Преемственность в работе новых форм дошкольного образования и групп детского сада

Разделы: Работа с дошкольниками


В 2011 году в нашем детском саду № 2165 города Москвы открылись двери Центра игровой поддержки ребенка «Кнопочки». Дети, готовые «отпустить» маму впоследствии перешли в Группу кратковременного пребывания «Светлячки» (адаптационная). По окончании адаптации в режиме неполного дня, они переходят в ясельную группу детского сада. Таким образом, малыш привыкает к детскому саду, адаптируется к коллективу, режиму дня и правилам дошкольного учреждения, избегает резкой смены обстановки, которая, в большинстве случаев, травмирует неподготовленного ребенка.

Цель: комфортная адаптация детей в условиях дошкольного образовательного учреждения;

Задачи:

  1. Формирование активной позиции родителя к процессу адаптации детей. 
  2. Создание условий для полноценного физического и психического развития детей раннего возраста.
  3. Организация психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.
  4. Эффективное использование ресурсов дошкольного образовательного учреждения с целью увеличения количества комфортных мест для детей.
  5. Доступность образования.
  6. Работа с педагогами по обучению эффективным методам и приемам в период адаптации детей.

Как же работает система преемственности в нашем дошкольном образовательном учреждении?

Первым детишек встречает Центр игровой поддержки ребенка «Кнопочки».

Девиз: «Мать должна быть рядом, чтобы ее можно было оставить» (Эрна Фурман).

Цель: создание условий для ранней социализации малыша.

Задачи:

  1. Показать актуальность совместного пребывания «мама-малыш» для адаптации ребенка к детскому саду.
  2. Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка.
  3. Обеспечить опыт посещения организованных занятий детьми с мамами для снятия родительской тревожности для поэтапного вхождения в жизнь в ДОУ, для знакомства со специалистами.
  4. Обучение родителей игре и общению со своими детьми.

Направления деятельности:

  1. Выступления на родительских собраниях, Днях открытых дверей.
  2. Индивидуальные консультации; групповые консультации; семинары; семинары – практикумы; беседы; создание индивидуального маршрута развития ребенка; анкетирование; интервью; информационная поддержка родителей онлайн; видеоуроки, полезная информация, размещенные на сайте ЦИПРа; организация фотоконкурсов, творческих выставок (поделки вместе с детьми) и т.д.
  3. Специально организованная деятельность детей и родителей в разных формах – дидактические и подвижные игры; игровые массажи (в том числе и с использованием вспомогательных материалов); пальчиковые и речевые игры; интерактивные, музыкальные, театрализованные представления; игры в физкультурном зале; занимательные игры в кабинете конструирования; игры с нетрадиционными материалами – песком, крупами, водой, соленым тестом и т.д.; индивидуальные занятия.
  4. Организация совместных праздников (День открытия ЦИПР, Праздник Осени, День Матери, Встреча Нового года, Масленица, 23 февраля, 8 марта, Выпускной из ЦИПР, совместные досуги с детьми из групп детского сада).
  5. Посещение малышами и мамами Группы кратковременного пребывания; знакомство с педагогом; организация совместных игр, досугов, прогулок и т.д.

Вторым этапом адаптации детей становится Группа кратковременного пребывания «Светлячки».


Девиз:
«Добру откроются сердца».

Цель: помочь малышу привыкнуть к детскому саду, помочь адаптироваться к коллективу, режиму дня и правилам дошкольного учреждения; избежать резкой смены обстановки, которая в большинстве случаев травмирует неподготовленного ребенка.

Задачи:

  1. Получить опыт ранней социализации, научиться играть со сверстниками.
  2. Формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками.
  3. Подготовка детей к дальнейшему переходу в массовые 12-ти часовые группы.

