Тип урока: урок изучения нового материала.
Задачи:
- расширение знаний орфографических правил;
- развитие речи и логического мышления учащихся;
- воспитание любви и интереса к родному языку.
Цели:
- Познакомить учащихся с тремя случаями обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака.
- Формировать навыки грамотного письма с использованием данного орфографического правила и рассматриваемого на уроке этимологического словообразовательного элемента.
- Обеспечить устойчивую мотивационную среду, интерес к изучаемой теме.
- Создать условия для самостоятельной работы.
Оборудование: проектор, интерактивная доска (если имеются), таблица «Ь для обозначения мягкости согласных», карточки для учащихся с деловой игрой «Юный корректор».
План урока
I. Слово учителя
- Проснувшись сегодня утром, я сразу подумала о вас, ребята. Мне захотелось поскорее встретиться с вами. Я шла на урок с добротой, надеждой на взаимопонимание, теплом, а вокруг меня окружали разные звуки: шум ветра, гул машин... Помимо них я слышала и другие звуки – звуки речи.
II. Фронтальный опрос
- А раздел русского языка, который изучает звуки речи, называется … (фонетика)
- А на какие две группы делятся звуки в зависимости от того, что используется при их произношении: голос или шум? (гласные и согласные)
- С помощью чего мы обозначаем звуки на письме? (букв)
- Среди букв есть две очень интересные буквы, которые не имеют звуковой оболочки. Как вы думаете, о каких буквах я говорю? (Ъ и Ь)
- Одна из них – Ь – и будет хозяйкой сегодняшнего урока.
(Вывешивается или проектируется на доску эпиграф и читается)
Ь – хитрый знак:
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
III. Объяснение нового материала.
– Сегодня мы познакомимся с Ь как обозначением мягкости согласных.
а) Открываем тетради, записываем число, тему урока «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных»
- Сейчас мы определим 3 случая написания мягкого знака, заполнив для этого таблицу (таблица готовится до урока или проецируется на интерактивную доску)
Ь пишется для обозначения мягкости согласных | Ь не пишется в остальных случаях | ||
на конце слова (кроме шипящих) | в середине | ||
слова после л и после н перед ш | слова перед к, б, м, г | ||
- Случай первый.
- Богатырь, соль, словарь, пень. Что общего в этих словах? На каком месте находится мягкий знак?
- Правильно, на конце слова (по ходу заполняется таблица)
- Случай второй.
- А царевна молодая поднялася на крыльцо и взялася за кольцо. В какой части слова находится мягкий знак в этих словах? После какой буквы? (л)
- А в словах раньше, уменьшить? (после н перед ш в середине); (заполняется таблица)
- А 3 случай интересный. Давайте запишем предложение: Какая бумага? И подчеркнём в нём согласные буквы. Это и есть те согласные, перед которыми в середине слова пишется мягкий знак (заполняется таблица)
б) Теперь под диктовку запишите следующее четверостишие:
Мощный каменщик зимой
Нянчил дочку в час ночной:
- Спи, дочурочка, в тиши.
Мягкий знак здесь не пиши.
- Ребята, а как вы записали третью строку, какие знаки препинания поставили?
- А какая орфограмма скрывается в этом стихотворении? Подчёркиваем. Вывод.
- Молодцы, ребята! Мы заполнили таблицу правильно. А теперь давайте поработаем с этой таблицей.
IV. Предупредительный словарный диктант.
- Разбейте страницу на 4 колонки. Я диктую слова, а вы решайте, в какую колонку их записать. Весь диктант займёт 2-3 строки.
Итак, слова апельсин, просьба, лентяй, насквозь (комментируют, а остальные слова записывают сами), раньше, письмо, песня, портфель.
V. Словарная работа.
а)- Ребята, а как вы написали слово портфель? (Выписывает учитель)
Портфель – «порто» - носить (лат.)
«фель» - бумаги, листы (фр.)
- Запишите слово в словарики.
- А какие этимологически родственные слова вы вспоминаете с корнем «порто»? (Портмоне, портупея, транспорт, рапорт, паспорт, портфолио)
- Посмотрите, сколько слов можно написать правильно, зная единственный словообразовательный элемент!
- А кто запишет транскрипцию этого слова?
- Сколько звуков, а букв? Почему?
[партф`эл`] 7 звуков, 8 букв.
б) – А сейчас мы проведём конкурс! (Учащиеся делают записи в тетрадях)
- Кто быстрее всех составит словосочетание с этим словом?
- А простое предложение?
- А сложное?
- Молодцы!
VI. Рефлексия.
- А теперь мы примем участие в деловой игре «Юный корректор». Корректор – это человек, который редактирует написанное, исправляет ошибки. Поэтому он должен обладать орфографической зоркостью, быть аккуратным. Возьмите карточки, которые лежат у вас на партах, и ликвидируйте пробелы. Обозначьте орфограммы.
Вставьте, где необходимо, Ь или Ъ. Объясните правописание.
То, что заглядыват… в словар.. полезно, знают все – в словарях об…ясняют…ся и простые, и очен… мудрые слова. Заглянув в словар… «Юному книголюбу», ты вряд ли не досмотриш… его до конца: здесь поч…ти всякое об…яснение превращает…ся в любопытную историю. Будто читаеш… не словар…, а сказки, и у каждой сказки свой особый смысл, иногда загадоч…ный.
(Г. Митин)
(Пока учащиеся работают, учитель проверяет 2-3 тетради с предупредительным диктантом, затем проверяет работы сильных учеников, раньше всех справившихся с работой, выставляет оценки, и они начинают работать консультантами вместе с учителем и помогать слабым; выставляются оценки).
- Ребята, а кто прочтёт текст? (Читает ученик, затем учащиеся выборочно объясняют орфограмму).
- О чём этот текст? А как бы вы его озаглавили?
- Французский писатель А. Франс говорил: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга для книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него».
Но не будем забывать о красоте и благозвучии русского языка, которое отмечали многие поэты и писатели.
Однажды во Франции к сидевшему с друзьями Паустовскому подошёл официант и спросил, на каком языке они разговаривают.
– Какой-то необыкновенно красивый язык, – добавил он.
А вы знаете, ребята, что, оказывается, особенно приятны для слуха мягкие согласные. И хотя мягкий знак звука не имеет, его роль в русском языке значительна.
Давайте хором прочтём. (Читают эпиграф)
Ь – хитрый знак:
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
VII. Итоги.
- Когда же пишется мягкий знак для обозначения мягкости согласных, давайте ещё раз обратимся к нашей таблице.