«Малая» родина в жизни человека – главная родина, и именно из детства идет формирование понятия Родины как государства, в котором мы живем. Поэтому одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед учителем, является воспитание у школьников любви к родному краю.
Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в школе, несомненно, играет большую роль в формировании исторического сознания учащихся.
При проведении урока или внеклассного мероприятия по данной тематике, задача учителя показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути Маловишерской земли. Важно также выделить все лучшее и передовое в историческом прошлом нашего города.
В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
Духовно-нравственное воспитание через краеведение способствует формированию личности, уважению к ближнему, стремлению вызвать уважение к памятникам истории и культуры, к труду человека, создавшего их, необходимости их сохранить.
Форма проведения мероприятия может быть самая разнообразная: беседа, лекция, виртуальное путешествие.
Цель данной презентации: воспитание нравственной, духовно-богатой личности через приобщение к духовным святыням древней и современной Малой Вишеры, ее культуры и истории.
Задачи: воспитание патриотизма, любви к родному краю, уважению к историческому и духовному прошлому и настоящему малой Родины.
СЛАЙД 2. Цель: воспитание
нравственной, духовно-богатой личности через
приобщение к духовным святыням древней и
современной Новгородчины, ее культуры и истории.
Задачи:
- изучение духовной истории Маловишерского края;
- знакомство прошлым и настоящим Маловишерского района;
- воспитание патриотизма, любви к родному краю, уважению к историческому и духовному прошлому и настоящему малой Родины.
СЛАЙД 3. Фото
СЛАЙД 4. Фото
СЛАЙД 5.
Между Мстою и Волховом
На размежье дорог
Островком, то ли островом
Вырос мой городок.
Моя малая родина,
Не задетая Пришвиным,
Чуть Некрасовым пройдена
Моя Малая Вишера.
Между Мстою и Волховом,
Как надежды глоток,
Город мой светит всполохом
В перепутье дорог.
Моя малая родина,
Не задетая Пришвиным,
Чуть Некрасовым пройдена
Моя милая Вишера.
В.Епифанов.
СЛАЙД 6. ГЕРБ НАШЕГО ГОРОДА
СЛАЙД 7. ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ – ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ; БЕЛЫЙ И ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ – ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ; ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ – СТЕКОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.
СЛАЙД 8. ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ.
СЛАЙД 9. Маловишерский район
расположен на севере Новгородской области в 90 км
от областного центра. Административный центр
Малая Вишера находится в 162 км от г.
Санкт-Петербург и в 449 км от Москвы. Город Малая
Вишера расположен на 58о58' северной широты и
49о59' восточной долготы.
Название станции Малая Вишера дала река. Река
Малая Вишерка – правый приток Волхова, носит
явно неславянское имя. Писцовые книги XV века
упоминают на остаточные следы
прибалтийско-финских поселений по Волхову и его
притокам. Скорее всего – это слияние двух слов:
древнерусского ВИТЬ – «БОЛОТНАЯ ТРАВА» или,
менее вероятнее, названия финно-угорского
племени ВЕСЬ и, возможно, коми – ШОР, что означает
«ручей». Небольшая ширина реки и коричневый
(болотный) цвет воды подтверждает высказывание
толкования названия реки.
СЛАЙД 10. По территории района проходит
Октябрьская железная дорога и автомагистраль
Москва – Санкт-Петербург. С запада его соседями
являются Новгородский и Чудовский районы, с
востока – Любытинский и Окуловский, с юга
Маловишерский район граничит с Крестецким.
Территория района 3,3 тысячи кв. км. На ней 132
населенных пункта, 1 рабочий поселок и 9 сельских
администраций.
Население района составляет 23 тысячи человек.
СЛАЙД 11. Фото
СЛАЙД 12. Первые поселения на территории Маловишерского района появились в глубокой древности еще во времена неолита. Об этом говорят результаты раскопок сопок-курганов по берегам рек. Новгородская летопись сообщает, что в Х-ХI веках вдоль рек Мсты, Хубы, Малой и Большой Вишеры, Оскуй, Мды и на берегах озер нынешнего Маловишерского района стали селиться наши предки славяне. Земли эти входили в Обонежскую пятину. Места обживались быстро. В писцовых книгах 1516 года упоминаются старые деревни Маловишерского района: Вороново, Дора, Кленино, Увары, Морконницы. Деревне Морконницы исполнилось 500 лет.
