3. Как пешеход должен ходить по тротуару? (слайд 12)
– придерживаясь левой стороны;
– придерживаясь правой стороны; (+)
– придерживаясь середины.
4. Как должны поступать пешеходы, если во время перехода перекрёстка зелёный сигнал светофора изменился на желтый, а они не успели перейти дорогу? (слайды 13-14)
– быстро перебежать улицу;
– вернуться на тротуар;
– остановиться на осевой линии и дождаться зелёного сигнала. (+)
5. Автобус остановился на остановке, вы вышли из него. Как правильно переходить дорогу при выходе из транспорта? (слайды 15-16)
– только после отправления автобуса (троллейбуса); (+)
– сзади автобуса;
– впереди автобуса.
6. Кому подчиняются пешеходы, если перекрёсток регулируется светофором и регулировщиком? (слайды 15-17)
– сигналам светофора;
– сигналам регулировщика. (+)
7. Где нужно ожидать трамвая на трамвайной остановке? (слайд 18)
– на тротуаре или посадочной площадке; (+)
– на проезжей части не дальше метра от рельсов.
8. Как должны обозначаться колонны людей при движении по дороге днём? (слайд 19)
– белыми флажками спереди и сзади;
– красными флажками только сзади;
– красными флажками спереди и сзади. (+)
9. Какие требования Правил должен соблюдать пешеход, переходя дорогу? (слайд 20)
– переходить под прямым углом; (+)
– не останавливаться без необходимости; (+)
– не курить.
10. Как должен поступить пассажиры после выхода из трамвая на остановке? (слайд 21)
– во всех случаях немедленно перейти на тротуар;
– перейти на тротуар, если остановка не оборудована посадочной площадкой. (+)
Ведущий: Давайте подведем итоги конкурса и закрепим наши знания. (слайд 22)
Конкурс «Юные велосипедисты» (слайд 23)
Ведущий.
Щади здоровье, жизнь щади –
За движением следи.
(Ведущий предлагает командам ответить на следующие вопросы.)
1. С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по проезжей части? (слайд 24)
– с 14 лет; (+)
– с 16 лет;
– с 12 лет.
2. На каком расстоянии от правого края проезжей части разрешена езда на велосипеде? (слайд 25)
– не более 0,5 м;
– не более 1,0 м; (+)
– не более 2,0 м.
3. Разрешена ли езда на велосипеде по обочине? (слайд 26)
– нет;
– разрешена, если это не создаёт помех пешеходам. (+)
4. Разрешено ли перевозить пассажира на велосипеде? (слайд 27)
– нет;
– разрешено, ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье. (+)
5. Имеет ли право велосипедист развернуться, не слезая с велосипеда, на дороге с двумя полосами движения в каждом направлении? (слайд 28)
– не имеет права; (+)
– имеет право.
6. Правила требуют, чтобы у велосипеда были справны? (слайд 29)
– цепь;
– звуковой сигнал; (+)
– тормоз; (+)
– педали.
7. В каком ряду можно ехать по дороге на велосипеде? (слайд 30)
– в любом ряду;
– не дальше одного метра от тротуара; (+)
– не дальше второго ряда.
8. Где следует идти пешеходу, ведущему велосипед?
– по внешнему краю тротуара;
– по краю проезжей части;
– по правому краю тротуара. (+)
9. Как должен поступить велосипедист перед тем, как объехать стоящий у тротуара автомобиль? (слайд 31)
– подать рукой сигнал перестроения налево; (+)
– убедиться, что он не помешает движению по соседней полосе; (+)
– подача сигнала даёт велосипедисту преимущество.
10. Какие грузы запрещается перевозить на велосипеде или мопеде? (слайд 32)
– всякие грузы;
– грузы, мешающие управлению; (+)
– грузы, выступающие за габариты велосипеда больше , чем на 0,5м. (+)
11. Каким правилам подчиняется велосипедист, если он ведёт велосипед руками? (слайд 33)
– правилам для водителей;
– правилам для пешеходов. (+)
Ведущий. Пока жюри подсчитывает баллы, повторим. (слайд 34-35)
Конкурс «Светофор»
Ведущий. (слайд 36)
У любого перекрёстка Внимание: глядит в упор
Нас встречает светофор На нас трёхглазый светофор –
И заводит очень просто Зеленый, желтый, красный глаз.
С пешеходом разговор. Он каждому даёт приказ.
(С.Михалков)
(Ведущий предлагает командам ответить на следующие вопросы.)
Что означает мигание зелёного сигнала светофора? (слайд 37)
– предупреждает о неисправности светофора;
– разрешает движение и информирует о том, что вскоре будет включён запрещающий сигнал;(+)
– запрещает дальнейшее движение.
2. Разрешается ли вам продолжить движение, если регулировщик поднял руку вверх после того, как вы въехали на перекрёсток? (слайд 38)
– не разрешается;
– разрешается, только если вы поворачиваете направо;
– разрешается. (+)
3. Имеет ли право пешеход переходить дорогу, если в основном светофоре включён зелёный сигнал? (слайд 39)
– не имеет права; (+)
– имеет право.
