Урок по технологии на тему "Мастерская Деда Мороза. Снеговик в технике квиллинг". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Объект труда: фигурки снеговика.

Цели:

  • научить детей изготовлять снеговика техникой кваллинга;
  • закрепить правила работы с бумагой, ножницами, клеем;
  • вспомнить правила рабочего человека;
  • способствовать развитию у учащихся мышления, творчества, самостоятельности, кругозора, фантазии;
  • воспитать у учащихся любовь к традиционным праздникам (Новому году);
  • воспитать аккуратность, трудолюбие, экономность.

Оборудование, инструменты и материалы:

  • образец снеговика; раздаточный материал;
  • ПК, медиапроектор, экран, презентация; звуковоспроизводящая аппаратура;
  • полоски для квиллинга, бумажные салфетки, клей, ножницы, кисточки для клея.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 2)

II. Эмоциональный настрой на работу. (Слайд 3)

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Урок труда – урок искусства,
Урок добра и доброты. А…

Добро творить – себя веселить

-Ребята, скажите, какой большой традиционный праздник к нам приближается?

-Любите ли вы встречать Новый год?

-Сегодня у нас необычный урок, а немного сказочный.

-Да иначе быть не может, ведь мы готовимся к чудесному празднику - Новому году и открываем "Мастерскую Деда Мороза".

- Вы превращаетесь в мастеров цеха, а я в вашего руководителя.

Природа тоже обновила свои наряды к празднику. Посмотрите, как хороша наша земля в снежном уборе (фотовыставка).    (Слайд 4)

-Что сегодня будете делать на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадку: (Слайд 5)

Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель ...
(Снеговик)

-Совершенно верно. Сегодня на уроке вы будете выполнять фигурку снеговика.

(Слайды 6-7) Пришла зима и преобразила мир своим морозным дыханием. Иногда все становится похожим на чудесную сказку: летит белый пушистый снежок, сверкает на солнце укрытая зимним одеялом спящая земля... И в каждом дворе, словно по мановению волшебной палочки, появляются укутанные в шарфы забавные снеговики. Эта веселая зимняя затея известна людям уже не одно столетие. Но далеко не многим известно, какой сверхъестественный смысл был у снеговика в прошлом…

- Немного истории нам поведают…

Первые снеговики изображались недобрыми свирепыми снежными монстрами впечатляющих размеров. (Слайд 8) Это не случайно, ведь в те давние времена безжалостные зимы с лютыми морозами и промозглыми вьюгами приносили немало хлопот. Скорее всего, именно тогда и появились поверья, согласно которым снеговики представляют реальную угрозу для людей. Думали, что опасно лепить их в периоды полнолуния: для человека непослушание может обернуться навязчивыми кошмарными сновидениями, ночными страхами, да и вообще всяческими неудачами. А в Норвегии существовало предание о том, что снеговиков опасно разглядывать поздним вечером из-за шторы. К тому же, дурным знаком считалось встретить снежную фигуру ночью: ее рекомендовалось обойти стороной.

Только в XIX веке снежные создания «подобрели» и вскоре стали незаменимым атрибутом Рождества и Нового года.

По старинной европейской притче, святой Франциск Ассизский считал создание снеговиков своеобразным методом борьбы с бесами. А по другой христианской легенде, снеговики – это ангелы. Ведь снег – это дар неба. А значит, снеговик – не кто иной, как ангел, который может передавать Богу просьбы людей. Для этого маленького снеговичка лепили из свежевыпавшего снега и тихонько шептали ему свое желание. Верили, что как только снежная фигурка растает, желание сразу будет доставлено на небеса и вскоре исполнится. (Слайд 9)

В Европе снеговиков всегда лепили рядом с домами, щедро украшали гирляндами и домашней утварью, укутывали в шарфы, а в руки вручали ветвистые метлы. В деталях их «одеяния» угадывается мистический характер. Например, нос в виде морковки прикрепляли, чтобы умилостивить духов, посылающих урожай и плодородие. Перевернутое ведро на голове символизировало достаток в доме (клик). В Румынии издавна известен обычай украшать снеговика «бусами» из головок чеснока. Считалось, что это способствует здоровью домочадцев и оберегает их от проказ темной силы.

(Слайд 10) На Руси же снеговиков лепили с древних языческих времен и почитали как духов зимы. К ним, как и к Морозу, относились с должным уважением и обращались с просьбами о помощи и уменьшении длительности лютых морозов. Кстати, снежные бабы и Снегурочка – это наше, русское достояние. Наши предки верили, что зимними природными явлениями (туманами, снегами, метелями) повелевают духи женского пола. Поэтому, чтобы показать им свое почтение, лепили снежных баб.

(Клик) Не зря существует выражение «зима-матушка», «мороз-батюшка». А месяц январь иногда даже так и называли – «снеговик». Для нашего народа снеговик – тоже один из любимых новогодних персонажей.