СЛАЙД 13. Поселок Малая Вишера возник
вместе с началом строительства железной дороги.
До строительства железной дороги эта земля
принадлежала деревне Глутно. Там, где сейчас
расположен город, тогда были сплошные леса. В
этих лесах охотились русские цари и жил один
купец на территории у первой плотины.
Строительство железной дороги началось с конца
1843 года. Вдоль дороги были прорыты глубокие
канавы. Однако еще в 1712 году по указу Петра I в
России намеревались построить тракт между
Санкт-Петербургом и Москвой по прямой. Но здешние
озера и болота не позволили завершить проект. И
только через 20 лет, в 1733 году начала строиться
гужевая (ныне – автомобильная) дорога через
Новгород и Торжок. Она была закончена в 1746 году. В
1843 году, когда развернулось строительство
железной дороги, на отдельных участках нашего
района были обнаружены следы просеки и дороги
когда-то мощеной жердями.
Первыми жителями поселения были строители
железной дороги. С 1851 года началось движение
поездов по всей линии от Москвы до Петербурга.
Первыми зданиями были вокзал, депо, паровозный
сарай и другие служебные постройки, несколько
домов для рабочих и служащих.
С открытием движения на дороге, население
поселка росло, прибывали рабочие и служащие.
СЛАЙД 14. Первые жители селились по
улице Урицкого (бывшая Садовая), где проходила
дорога на деревню Глутно, селились вблизи
вокзала по обе стороны железной дороги по ул.
Революции – б. Николаевская и Пушкинской – б.
Вокзальная. По улице Красноармейской – б.
Офицерская стояли желтые деревянные дома,
принадлежавшие железной дороге. Позднее стали
селиться по улицам Московской и Новгородской.
Новгородская улица кончалась 4-ой Поперечной, а
дальше стояли леса.
Улица Урицкого – б. Садовая, хорошо
сохранившаяся по сей день, состоит из
исторических, интересных в архитектурном
отношении зданий, некоторые из которых близки по
времени строительства в период появления первой
в России железной дороги.
СЛАЙД 15. Фото
СЛАЙД 16. Фото
СЛАЙД 17. В 1860 году значение станции увеличивается. В 1871 году состоялось открытие посада Малая Вишера в виде первых пристанционных построек. В начале 60-х годов в поселке существовала только одна улица Офицерская (ныне ул.Красноармейская). Главная улица – Николаевская – была построена позже.
СЛАЙД 18. Фото
СЛАЙД 19. Получив статус посада, Малая
Вишера стала развиваться еще интенсивнее: в 70-х
годах XIX века в ней уже насчитывалось до 3-х тысяч
жителей и 169 домов. Теперь, имея «характер
городского поселения», она развивалась и
строилась по специально разработанному
Генеральному плану.
Улицы посада проложенные параллельно
железнодорожной линии получили кроме главной
Николаевской географические названия:
Московская, Новгородская, Тверская. Улица,
ограничившая территорию посада, была
соответственно названа Задней. Семь поперечных
улиц, кроме сформировавшейся в дореволюционный
период Садовой, звучных имен не получили. Они
были просто пронумерованы – с первой по седьмую,
и так и назывались – Поперечными, каждая со своим
порядковым номером: 1-я Поперечная, 2-я Поперечная
и т.д. Но одна из поперечных улиц была названа
довольно торжественно, по имени столицы империи
– Петербургской (ныне Ленинградская).
В конце 80-х – 90-х годах XIX века территория посада
была увеличена, появилось несколько кварталов,
разделенных и ограниченных Восьмой и Девятой
Поперечными улицами.
СЛАЙД 20. Эскиз посада Малая Вишера. 1896-1900 годы.