Направления деятельности:

  1. Малочисленные группы (индивидуальный подход к каждому ребенку и их родителям), консультативная поддержка родителей педагогом – психологом.
  2. Развивающие занятия с детьми (по программе детского сада). Специально организованная деятельность детей в разных формах – дидактические и подвижные игры; игровые массажи (в том числе и с использованием вспомогательных материалов); пальчиковые и речевые игры; интерактивные, музыкальные, театрализованные представления; игры в физкультурном зале; занимательные игры в кабинете конструирования; игры с нетрадиционными материалами – песком, крупами, водой, соленым тестом и т.д.; индивидуальные занятия; посещение бассейна детьми.
  3. Занятия в сенсорной комнате, как помощь в адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
  4. Взаимодействие в разных видах деятельности (совместные праздники, досуги, занятия, игры, прогулки и т.д.) между детьми Группы кратковременного пребывания и педагогами ясельных групп для облегчения адаптационного периода.
  5. Продолжение сопровождения детей специалистами, знакомыми им с начала посещения ЦИПРа.

Следующим этапом адаптации является переход ребенка в ясельные группы детского сада.

Девиз: «Также как и река начинается с маленькой капли воды, так и большая, интересная, познавательная социальная жизнь ребенка начинается с ясельной группы в детском саду».

Цель: создать положительную эмоциональную среду общения между детьми и педагогами для облегчения адаптационного периода при переходе детей из Группы кратковременного пребывания в ясельные группы детского сада.

Задачи:

  1. Укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоциональной устойчивости с учетом индивидуальных возможностей и особенностей детей.
  2. Снятие эмоционального напряжения у детей.

Направления деятельности:

  1. Специально организованные адаптационные игры, занятия; создание альбомов «Моя семья»; работа педагога – психолога с детьми, воспитателя (организованные занятия, игры).
  2. Продолжение сопровождения детей специалистами, знакомыми им с начала посещения ЦИПРа и группы КП.
  3. Обмен опытом, создание копилки эффективных методов и приемов в период адаптации малышей.
  4. Взаимодействие в разных видах деятельности (совместные праздники, досуги, занятия, игры, прогулки и т.д.) между детьми ясельных групп и группы Кратковременного пребывания для облегчения адаптационного периода.
  5. Углубленная работа педагога – психолога в адаптационный период индивидуально, подгруппой в сенсорной комнате.
  6. Работа воспитателей, педагога – психолога, педагогов дошкольного учреждения с родителями: родительские собрания, консультирование, проведение семинаров, Дней открытых дверей и т.д.

Проведя анализ данных (адаптационные листы, отзывы родителей, мнение воспитателей), мы выявили, что преемственность в работе новых форм дошкольного образования и групп детского сада, позволяет плавно, безболезненно адаптировать детей к детскому саду.

Итоги адаптации детей от 2 до 3 лет к детскому саду (2011 – 2013 гг.):

Учебный год Предмет анализа Группа Уровни адаптации Динамика
2010 – 2011   Адаптация детей в ОУ  Первая младшая (от 2 до 3 лет)  50% - легкая адаптация
41% - средний уровень адаптации

9% - критическая адаптация
  
2011 – 2012   Адаптация детей в ОУ после посещения ЦИПРа и ГКП (15 детей) Первая младшая (от 2 до 3 лет)  70% - легкая адаптация
27% - средний уровень адаптации

3% - критическая адаптация
 
Легкая › на 20 %
Средняя‹ на 14 %

Критическая ‹ на 6 %
 
2012 – 2013 Адаптация детей в ОУ после посещения ЦИПРа и ГКП (32 ребенка) Первая младшая (от 2 до 3 лет) 78% - легкая адаптация
20% - средняя степень адаптация

2% - критическая адаптация
Легкая › на 8 %
Средняя‹ на 7 %

Критическая ‹ на 1 %

Результаты адаптации детей в сравнении с детьми, не посещающими ЦИПР и ГКП:

Учебный год Группа ПосещениеЦИПРа и ГКП Качество знаний
 2012 – 2013   Первая младшая группа (1 группа)   +   78% - легкая адаптация
20% - средняя степень адаптация

2% - критическая адаптация
 
 2012 – 2013  Первая младшая группа (7 группа)  _  50 % - легкая адаптация
38 % - средняя степень адаптации

11% - критическая адаптация