Учебно-воспитательные задачи:
- Дидактическая – обобщить и углубить знания студентов о статистике и ее роли в жизни общества.
- Развивающая – развивать логическое мышление у студентов.
- Воспитательная – формировать умения и навыки анализа конкретной ситуации, воспитывать продуктивное мышление.
Обеспечение занятия
Задания для самостоятельной работы, таблица подведения итогов, электронные слайды, компьютер, мультимедиапроектор.
Методические рекомендации
Тип урока – повторительно-обобщающий.
Мотивация познавательной деятельности
На данном уроке студенты должны повторить и систематизировать учебный материал об основных положениях статистики
Структура урока:
I. Организационный этап
Вступительное слово преподавателя. Актуализация темы и цели урока.
II. Подготовительный этап
Деление группы на три команды, распределение ролей между членами команд (капитан, знатоки, эрудиты, теоретики).
III. Основная часть
- Повторение опорных знаний – тестовое задание командам (1 тур – конкурс знатоков).
- Практическое применение знаний при решении задач (2 тур – конкурс капитанов).
- Самостоятельное применение знаний – графический диктант (3 тур – конкурс эрудитов).
- Применение логического приема анализа при изучении дисциплины – составление определения (4 тур – конкурс теоретиков)
- Поэтический конкурс (5 тур).
IV. Заключительная часть
Подведение итогов викторины, объявление победителей, награждение победителей.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
Вступительное слово преподавателя. Актуализация темы и цели урока.
Преподаватель: О том, что «статистика знает все», говорили еще Ильф и Петров в своем романе «Двенадцать стульев». И действительно, нет такой стороны общественной жизни, которую бы не изучала статистика. Она знает все, даже то, что «на десять девчонок, по статистике, девять ребят». А насколько хорошо мы знаем эту науку и умеем применять ее теоретические основы в практической деятельности? Ответ на этот вопрос мы получим, проведя сегодня викторину по теме «Статистика знает все».
II. Подготовительный этап
Преподаватель:Для проведения викторины необходимо нашу группу разделить на три команды. Теперь в каждой команде выбираем капитана, знатоков, эрудитов и теоретиков. Викторина будет проходить в пять туров, все туры распределены по выбранным в команде ролям. По результатам каждого тура подводятся итоги, которые заносятся в турнирную таблицу. Победителем признается та команда, которая в сумме набирает максимальное количество баллов.
III. Основная часть
Всем участникам команд выдаются задания.
I тур. Конкурс знатоков
За каждый правильный ответ тестового задания дается один балл. Максимальное количество баллов – 10.
1. Установите правильные этапы статистического исследования:
а) статистическое наблюдение;
б) статистическая сводка;
в) типизация данных;
г) статистический анализ.
2. Объект статистического наблюдения – это:
а) совокупность признаков изучаемого явления;
б) ограниченное в пространстве и во времени определенное целостное множество взаимосвязанных единиц наблюдения, о котором должны быть собраны статистические сведения;
в) совокупность, разделенная на группы единиц по существенным для них признакам.
3. Статистическая сводка – это:
а) подсчет общих итогов по результатам статистического наблюдения;
б) научно организованная обработка материалов статистического наблюдения в целях получения обобщенных характеристик изучаемого явления по ряду существенных для него признаков;
в) разработка системы статистических показателей для характеристики выделенных групп и объекта в целом.
4. К видам статистических группировок относят:
а) типологическую;
б) комбинированную;
в) структурную.
5. В 2009 г. среднегодовая численность населения региона составила 1005,6 тыс. человек; в 2008 г. – 1009 тыс. человек; в 2007 г. – 1014,2 тыс. человек. Определите цепные относительные величины динамики:
а) 110,5 и 100,3%;
б) 99,5 и 99,2%
в) 99,7 и 99,5%.
6. К какому виду статистического наблюдения относится выборочное наблюдение:
а) сплошное;
б) несплошное;
в) единовременное.
7. В теории статистики в зависимости от объекта исследования выделяют индексы:
а) индивидуальные;
б) цен;
в) себестоимости.
8. Какая формула соответствует правильному расчету цепного темпа роста:
а) ∆ц = yt – yt – 1;
б) Тр = ∆–6 /y0;
в) Тцр = yi/yi – 1.
9. Ряд динамики, характеризующий экспорт страны по каждому году за период с 2000 по 2009 г., по виду относится:
а) к интервальным рядам динамики;
б) к моментным рядам динамики;
в) к произвольным рядам динамики.
10. Для измерения вариации значения признака не вычисляют показатели:
а) моду;
б) дисперсию;
в) размах вариации.
II тур. Конкурс капитанов
Максимальное количество баллов – 5.
Решите задачу.
При помощи столбиковой диаграммы изобразите
данные по населению одного из регионов России,
млн. чел.
Годы | Население | ||
Всего | из них: | ||
Городское | Сельское | ||
1993 | 35 | 25 | 10 |
1994 | 34 | 23 | 11 |
1995 | 35 | 25 | 10 |
1996 | 26 | 18 | 8 |
1997 | 28 | 20 | 8 |
1998 | 25 | 18 | 7 |
III тур. Конкурс эрудитов
За каждый правильный ответ дается один балл. Максимальное количество баллов – 5.
Графический диктант:
Верно/неверно данное выражение (да/нет).
- Одним из методов статистики является метод массовых наблюдений.
- Ошибки, которые образуются по различным случайным причинам, не являются случайными ошибками регистрации.
- Синтаксический контроль заключается в проверке наличия необходимых реквизитов и записей, правильности оформления документа.
- Механизированная сводка – это сводка, при которой все операции выполняются вручную.
- В атрибутивном ряду распределения группы строят по количественному признаку.
IV тур. Конкурс теоретиков
Максимальное количество баллов – 10.
Из представленных слов составьте определения.
Абсолютная величина – показатель, отражающий размеры общественных явлений в конкретных условиях места и времени.
V тур. Поэтический конкурс
Максимальное количество баллов – 4, 2 балла – за содержание, 2 балла – за рифму.
Сочините стихотворение про статистику.
IV. Заключительная часть
Подведение итогов викторины, объявление и награждение победителей.
Турнирная таблица
Наименование тура | Команда | ||
1 | 2 | 3 | |
I. Конкурс знатоков | |||
II. Конкурс капитанов | |||
III. Конкурс эрудитов | |||
IV. Конкурс теоретиков | |||
V. Поэтический конкурс | |||
Итого |
Литература:
- Статистика: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Под ред. В.С.Мхитаряна.– М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Толстик Н.В., Матегорина Н.М. Статистика: Учебно-методическое пособие для студентов экономических колледжей и техникумов.– Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.