СЛАЙД 21. Наличие железной дороги и
некоторых видов сырья (древесина, кирпичная
глина, кварцевый песок), а также близость столицы,
послужили стимулом к развитию в Малой Вишере
промышленности. Много лет главным промышленным
предприятием Малой Вишеры был стекольный завод
братьев Курженковых. Возникновение этой фабрики
связано с любопытной историей. По рассказам
старожилов дед Павла и Михаила Курженковых
когда-то ограбил на проезжей дороге почту, а
деньги – тридцать тысяч – спрятал. И только
перед самой смертью покаялся в содеянном грехе
внукам.
Внуки оказались предприимчивее, чем их дед.
Поначалу они открыли лавку в Малой Вишере. Дело
вроде пошло, но вскоре Курженковы поняли, что так
они больших капиталов не наживут. Купцы видели,
что спрос на стеклянные изделия – ламповые
стекла и резервуары, а также на предметы роскоши
из цветного стекла – амплэ, цветочные вазы и
другие предметы растет. Тогда и появилась у
братьев первая мысль о своей фабрике.
СЛАЙД 22. Основанный в 1881 году завод
стал для Малой Вишеры вторым по значению после
железной дороги градообразующим объектом:
способствовал ее интенсивному росту и развитию.
Такой завод появился здесь не случайно.
Стеклодетальное производство традиционно было
одним из ведущих направлений в промышленности
Новгородской губернии, богатой пригодными для
обработки материалами: глиной и песком. Завод
братьев Курженковых в Малой Вишере относился к
числу «весьма обширных» производств.
Решив создать стекольный завод, братья в 1881 году
«арендовали в местном управлении участок земли,
выписали и чехов». В 1888 году Курженковы основали
такой же завод в Большой Вишере. К началу ХХ века
их предприятия так выросли, что попали в
фундамендальное издание «Список фабрик и
заводов Европейской России» 1903 года.
СЛАЙД 23. В это же время появляются
стекольные заводы Барского у села Морозовичи и
Костылевых рядом со станцией Веребье. В Малой
Вишере купец Пушков ставит стекловарню.
Заводы братьев Курженковых славились
производством сортовой посуды. Вазы, бокалы,
графины с «посаженными вовнутрь стеклянными
петухами» поражали изяществом, тонкостью
рисунка, совершенством отделки даже самых
искушенных ценителей.
Спрос на стеклянные изделия был огромный, причем
при высоких ценах.
Конкурируя с другими владельцами заводов,
Курженковы отправляли свои изделия в Петербург,
Москву, их стекло продавалось в Сибири и на
Севере, даже в Персию шли значительные партии
лампового стекла и столовой посуды: стаканы,
рюмки, фужеры и другая столовая посуда. Изделия
из стекла, рожденные волшебными руками мастеров,
считались дорогими подарками и передавались из
поколения в поколение.
В 1884 году в Малой Вишере строится кирпичный
завод. Стекольный завод Пушкова закрылся, не
выдержав конкурентной борьбы, а в 1892 году
открывается лесопильный завод.
СЛАЙД 24. Население делилось на три сословия: купцы, заводчане и железнодорожники. Высшее общество посада состояло из купцов. Большой вклад в развитие торговли, архитектуры и культуры города внесли купцы Курженковы, Варасовы, Холодовские, Федоровы, Кузнецов, Пушков и др. Они строили первые каменные и деревянные двухэтажные дома, которые сохранились до наших дней.
СЛАЙД 25. Фото
СЛАЙД 26. Фото
СЛАЙД 27. Братья Курженковы владели
многими постройками в посаде, часть из которых
сохранилась и представляет значительный
историко-культурный интерес и архитектурную
ценность.
Прежде всего, это особняк Курженковых с
торговыми помещениями в нижнем этаже,
расположенный на углу ул. Володарского – б.
Торговой и Московской – одно из самых
выразительных зданий Малой Вишеры. Это
двухэтажное здание, построенное в начале 1910-х
годов в формах эклектики с использованием стиля
модерн и элементов неоклассики. Симметричная
композиция здания со стороны площади
подчеркнута выделенным ризалитом центрального
входа и парадной лестницы, увенчанным нарядным
куполом. Угловую часть здания венчает часовая
башенка в виде усеченной пирамиды.
СЛАЙД 28. Фото
СЛАЙД 29. Семейству Курженковых принадлежал еще один заметный дом – купеческий особняк второй половины ХIХ века на углу Николаевской улицы и Мещанского переулка (ул. Революции, 17), в котором сейчас находится краеведческий музей. Дом перешел в наследство сыну Михаилу. Михаил был разгульным человеком. Этот дом отца он дважды проигрывал в карты.
