В 2011 году в нашем детском саду № 2165 города Москвы открылись двери Центра игровой поддержки ребенка «Кнопочки». Дети, готовые «отпустить» маму впоследствии перешли в Группу кратковременного пребывания «Светлячки» (адаптационная). По окончании адаптации в режиме неполного дня, они переходят в ясельную группу детского сада. Таким образом, малыш привыкает к детскому саду, адаптируется к коллективу, режиму дня и правилам дошкольного учреждения, избегает резкой смены обстановки, которая, в большинстве случаев, травмирует неподготовленного ребенка.
Цель: комфортная адаптация детей в условиях дошкольного образовательного учреждения;
Задачи:
- Формирование активной позиции родителя к процессу адаптации детей.
- Создание условий для полноценного физического и психического развития детей раннего возраста.
- Организация психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.
- Эффективное использование ресурсов дошкольного образовательного учреждения с целью увеличения количества комфортных мест для детей.
- Доступность образования.
- Работа с педагогами по обучению эффективным методам и приемам в период адаптации детей.
Как же работает система преемственности в нашем дошкольном образовательном учреждении?
Первым детишек встречает Центр игровой поддержки ребенка «Кнопочки».
Девиз: «Мать должна быть рядом, чтобы ее можно было оставить» (Эрна Фурман).
Цель: создание условий для ранней социализации малыша.
Задачи:
- Показать актуальность совместного пребывания «мама-малыш» для адаптации ребенка к детскому саду.
- Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка.
- Обеспечить опыт посещения организованных занятий детьми с мамами для снятия родительской тревожности для поэтапного вхождения в жизнь в ДОУ, для знакомства со специалистами.
- Обучение родителей игре и общению со своими детьми.
Направления деятельности:
- Выступления на родительских собраниях, Днях открытых дверей.
- Индивидуальные консультации; групповые консультации; семинары; семинары – практикумы; беседы; создание индивидуального маршрута развития ребенка; анкетирование; интервью; информационная поддержка родителей онлайн; видеоуроки, полезная информация, размещенные на сайте ЦИПРа; организация фотоконкурсов, творческих выставок (поделки вместе с детьми) и т.д.
- Специально организованная деятельность детей и родителей в разных формах – дидактические и подвижные игры; игровые массажи (в том числе и с использованием вспомогательных материалов); пальчиковые и речевые игры; интерактивные, музыкальные, театрализованные представления; игры в физкультурном зале; занимательные игры в кабинете конструирования; игры с нетрадиционными материалами – песком, крупами, водой, соленым тестом и т.д.; индивидуальные занятия.
- Организация совместных праздников (День открытия ЦИПР, Праздник Осени, День Матери, Встреча Нового года, Масленица, 23 февраля, 8 марта, Выпускной из ЦИПР, совместные досуги с детьми из групп детского сада).
- Посещение малышами и мамами Группы кратковременного пребывания; знакомство с педагогом; организация совместных игр, досугов, прогулок и т.д.
Вторым этапом адаптации детей становится Группа кратковременного пребывания «Светлячки».
Девиз: «Добру откроются сердца».
Цель: помочь малышу привыкнуть к детскому саду, помочь адаптироваться к коллективу, режиму дня и правилам дошкольного учреждения; избежать резкой смены обстановки, которая в большинстве случаев травмирует неподготовленного ребенка.
Задачи:
- Получить опыт ранней социализации, научиться играть со сверстниками.
- Формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками.
- Подготовка детей к дальнейшему переходу в массовые 12-ти часовые группы.
Направления деятельности:
- Малочисленные группы (индивидуальный подход к каждому ребенку и их родителям), консультативная поддержка родителей педагогом – психологом.
