Система работы учителя по эффективному использованию ИКТ на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Разделы: Иностранные языки


Современные компьютерные технологии проникли во все области нашей жизни, в том числе и в образование. Я, как учитель английского языка, могу найти в средствах ИКТ не только способ достижения цели обучения иностранному языку (это коммуникативная направленность), но и выгодные варианты представления творческих идей при изучении нового материала.

Применение современных технологий на уроке:

– меняют отношение учащихся к предмету и учителю,
– повышают познавательный интерес и мотивацию,
– позволяют интенсифицировать процесс обучения,
– и как следствие повысить качество знаний по предмету.

В традиционном уроке учитель активно излагает материал, ученики же пассивно конспектируют его.

Современный же урок отличает использование медиаресурсов, таких как графика, гипертекст, звук, анимация, видео, интернет. Всё это позволяет оптимизировать процесс обучения, сделать уроки яркими и увлекательными.

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.

Неоценимую помощь в подготовке к урокам мне оказывают коллеги-единомышленники из многих регионов страны, с которыми меня сближают учительские порталы «Сеть творческих учителей»  http://www.it-n.ru/ «Методисты» http://metodisty.ru/ и «Портал для учителей английского языка» –  EnglishTeachers http://www.englishteachers.ru/, Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет" http://moi-mummi.ru/ .    Я  являюсь участником таких сообществ, как «ПРО ШКОЛУ», «1 СЕНТЯБРЯ», «ВАКАД-ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ».

Мне интересны проблемы образования, которые  мы с другими учителями обсуждаем на форумах; хочется  знать, чему учат в мастер-классах, какими новыми общеобразовательными технологиями делятся участники портала.  Хочется посмотреть, как работают другие, поучиться у них мастерству, попробовать себя.

Каждый учитель старается создать свою систему методов и приёмов эффективного использования ИКТ на уроках. Мне бы хотелось поделиться с вами своей системой работы по эффективному использованию ИКТ на уроках английского языка и во внеурочной деятельности, направленной на формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности и улучшения качества знаний учащихся.

Я считаю, что для успешного осуществления современного учебного процесса необходимо его информационно-методическое обеспечение на трёх уровнях:

  • на уровне учебного кабинета, где собраны необходимые дидактические материалы, средства обучения, используемые непосредственно на уроке(это все наши многочисленные папки с демонстрационным, раздаточным материалом);
  • на уровне медиатеки, где собрана информация на любых носителях;
  • (в нашем кабинете  медиотека представлена различными дисками с обучающими программами, CD-дисками с аудиоприложениями к учебникам англ. Языка, кассетами, каталогом ИКТ в электронном виде, который хранится в папке обмена нашего кабинета);
  • на уровне глобального информационно-образовательного пространства сети Интернет (чему нас учили на курсах по дистанционному обучению детей  с ограниченными возможностями).

Моя система использования ИКТ в преподавании английского языка  представляет собой поэтапное формирование и разделение групп различных направлений деятельности учителя и учащихся по созданию и использованию мультимедийных, программных и информационных продуктов при обучении, а также во внеурочной деятельности по предмету.

1 этап. Выявление учебного материала, требующего компьютерной поддержки.

1. Учебный материал, по которому отсутствуют наглядные пособия. Учебный материал больших объёмов для изложения.
2. Подбор тем, требующих создания контролирующих модулей.

2 этап.  Подбор и создание информационных продуктов.

1. Создание презентаций. Подбор готовых мультимедийных продуктов.
2. Набор и распечатка текстов. Создание электронной базы данных.

3 этап. Применение созданных и подобранных информационных продуктов.

1. Проведение медиауроков. Применение мультимедийных продуктов на уроках.
2. Подготовка и проведение недели английского языка, олимпиад.
3. Организация дополнительного (платного) курса по английскому языку

4 этап. Анализ эффективности использования ИКТ (мне помогает сделать электронный журнал– раздел–  отчёты, а также папка обмена учителям по локальной сети – отчёты по предмету).

1. Изучение динамики успеваемости и качества знаний.
2. Отслеживание предметного рейтинга учащихся.

Организовать работу по использованию ИКТ в преподавании английского языка по такой схеме мне удалось благодаря изучению и практическому применению электронных образовательных ресурсов, находящихся в открытом доступе в сети Интернет и представленных в следующих информационных системах:

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР, http://eor.edu.ru);
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Единая коллекция ЦОР, http://school-collection.edu.ru);
  • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно",http://window.edu.ru),
  • Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru).