СЛАЙД 30. Фото
СЛАЙД 31. С именем Курженковых связано и здание железнодорожного клуба.
СЛАЙД 32. Своим появлением Малая Вишера
обязана прокладке знаменитой железной дороги
Санкт-Петербург – Москва, первой в мире
двухпутной железнодорожной магистрали.
Существует легенда, по которой император Николай
Павлович, положив линейку на поданную ему карту,
соединил две столицы прямой линией и приказал
вести дорогу кратчайшим образом. Хотя Николай I
был инициатором многих важных строительных
проектов, нередко лично входил в подробности их
разработки (т.к. имел образование с
военно-инженерным уклоном), автором идеи был
Павел Петрович Мельников – выдающийся
инженер-путеец, создатель русской школы
строителей железных дорог, автор десятков
научных трудов, директор строительства
северного участка магистрали. Строительство
продолжалось с 1843 по 1851 гг. В августе прошел
первый поезд с царем и свитой, в ноябре открылось
движение пассажирских поездов. На каждой станции
поезд останавливался для набора дров и воды.
В 1855 году распоряжением императора Александра II
Петербургско-Московская дорога в память
покойного императора была названа Николаевской.
СЛАЙД 33. Здание вокзала в Малой Вишере построено в 1856 году. Это одноэтажная с двускатной крышей постройка, представляющая в плане вытянутый прямоугольник. По всему периметру к зданию примыкает навес на чугунных колоннах, устроенный для удобств пассажиров. Фасады решены в стиле итальянского ренессанса. Отличительным знаком всех парадных станционных зданий Николаевской железной дороги являются венецианские окна. Современники восторженно отмечали качество строительства: сводчатые потолки, галереи на чугунных колоннах. Помимо зала ожидания, ресторана, телеграфа и т.д. имелись специальные помещения для отдыха членов императорской семьи. Вокруг станции были разбиты бульвары, сады, даже устроены фонтаны. Маловишерский вокзал, ставший «началом» города, восстановленный после пожара, является одним из ценных зданий города.
СЛАЙД 34.
Вот маловишерский виден перрон,
И в огоньках твой вокзал выплывает,
Дальше умчится плацкартный вагон,
Город родной, как детей, нас встречает.
Рахалов Л.
СЛАЙД 35. Мы свято чтим традиции. Издавна православный праздник Успение Богородицы отмечался маловишерцами как престольный, он и теперь в числе почитаемых. Вместо разрушенного после Великой Отечественной войны храма
СЛАЙД 36. построен новый – церковь святителя Николая Мир Ликийских чудотворца.
СЛАЙД 37. Планируется построить храм в центре города по эскизам Успенской церкви, а пока на этом месте поставлена часовня «Неопалимая Купина».
СЛАЙД 38. Дата основания города – 1843
год.
День города отмечается по традиции 28 августа, в
праздник Успения Пресвятой Владычицы Нашей
Богородицы и Приснодевы Марии.
СЛАЙД 39.
Малая Вишера на Новгородчине,
Вся утопает в зеленом наряде,
Лежит средь лесов и болот наша вотчина,
Застывши в безмолвии, как на параде.
Город с корнями далекого прошлого,
Славной истории, добрых традиций,
Леонид Рахалов.
СЛАЙД 40.
«Куда бы ни забросила судьба,
Как не кружили бы тебя года,
В какие б дали не увел твой путь,
О Вишере, о доме не забудь!»
СЛАЙД 41.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. «История моего города» – материалы из
альбома школьного музея МАОУ СОШ №1.
2. «Воспоминания Марии Волынкиной» – дневниковые
записи бабушки Лукьянец Н.Н.
3. Рахалов Л.«Стихи», выпускник 1941 года МАОУ СОШ
№1.
4.Лукьянец Н.Н., учитель физики МАОУ СОШ № 1 «Есть
музыка стиха», – М.Вишера, 2001.
5. «Моя милая Вишера»: сборник стихов
маловишерских авторов, – М. Вишера, 1996.