- Развивающие занятия с детьми (по программе детского сада). Специально организованная деятельность детей в разных формах – дидактические и подвижные игры; игровые массажи (в том числе и с использованием вспомогательных материалов); пальчиковые и речевые игры; интерактивные, музыкальные, театрализованные представления; игры в физкультурном зале; занимательные игры в кабинете конструирования; игры с нетрадиционными материалами – песком, крупами, водой, соленым тестом и т.д.; индивидуальные занятия; посещение бассейна детьми.
- Занятия в сенсорной комнате, как помощь в адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
- Взаимодействие в разных видах деятельности (совместные праздники, досуги, занятия, игры, прогулки и т.д.) между детьми Группы кратковременного пребывания и педагогами ясельных групп для облегчения адаптационного периода.
- Продолжение сопровождения детей специалистами, знакомыми им с начала посещения ЦИПРа.
Следующим этапом адаптации является переход ребенка в ясельные группы детского сада.
Девиз: «Также как и река начинается с маленькой капли воды, так и большая, интересная, познавательная социальная жизнь ребенка начинается с ясельной группы в детском саду».
Цель: создать положительную эмоциональную среду общения между детьми и педагогами для облегчения адаптационного периода при переходе детей из Группы кратковременного пребывания в ясельные группы детского сада.
Задачи:
- Укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоциональной устойчивости с учетом индивидуальных возможностей и особенностей детей.
- Снятие эмоционального напряжения у детей.
Направления деятельности:
- Специально организованные адаптационные игры, занятия; создание альбомов «Моя семья»; работа педагога – психолога с детьми, воспитателя (организованные занятия, игры).
- Продолжение сопровождения детей специалистами, знакомыми им с начала посещения ЦИПРа и группы КП.
- Обмен опытом, создание копилки эффективных методов и приемов в период адаптации малышей.
- Взаимодействие в разных видах деятельности (совместные праздники, досуги, занятия, игры, прогулки и т.д.) между детьми ясельных групп и группы Кратковременного пребывания для облегчения адаптационного периода.
- Углубленная работа педагога – психолога в адаптационный период индивидуально, подгруппой в сенсорной комнате.
- Работа воспитателей, педагога – психолога, педагогов дошкольного учреждения с родителями: родительские собрания, консультирование, проведение семинаров, Дней открытых дверей и т.д.
Проведя анализ данных (адаптационные листы, отзывы родителей, мнение воспитателей), мы выявили, что преемственность в работе новых форм дошкольного образования и групп детского сада, позволяет плавно, безболезненно адаптировать детей к детскому саду.
Итоги адаптации детей от 2 до 3 лет к детскому саду (2011 – 2013 гг.):
Учебный год | Предмет анализа | Группа | Уровни адаптации | Динамика |
2010 – 2011 | Адаптация детей в ОУ | Первая младшая (от 2 до 3 лет) | 50% - легкая адаптация 41% - средний уровень адаптации 9% - критическая адаптация |
|
2011 – 2012 | Адаптация детей в ОУ после посещения ЦИПРа и ГКП (15 детей) | Первая младшая (от 2 до 3 лет) | 70% - легкая адаптация 27% - средний уровень адаптации 3% - критическая адаптация |
Легкая › на 20 % Средняя‹ на 14 % Критическая ‹ на 6 % |
2012 – 2013 | Адаптация детей в ОУ после посещения ЦИПРа и ГКП (32 ребенка) | Первая младшая (от 2 до 3 лет) | 78% - легкая адаптация 20% - средняя степень адаптация 2% - критическая адаптация |
Легкая › на 8 % Средняя‹ на 7 % Критическая ‹ на 1 % |
Результаты адаптации детей в сравнении с детьми, не посещающими ЦИПР и ГКП:
Учебный год | Группа | ПосещениеЦИПРа и ГКП | Качество знаний |
2012 – 2013 | Первая младшая группа (1 группа) | + | 78% - легкая адаптация 20% - средняя степень адаптация 2% - критическая адаптация |
2012 – 2013 | Первая младшая группа (7 группа) | _ | 50 % - легкая адаптация 38 % - средняя степень адаптации 11% - критическая адаптация |