Урок окружающего мира "Лес и человек"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

– формирование у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;
– расширить и углубить знания учащихся о лесе и его обитателях;
– познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов;
– развивать наблюдательность, любознательность, речь, логическое мышление;
– учить анализировать изученный материал, умение сравнивать, делать выводы и обобщения;
– формировать у учащихся знания о нормах и правилах поведения в природе;
– развивать познавательный интерес учащихся;
– воспитывать любовь к Родине, к родной природе.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, презентация “Лес и человек”, рисунки зоны тайги, аудиозаписи песен, индивидуальные карточки, карта природных зон России, текст стихотворения на столах учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

Звучит песня “ Лесной марш” (сл. П. Синявского, муз. Ю. Чичкова).

– В какой зоне мы побывали на прошлом уроке? (Зоне лесов.)

– Тема нашего урока – “ Лес и человек” (Презентация. Слайд 1)

Основные вопросы, на которые мы ответим на уроке: роль леса в жизни человека и природы; роль человека в жизни леса.

2. Проверка домашнего задания.

– Дайте подробное описание зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились.

Индивидуальная работа.

1) Подпиши, каким деревьям принадлежат эти семена.

(Дуб, клен, липа, осина, береза.)

2) Соотнесите деревья и шишки.

(Сосна, ель, пихта ,кедровая сосна, лиственница.)

3) Напиши 2–3 цепи питания, сложившиеся в лесной зоне.

Растения – заяц беляк – рысь

Растения – мышь полевка – соболь

Кедр – белка – соболь

Кедр – белка – куница

Дуб – мышь – лиса

4) Соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают:

Пихта.
Береза.
Кедровая сосна.
Липа.
Ольха.
Сосна.
Лиственница.
Дуб.
Клен.

Тайга.

Смешанный лес.

 

Широколиственный лес.

Ответ: тайга – пихта, кедровая сосна, сосна, лиственница.

Смешанный лес – пихта, береза, ольха, сосна, лиственница.

Широколиственный лес – липа, дуб, клен.

– Дома вы рисовали рисунки к конкурсу: “ Как я представляю себе тайгу, смешанный и широколиственный лес”.

– Чей рисунок понравился больше и почему?

– Какой тип леса преобладает у нас в Туве? (Тайга.) Какие деревья растут в тайге? (Лиственница, кедр, сосна.) Какие животные обитают в нашей тайге? (Медведь, рысь, куница, росомаха, выдра, барсук, марал, лось, дикий северный олень, кабан, белка, бурундук, глухарь, рябчик, тетерев, кедровка.)

Проверка индивидуальных работ. Дополнительные вопросы:

Дополнительные вопросы:

1) Что общего у всех хвойных деревьев?
2) Назови 2–3 хищника.
3) Какое животное называют “великаном леса”.
4) Какая зона находится севернее зоны лесов?

5) Блицтурнир “Я знаю лес”. (Слайд 2)

– Какой лес мы называем тайгой? Хвойный.

– Назови дерево: “Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые”. (Сосна.)
– Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)
– Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)
– Какое дерево является символом России? (Береза.)
– Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)
– Плодами, какого дерева являются желуди? (Дуба.)
– Узнай животное по описанию: “Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах”? (Рысь.)

4. Работа над новой темой.

Послушайте стихотворение С ,Никулиной “Русский лес” (рассказывают дети).

Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить-то мне лесовичок
Средь зарослей колючих покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться и видно все до дна.
Течет вода-водица, вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.

Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А если и устану – присяду на пенек.

Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.

Жизнь, кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.

– О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (Между лесом и человеком.) Прочитайте еще раз.
– Чем является лес для человека? (Лес – это место отдыха человека, новые силы, энергия. (Cлайд-место отдыха.) (Слайд 3)
– Что использовали для изготовления этих лекарств? (Слайд 4) Что можно сказать о лесе? (Лес – источник лекарственных растений.)
– Прочитайте стихотворение и скажите, что еще ждет человека в лесу?
– Чем же полезен лес для человека? (Слайд 5)
– Для кого лес является домом? (Слайд 5) (Дом для растений, животных, грибов.)
– Посмотрите сколько значений у леса, но это не все. Прочитайте в учебнике статью на стр.106 и вы узнаете, какую еще роль играет лес для человека.
– Так чему лес является защитником? (Слайд 5) (Воздуху, водоему и почвам.)
– Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?
– Чем еще является лес для человека? (Слайд 5) (Источник древесины.)
– Посмотрите, какая таблица у нас получилась. Давайте прочитаем ее в учебнике на стр. 106.

5. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.

6. Продолжение изучения новой темы.

– А теперь давайте поговорим об экологической проблеме лес. Откройте печатные тетради на стр.35. О каких проблемах вы можете сказать?
– Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины? (Слайд 6)
– Прочитаем об этом в статье на стр. 107
– Что можно сделать, чтобы вырубать меньше деревьев?

Макулатура – это отслужившие свой срок изделия из бумаги и картона, бумажные отходы.

Звучит песня “Просьба” муз. Пахмутовой стих.Р.Рождественского.

– Какую экологическую проблемы раскрывает эта песня? (Браконьерство.)

– Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. Многие виды редких животных взяты под охрану и занесены в Красную книгу. (Слайд 7)

На слайде показаны редкие и исчезающие виды животных Тувы, занесенных в Красную книгу:
выдра,
куница,
бобр тувинский,
олень лесной северный,
филин,
таежный гуменник.

– Еще об одной проблеме леса прочитайте в статье на стр. 110 от слов “очень опасно”.

(Слайд 8) Рассмотрим фотографии лесных пожаров.

– Прочитайте правило “Как нужно разводить костер” на стр. 111
– В тетради на стр.35 №2 рассмотрите и скажите, какая еще проблема существует? (Слайд 9) (Свалки мусора в лесу.)
Большой вред наносят лесу свалки мусора. Они загрязняют почву, губительны для растений, На свалках погибают мелкие животные.
– Что нужно сделать, что бы мусора в лесах стало меньше?
– Какие экологические проблемы мы с вами выявили? (Слайд 10)

7. Подведение итогов.

– Какие правила поведения в лесу вы узнали на уроке?
– И если все люди будут выполнять эти правила, то наши леса будут красивыми чистыми в любое время года. (Слайд 11)

8. Закрепление.

– Написать синквейн на тему “Лес”.

9. Домашнее задание.

– Стр. 106–112 читать, в тетради стр. 36 № 4.

Подготовить сообщение “Заповедники России: заповедник Азас.”