Цель: создание атмосферы праздника, знакомство детей со школой.
Задачи: организовать праздничное начало учебной деятельности для первоклассников; задать необходимый эмоциональный настрой; пробудить интерес к школе; познакомить с одноклассниками; начать формирование классного коллектива.
К классному часу подготовить:
1. Схема расстановки парт. (Рисунок 1)
2. Режим дня. (Рисунок 2)
3. Цветок настроения. (Рисунок 3)
4. Книга-портфель “Дети, в школу собирайтесь”.
5. Цветные карандаши детям.
6. Кружочки-лепестки – 30 штук (по количеству учащихся в классе).
7. Ученики разучивают стихи.
После школьной линейки первоклассники входят в класс, рассаживаются за парты. (РИСУНОК № 1 “Схема расстановки парт” )
Ученик 1 :
Листьям – время опадать,
Птицам – время улетать,
Грибникам блуждать в тумане,
Ветру – в поле завывать,
Солнцу – стынуть,
Тучам – литься,
Нам с тобой – идти учиться.
Учитель:
– Дорогие ребята!
Сегодня у вас торжественный день, очень важный: вы пришли в школу учиться. Еще вчера вас называли детьми, малышами, а сегодняшнего дня о вас будут говорить: “Это ученик, школьник”. Школа станет для вас вторым домом, где вы научитесь грамоте, найдете много новых друзей.
У меня большие дети
Два Володи и два Пети,
Три Сережи, три Наташи,
Две Тамары и две Саши.
Есть и Миша, есть и Оля
Есть и Гриша, и Мариша
По две Маши, по две Гали,
По три Тани, по три Вали,
Даже есть мальчишка Влас.
В общем, полный первый класс.
Я – большой семьи родитель.
Догадались? Я – ……. (УЧИТЕЛЬ)
– Да, ребята, я – учитель. Меня зовут – _________________________.
Я передам вам, мои дорогие ученики, все свои знания, чтобы вы росли умными, добрыми, трудолюбивыми. Я поздравляю вас с 1-ым школьным днем!
Учитель:
– Со мной вы уже познакомились, Теперь вам нужно познакомиться друг с другом.
Знакомство детей.
– Давайте попробуем сделать это очень быстро. Я посчитаю “раз-два-три”, и вы громко скажете свое имя, а на сигнал “молчок” (палец на губах) – закроете рот ладошкой.
ИТОГ: – Знакомства не получилось, получился только шум.
– Всем вместе говорить не стоит: никто ничего не услышит.
– Говорить нужно – По-очереди!
– Но сразу 30 человек не запомнишь. Сначала познакомимся по группам.
– Для этого вам нужно в группе по очереди назвать свое имя. – Это значит, что кто-то начнет первым. Вам нужно не произнося ни одного слова, договориться, кто будет первым.
– Учитель показывает:
1.) “Я буду 1-ым”– бьет себя в грудь. Что я сейчас показала?
2.) “Он будет первым.” А сейчас что я показала?
– Сейчас я отвернусь, посчитаю до 5, а вы в группе, без слов! Договоритесь, кто будет первым! На счет – 5 в каждой группе должен встать один ребенок– тот, кто будет первым!
– 1, 2, 3, 4, 5!
– А теперь вы будете работать в группе – вы по очереди, начиная с первого, назовете свое имя. Один говорит, другие шепотом повторяют.
– А теперь – один ученик встает, а вся группа называет его имя. (Аплодисменты группе.)
Знакомство с правилами поведения.
– Кто из вас знает, как называется помещение, в котором мы сейчас находимся? (Класс.)
– А столы, за которыми вы сидите? (Парты.)
– А как теперь будут называть вас? (Ученики.)
Учитель:
А чтобы не было проблем,
Запомнить нужно это всем:
Как учиться, как играть,
У доски как отвечать.
Ученик 2:
Я тороплюсь,
Я в школу мчусь,
Ура ! Я школьник ! Я учусь!
И вот мой класс, мой 1 А !
Я буду в нем учиться!
Даю вам слово –
Из меня
Ученый может получиться !
Ученица 3:
Я на уроке первый раз.
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс –
Вставать или садиться ?
Мне говорят: “ Иди к доске !”
Я руку поднимаю.
И как держать мелок в руке
Совсем не понимаю.
Ученица 4:
Вставайте, дети, каждый раз,
Когда учитель входит в класс.
Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
Ученица 5:
Парта – это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
Знакомство с режимом для школьников.
– Кто из вас запомнил имя своего соседа?
– Я сразу вижу тех, кто уже стал учеником– они правильно подняли руку, чтобы ответить учителю.
– Кто знает, как школьник обращается к учителю, когда хочет ответить?
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними!
– А сейчас мы поговорим еще раз об одном отличии школьников от дошкольников.
– Кто из вас знает, что это такое?
Учитель показывает ленту “Режим дня”. (Рисунок 2)
– Да, это наш день, наше время. Какое время отмечено?
7.00 – подъем.
8.00 – начало уроков.
12.00 – окончание уроков.
Задание группам:
- Вспомнить не менее 3 дел, которые нужно обязательно сделать утром до школы.
- Выбрать того, кто будет отвечать от имени группы.
