Цели:
- познакомить учащихся с правилом сложения чисел с разными знаками;
- повторить: определение модуля числа, определение противоположных чисел; правило сложения отрицательных чисел;
- развивать внимание, память, воображение, логическое мышление;
- воспитывать интерес к математике и окружающему миру.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, экран,
- учебник «Математика. 6 класс» авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.,
- дидактические материалы по математике для 6 класса авт. А.С. Чесноков, К.И. Нешков.
План урока:
- Организационный момент.
- Устный счет.
- Изучение нового материала.
- Закрепление.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
II. Устный счет.
(задание записано на доске)
1. Вычислить:
- -23 + (-18);
- -6,5 + (-0,5);
- -7 + (-7); и
- 7 + (-7); и .
- + .
2. Сравнить:
- и ;
- и ;
Учащиеся при устном ответе обязательно проговаривают правило, на которое они опираются.
III. Изучение нового материала.
Учитель. Ребята мы умеем с вами складывать «числа-друзья» - числа одного знака: либо положительные, либо отрицательные. Сегодня пришла пора научиться складывать «числа-соперники» - числа с разными знаками.
Слайд 1. Тема урока.Учащиеся записывают её в тетради.
Слайд 2. Учитель. Соперники обычно встречаются на соревнованиях. И мы сегодня побываем с вами на нескольких турнирах. Первое, что нас ждет – это финал конкурса по перетягиванию каната. Встречаются Иван Минусов под номером -7 и Петр Плюсов под номером +5. Как вы думаете, кто победит? Почему? Итак, победил Иван Минусов, он действительно оказался сильнее соперника, и смог перетащить его на свою отрицательную сторону ровно на два шага.
Слайд 3. А теперь побываем на других соревнованиях. Перед вами финал состязания по стрельбе. Лучшими в этом виде оказались Минус Тройкин с тремя воздушными шарами и Плюс Четвериков, имеющий в запасе четыре воздушных шарика. А здесь ребята, как вы думаете, кто станет победителем?
Слайд 4. Соревнования показали, что в них побеждает сильнейший. Так и при сложении чисел. -7 + 5 = -2 и -3 + 4 = +1. Ребята, как же складываются числа с разными знаками?
Учащиеся предлагают свои варианты.
Учитель формулирует правило, приводит примеры.
- -10 + 12 = +(12 – 10) = +2
- -4 + 3,6 = -(4 – 3,6) = -0,4
Учащиеся в процессе демонстрации могут комментировать решение, появляющееся на слайде.
IV. Закрепление.
Слайд 5. Учитель.Игра «Морской бой». К нашему побережью приближается вражеский корабль, его необходимо подбить и потопить. Для этого у нас есть пушка. Но чтобы попасть в цель необходимо произвести точные расчеты. Какие вы сейчас увидите. Готовы? Тогда вперед!
Учащиеся по очереди выходят к доске и вычисляют примеры, появляющиеся на слайде.
Работа с учебником.По окончании игры учитель предлагает ребятам открыть учебник, пункт 33, прочитать правило сложения чисел с разными знаками. Комментирует правило.
Класс выполняет задание из учебника №1066(и,л,н,п). Несколько учащихся, на оценку, решают индивидуальные задания (дидактические материалы по математике №227(д-з)).
Слайд 6. Учитель. А теперь ребята давайте проведем эксперимент. Но не химический, а математический! Возьмем числа 6 и 8, знаки плюс и минус и все хорошенько перемешаем. Получим четыре примера-опыта. Проделайте их у себя в тетради.
(двое учащихся решают на крыльях доски, затем ответы проверяются). Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?(Роль знаков).
Слайд 7. Учитель. «Знаки всякие нужны, знаки всякие важны!» Сейчас, ребята, мы делимся с вами на две команды. Мальчики будут в команде Деда Мороза, а девочки – Солнышка. Ваша задача, не вычисляя примеры, определить в каких из них получатся отрицательные ответы, а в каких - положительные и выписать в тетрадь буквы этих примеров. Мальчики соответственно – отрицательные, а девочки – положительные.
Молодцы! Чутьё на знаки у вас отличное. Это поможет вам разгадать следующее задание.
Работа с учебником. №1069. Учащиеся работают в тетрадях, трое учеников по очереди выполняют №1069(а, б, в) на доске, задание №1069(г) – двое учащихся на крыльях доски самостоятельно, затем проверяем их решение.
V. Подведение итогов.
Работа с учебником. Учащиеся устно отвечают на вопросы к пункту 33. Учитель объявляет отметки за работу в классе.
VI. Домашнее задание.
Пункт 33(выучить правило, отвечать на вопросы), №1081(а-к), 1085.
VII. Резерв.
№1078(д).