(Слайд 11) Сегодня в нашем цивилизованном мире создание снежных фигур остается не только любимым занятием детворы, но и общественно организованным праздником. По всему миру ставят рекорды по лепке самых высоких снеговиков. Самый высокий в Европе снеговик красуется на склонах горнолыжного курорта в Австрии, в городе Гальтюр: (клик) его высота достигла 16 метров 70 сантиметров. А рекорд по созданию самого высокого снеговика в мире был установлен в Соединенных Штатах Америки в 1999 году, его высота – 37 метров 20 сантиметров, а вес – 6 тысяч тонн снега.

Не отстаем в этом деле и мы! В Москве уже несколько лет подряд в усадьбе Деда Мороза в Кузьминском парке проводится ежегодный конкурс «Парад снеговиков» (клик). Пусть наши снежные фигуры ростом всего лишь с человека, зато их количество (несколько десятков) очень впечатляет!

- Вот и мы с вами сегодня будем участвовать в параде снеговиков.

- Посмотрите сколько разных снеговиков можно сделать. (Слайд 12)

- А выполнять наших снеговиков вы будете в уже известной вам технике «Квиллинг». (Слайд 13)

- Кто из вас помнит, что это за техника?

III. Анализ образца изделия. (Слайд 14)

-Рассмотрите внимательно образец изделия.

-Из какого материала оно сделано?

-Из скольких частей состоит изделие?

-Из скольких деталей?

-Как соединены детали? (подвижно, неподвижно)

-Какие инструменты и материалы нам понадобятся на уроке?

-Итак, мы определили, какими инструментами вы будете работать и, каким материалом пользоваться. А сейчас повторим правила рабочего человека и техники безопасности. (Слайд 15)

-Какие правила рабочего человека вы знаете?

  • 1) Работай дружно, аккуратно.
  • 2) Экономь материалы.
  • 3) Закончил работу - убери рабочее место.

Техника безопасности (Слайды 16-19)

Объяснение изготовления аппликации.

-А теперь внимание, мастера! Послушайте, как вы будите выполнять работу:

-Сначала берем бумажную салфетку. Сворачиваем ёё пополам, ещё пополам и ещё. У вас получилась вот такая полоса.

- Как вы думаете, какие дальнейшие действия вас ждут?

- Правильно, сейчас вы скрутите эту полосу. У вас получилась голова снеговика.

-Теперь возьмёте бумажное полотенце. И выполните те же действия, что и с салфеткой.

- Как вы думаете, почему вы взяли бумажное полотенце, а не салфетку?

- Правильно, вы будите делать туловище снеговика, а для этого вам необходим ком большего размера.

- После того, когда у вас будут уже два кома, вы их склеиваете между собой. И приклеиваете фигуру на подставку. А как вы думаете можно ещё укрепить снеговика?

- Теперь с помощью скручивания разноцветных полос, необходимо изготовить шапочку и нос снеговика. Шапочку украсим помпоном и украсим нашего снеговика шарфиком. Все детали закрепляем клеем.

-Глаза и рот можно нарисовать фломастером.

-Все понятно?

-Повторите ход выполнения аппликации.

Физминутка

IV. Самостоятельная работа. (Слайд 20)

-Ну, что ж, ребята, за работу! У вас умелые руки, зоркие глаза, чуткие уши, поэтому вы обязательно сделаете веселого, симпатичного снеговика. Помните - мастера - умельцы работают дружно, если надо помогают друг другу.

V. Подведение итогов.

(Слайд 21) - Вот и готов снеговик. Внимательно посмотрите на него. Встаньте дети, которым нравится своя работа.

-Все наши мастера-умельцы молодцы! Они работали дружно и старательно. А теперь выставим ваших снеговиков у красавицы елки. Давайте поаплодируем себе.

- Ребята, вы все, наверное, любите Новый год! А почему вы любите этот праздник?

Звучит новогодняя музыка, ребята приносят свои поделки для выставки на центральный стол. (Слайды 22-23)

- Давайте порадуем и наших гостей. Подарите им по весёлому снеговику.

Выставление оценок

- С наступающим всех праздником. (Клик)

Я не волшебница, только учусь.
Знаю основы чудес наизусть.
Хочешь, чтоб дружбой светились глаза?
Сам будь товарищем, другом всегда.
Хочешь, чтоб стало вокруг веселей?
Сам поделись улыбкой своей.
Хочешь красивых чудес, волшебства?
Больше читай и учись не на "два".
Я не волшебница, но в Новый год
Я наколдую и вам повезет!

Я вам желаю в году этом новом,
Чтобы вы были сильны и здоровы.
И никогда, никогда не болели,
Чтобы всегда с аппетитом вы ели,
Чтоб в школе всегда занимались успешно,
Слушались маму и папу, конечно.
Чтобы росли, набирались ума.
Ну а удача придет к вам сама.

- Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Уборка рабочего места (Слайд 24)

Приложение 1.