Алгоритм работы с ИКТ:

Как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и ИКТ на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приёмов и технических средств может дать желаемый результат. Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. При разработке занятий на основе ИКТ я  определяю:

  • для  изучения каких тем целесообразно использовать ИКТ.
  • какие дидактические задачи решаются с использованием ИКТ;
  • какие программные средства необходимо использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;
  • какие предварительные умения и навыки работы на компьютере должны быть сформированы у учеников;
  • структуры и этапы занятия с ИКТ. Относительно структуры и этапов занятия в первую очередь необходимо: определить цели и задачи такого занятия;  тщательно отобрать и изучить ресурсы, которые предполагается использовать;  составить план занятия и пошагово расписать ход работы; обратить внимание на организационные моменты, продумать и составить глоссарий выражений и терминов компьютерной тематики на иностранном языке.

А теперь перейдём к практике. Итак, сейчас я назову  элементы ИКТ, которые я использую  в своём  учебном процессе :

  • электронные презентации, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора (презентации делают сами дети по окончанию изучения каждой темы, а так же возможно выполнение опережающих обучающих презентаций более слабыми учащимися или более сильными, которые в дальнейшем пригодятся для иллюстрации нового материала. ОГРОМНЫЙ ВЫБОР ПРЕЗЕНТАЦИЙ представлен на различных полезных сайтах (перечень этих сайтов у меня приложен к каждому тематическому планированию);
  • обучающие программы помогают активизировать в памяти изученную лексику. Эти программы я использую как в системе дистанционного обучения,  так и на обычных уроках (когда закрепление ЛЕ соединяется с динамической паузой). Сейчас у нас проходит  конкурс среди 7-8 классов  на лучший результат при  прохождении обучающей програмы «Английский для продолжающих».При проведении дополнительных занятий с различными категориями обучающихся возможно прохождение данной программы индивидуально;
  • он-лайн переводчики;
  • тренажеры и программы тестирования (он-лайн  проверкой, с определением ошибок);
  • образовательные ресурсы Интернета (видео-уроки), различные сообщества, персональные сайты учителей, сайты, помогающие  в обучении говорению, чтению, письму и аудированию;
  • интерактивные  плакаты (представлены очень широко для начальный школы);
  • интерактивные конференции (в рамках  дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями я присутствовала на 4 веб-семинарах, целью которых было облегчение работы учителей в рамках даной программы);
  • дистанционные конкурсы для учителей и учеников (каждый год мы с ребятами участвуем в проекте «ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ», второй год подряд принимаем участие в он-лайн и дистанционных олимпиадах по предмету, организованных центром СНЕЙЛ. Благодаря рекламе, размещённой в соц. сети «Одноклассники» в декабре я со своими ребятами приняла  участие в конкурсе «РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ФАНТАЗИИ» , который проводил центр изучения англ языка «STEP BY STEP». Учащиеся 2 а , г и 8 в классов получили сертификаты участников, а лучшие были приглашены на РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВЕЧЕР, где смогли получить памятные призы;
  • дистанционные курсы для учителей (в прошлом году я прошла дистанционные курсы «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ», а так же закончила с отличием Саратовский Университет, обучаясь по дистанционной форме);
  • лингафонный кабинет (регулярно использую его на своих уроках);
  • графический редактор для создания стенгазет (не требующий много времени) – WikiWall.ru;
  • удалённые ЦОРы для дистанционного обучения, с детьми  с ограниченными возможностями (мы заходим в образовательнную среду i-class, находим изучаемый курс, тему и занимаемся с детьми удалённо (по скайпу). В программе в i-class закачены все необходимые аудио, видеоприложения, даются гипер-ссылки . Уроки проходят весьма увлекательно для ученика).

К удалённым ЦОРам я бы отнесла и публикацию своего рабочего материала. Согласитесь, у каждого учителя огромный  интернет-багаж дидактического материала. Не всегда хватает места на флешки для всего материала. В интернете есть огромное пространство –  огромное хранилище для вашей дидактики. (Например, сайт calameo.com.). Занимаясь  на дополнительном платном курсе «Практическая грамматика» мы с ребятами не приобретали дорогостоящие учебники. Я нашла необходимый нам учебник, скачала его себе, для каждого распечатала его. Но это пособие хранится в классе. Прийдя домой, учащиеся могут зайти на сalameo.com и в моих публикациях найти этот учебник (найти изучаемый раздел, увеличить необходимый материал и позаниматься самостоятельно). Материал для самоподготовки я выкладываю в свои группы на ВАКАДЕ и образовательном портале дневник.ру (например «К ОЛИМПИАДЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ШАГ ЗА ШАГОМ»).

Использование элементов ИКТ на уроках английского языка и во внеурочной деятельности развивают  познавательный интерес и мотивацию учащихся, позволяют интенсифицировать процесс обучения и, как следствие, повысить качество знаний по предмету. В заключении хотелось бы сказать, что в использовании  ИКТ нужно найти золотую середину:

1) Помните! Всё должно быть в меру:

– нельзя реальность подменять  виртуальностью;
– нельзя превращать урок в шоу;

2) Не бойтесь экспериментировать – и тогда всё у Вас получится!