"Сложение чисел с разными знаками". 6-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (909 кБ)


Цели:

  1. познакомить учащихся с правилом сложения чисел с разными знаками;
  2. повторить: определение модуля числа, определение противоположных чисел; правило сложения отрицательных чисел;
  3. развивать внимание, память, воображение, логическое мышление;
  4. воспитывать интерес к математике и окружающему миру.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, экран,
  • учебник «Математика. 6 класс» авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.,
  • дидактические материалы по математике для 6 класса авт. А.С. Чесноков, К.И. Нешков.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Устный счет.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление.
  5. Подведение итогов.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

II. Устный счет.

(задание записано на доске)

1. Вычислить:

  • -23 + (-18);
  • -6,5 + (-0,5);
  • -7 + (-7); и
  • 7 + (-7); и .
  •  + .

2. Сравнить:

  •  и ;
  •  и ;

Учащиеся при устном ответе обязательно проговаривают правило, на которое они опираются.

III. Изучение нового материала.

Учитель. Ребята мы умеем с вами складывать «числа-друзья» - числа одного знака: либо положительные, либо отрицательные. Сегодня пришла пора научиться складывать «числа-соперники» - числа с разными знаками.

Слайд 1. Тема урока.Учащиеся записывают её в тетради.

Слайд 2. Учитель. Соперники обычно встречаются на соревнованиях. И мы сегодня побываем с вами на нескольких турнирах. Первое, что нас ждет – это финал конкурса по перетягиванию каната. Встречаются Иван Минусов под номером -7 и Петр Плюсов под номером +5. Как вы думаете, кто победит? Почему? Итак, победил Иван Минусов, он действительно оказался сильнее соперника, и смог перетащить его на свою отрицательную сторону ровно на два шага.

Слайд 3. А теперь побываем на других соревнованиях. Перед вами финал состязания по стрельбе. Лучшими в этом виде оказались Минус Тройкин с тремя воздушными шарами и Плюс Четвериков, имеющий в запасе четыре воздушных шарика. А здесь ребята, как вы думаете, кто станет победителем?

Слайд 4. Соревнования показали, что в них побеждает сильнейший. Так и при сложении чисел. -7 + 5 = -2 и -3 + 4 = +1. Ребята, как же складываются числа с разными знаками?

Учащиеся предлагают свои варианты.

Учитель формулирует правило, приводит примеры.

  • -10 + 12 = +(12 – 10) = +2
  • -4 + 3,6 = -(4 – 3,6) = -0,4

Учащиеся в процессе демонстрации могут комментировать решение, появляющееся на слайде.

IV. Закрепление.

Слайд 5. Учитель.Игра «Морской бой». К нашему побережью приближается вражеский корабль, его необходимо подбить и потопить. Для этого у нас есть пушка. Но чтобы попасть в цель необходимо произвести точные расчеты. Какие вы сейчас увидите. Готовы? Тогда вперед!

Учащиеся по очереди выходят к доске и вычисляют примеры, появляющиеся на слайде.

Работа с учебником.По окончании игры учитель предлагает ребятам открыть учебник, пункт 33, прочитать правило сложения чисел с разными знаками. Комментирует правило.

Класс выполняет задание из учебника №1066(и,л,н,п). Несколько учащихся, на оценку, решают индивидуальные задания (дидактические материалы по математике №227(д-з)).

Слайд 6. Учитель. А теперь ребята давайте проведем эксперимент. Но не химический, а математический! Возьмем числа 6 и 8, знаки плюс и минус и все хорошенько перемешаем. Получим четыре примера-опыта. Проделайте их у себя в тетради.

(двое учащихся решают на крыльях доски, затем ответы проверяются). Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?(Роль знаков).

Слайд 7. Учитель. «Знаки всякие нужны, знаки всякие важны!» Сейчас, ребята, мы делимся с вами на две команды. Мальчики будут в команде Деда Мороза, а девочки – Солнышка. Ваша задача, не вычисляя примеры, определить в каких из них получатся отрицательные ответы, а в каких - положительные и выписать в тетрадь буквы этих примеров. Мальчики соответственно – отрицательные, а девочки – положительные.

Молодцы! Чутьё на знаки у вас отличное. Это поможет вам разгадать следующее задание.

Работа с учебником. №1069. Учащиеся работают в тетрадях, трое учеников по очереди выполняют №1069(а, б, в) на доске, задание №1069(г) – двое учащихся на крыльях доски самостоятельно, затем проверяем их решение.

V. Подведение итогов.

Работа с учебником. Учащиеся устно отвечают на вопросы к пункту 33. Учитель объявляет отметки за работу в классе.

VI. Домашнее задание.

Пункт 33(выучить правило, отвечать на вопросы), №1081(а-к), 1085.

VII. Резерв.

№1078(д).