4. Что означает желтый сигнал светофора, включенный после красного сигнала? (слайд 40)
– начать движение нельзя; (+)
– начать движение можно.
5. Сигналам, какого светофора должны подчиняться велосипедисты на велосипедной дорожке? (слайд 41)
– для автомобилей; (+)
– для пешеходов;
– ни одному из них.
6. Что означает мигание желтого сигнала в светофоре на перекрёстке? (слайд 42)
– можно переходить дорогу, убедившись в безопасности,
– перекрёсток не регулируется; (+)
– переходить дорогу запрещается.
7. Можно ли переходить дорогу, если на основном светофоре включён красный сигнал, а на пешеходном – зелёный сигнал? (слайд 43)
– нельзя;
– можно. (+)
8. Что означает сочетание красного и желтого сигналов светофора? (слайд 44)
– можно начинать переход дороги;
– скоро будет включён зелёный сигнал. Приготовиться к переходу дороги. (+)
9. Кому должны подчиняться водители и пешеходы, если сигналы регулировщика противоречат сигналам светофора? (слайд 45)
– только сигналам светофора;
– только сигналам регулировщика. (+)
10. Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять? (слайд 46)
– жезл; (+)
– диск с красным сигналом (световозвращателем) (+)
Ведущий: Итак, подведем итоги и закрепим наши знания по этому конкурсу. (слайд 47)
Конкурс «Обязанности пассажиров»
(Ведущий предлагает командам ответить на следующие вопросы.)
1. Какие запрещения действительны для людей, проезжающих в кузове грузового автомобиля? (слайд 48)
– не стоять; (+)
– не сидеть на бортах; (+)
– не располагаться на грузе выше бортов; (+)
– не курить.
2. Разрешено ли пассажиру разговаривать с водителем? (слайд 49)
– запрещено;
– не запрещено, если это не отвлекает водителя от управления транспортным средством. (+)
3.Можно ли садиться в легковой автомобиль со стороны проезжей части? (слайд 50)
– нельзя;
– можно, если со стороны тротуара это невозможно; (+)
– можно во всех случаях.
4. Ремнями безопасности можно не пристёгиваться при проезде? (слайд 51)
– в автомобиле индивидуального владельца;
– в такси в городе; (+)
– в такси на загородной дороге.
5. Разрешается ли пассажирам оставаться в легковом автомобиле, если последний вынужден двигаться на буксире? (слайд 52)
– пассажиры должны выйти;
– пассажирам разрешается оставаться в автомобиле. (+)
6. Разрешается ли проезд в кузове грузового мотороллера? (слайд 53)
– разрешается;
– не разрешается. (+)
7. Какие меры предосторожности должен предпринять пассажир легкового автомобиля перед тем, как открыть дверь? (слайд 54)
– убедиться, что это безопасно для окружающих и не помешает другим участникам движения;
– никаких мер не надо. (+)
8. Что сказано в Правилах о переходе дороги, если приближается автомобиль с проблесковым маячком или специальным сигналом? (слайд 55)
– воздерживаться от выхода на проезжую часть; (+)
– можно переходить дорогу, не мешая этому автомобилю.
9. Разрешается ли переходить дорогу с разделительной полосой вне пешеходного перехода? (слайд 56)
– разрешается;
– не разрешается. (+)
10. Где должны идти пешеходы населённого пункта по дороге с разделительной полосой, если по обочине идти невозможно? (слайд 57)
– по внешнему краю проезжей части справа;
– по внутреннему краю проезжей части слева;
– по внешнему краю проезжей части слева. (+)
Ведущий: Итак, подведем итоги и закрепим наши знания по этому конкурсу. (слайд 58)
Конкурс «Помоги себе сам» (слайд 59)
(Ведущий предлагает командам ответить на следующие вопросы.)
1. Какое растение используется для оказания
медицинской помощи при ранениях и ушибах? (Подорожник)
(слайд 60)
2. Отвар, какого растения помогает при зубной
боли? (Шалфей, череда) (слайд 61)
3. При помощи, каких растений лечат ожоги? (Ромашка,
календула) (слайд 62)
4. Отваром, какого растения останавливают
кровотечения? (Крапива) (слайд 63)
5. Чем можно вычистить зубы, если нет зубной пасты?
(Шиповник, листья малины, уголь; съесть морковь
или яблоко) (слайд 64)
6. Какие растения лечат, согласно поговорке, «от
семи недуг»? (Чеснок, лук). (слайд
65)
Ведущий. (слайд 66)
Правил дорожных на свете немало,
Все бы их выучить Вам не мешало,
Но основное правило движения
Знать, как таблицу, должны, умножения. (слайд 67)
Чтоб по улицам шагать
Надо очень много знать.
И, конечно, без сомненья,
Помнить правила движения! (слайд 68)
Подводятся итоги конкурса. Награждение победителей.