- Говорящий шепотом повторит группе те дела, которые все дети считают важными. Если группа считает, что говорящий готов к ответу, пусть встанет.
Ответы групп.
– А что обозначают на нашей ленте красные полоски? А белые?
(Уроки и перемены.)
– А теперь подумайте, какие важные дела вы сделаете после уроков? (– Повесить форму, – собрать портфель, – помочь кому-нибудь.)
Организация рабочего места.
Загадка из Книги-портфеля “Дети, в школу собирайтесь”.
“ Новый дом несу в руке. Двери дома на замке.1.
Там жильцы бумажные, все ужасно важные”. (Портфель.)
2. “ Я люблю прямоту. Я самая прямая.
Сделать ровную черту, всем я помогаю!” (Линейка.)
3. “Не похож на человечка, но имеет он сердечко.
И работе круглый год он сердечко отдает.
Пишет он, когда диктуют, он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком он раскрасит мне альбом.” (Карандаш.)
4. “То я в клетку, то в линейку. Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать. Что такое я?” (Тетрадь.)
5.“ Отгадай, что за вещица –
Острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она сеет, сеет семена.
Не на поле, не на грядке,
На листах твоей тетрадки”. (Ручка.)
6. “Деревянный ящик мой я в портфель кладу с собой.
Ящик этот очень мал. Я зовется он ….” (Пенал.)
7. “ Как ему работу дашь – зря трудился карандаш”. (Ластик.)
8. “ Говорит она беззвучно, Но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней!” (Книга.)
Ученица 6:
Я хочу учиться в школе,
Все сложила в ранец я,
Нету только Букваря.
Есть линейка, клей, тетрадь.
Чтобы буквы в ней писать.
Есть коробка пластилина,
И конструктор надо взять.
На уроках мы машины
Будем все изобретать.
Есть резинка – это ластик.
Есть оранжевый фломастер.
Есть набор бумаги разной:
Желтой, синей, ярко – красной.
Ручка, карандаш, пенал.
Ранец мой тяжелым стал !
Учитель: А теперь поиграем и посмотрим, как вы умеете собирать свой портфель.
Дети разбиваются на пять команд, каждой из них предстоит собрать портфель к школе. Каждый ученик имеет право положить одну вещь. У доски стоит пять портфелей, а на стульях лежат учебные принадлежности и игрушки.
Проверяются аккуратность и правильность выбора вещей, группу победителей награждают.
– Молодцы, ребята, все старались как можно бережней, аккуратней собрать портфель, а главное, правильно, внимательно отобрали нужные предметы.
Учитель:
В большой и светлой школе
Для вас открыта дверь.
Вы все пришли учиться,
Вы школьники теперь.
В детский садик вы ходили,
Было мало вам хлопот.
А теперь вы повзрослели
Стало все наоборот.
В нашем классе пол застелен,
Чистенькие стены.
это летом ваши папы
Все умело сделали.
Мамы окна все помыли,
Шторы здесь повесили,
Чтоб светло и чисто было,
Чтоб училось весело.
Учитель:
– А теперь мы с вами отправимся на экскурсию по нашей большой и красивой школе:
Здесь за партами сидим,1.
Пишем, слушаем, молчим.
Каждый день и каждый час
Мы учиться ходим в... (класс).
2. Здесь одежду оставляем,
Куртки, шапочки снимаем.
Получаем номерок –
И скорее на урок. (Гардероб.)
3. Перемена, класс пустой –
Вышли дети всей гурьбой.
Всюду радость, смех, задор,
Вышел класс наш в... (коридор).
4. Физкультура здесь у нас!
На уроке целый класс.
Кувыркались мы, скакали
Классом всем в... (спортивном зале).
5. Сюда я иду, чтобы чая попить
И чтобы пирожных сладких купить.
Салата отведаю здесь я и плова.
Здесь все есть, что хочешь ты. Это... (столовая).
6. Здесь мы кроссы пробегаем
И здоровье укрепляем,
Здесь играем мы в футбол.
Это школьный... (стадион).
7. Здесь учитель в перемену
Ищет классный наш журнал,
Здесь учитель непременно
Отдыхает, коль устал.
Входа школьникам тут нет,
Только лишь на педсовет. (Учительская.)
8. Здесь на сцене выступаем,
Праздники проходят в нем,
В КВНы здесь играем,
Песни разные поем. (Актовый зал.)
9. Медицинская сестра
На прививку нас вела.
Расспросила все про нас:
И фамилию, и класс.
Нам назад дороги нет –
Мы пришли в... (медкабинет).
– К вам пришли в гости ребята, которые тоже в прошлом году впервые сели за школьную парту, Послушайте, какие советы вам дают ребята –второклассники:
Ученик 7:
Твой учебник – не альбом.
Рисовать не надо в нем.
Ты читай, решай задачи,
Но учебник не испачкай.
Ученик 8:
Нужен весь учебный год
За учебником уход.
Чтобы чистым, неизмятым.
Он пришел к другим ребятам.
Ученик 9:
Сами вещи не растут. Сделать вещи нужен труд.
Карандаш, перо, тетрадь, парту, доску, стул, окно.
Книжку, сумку береги, не ломай, не мни, не рви.
– А теперь послушайте наказ от одиннадцатиклассников!
Ученица 10:
Вот пришел желанный час.
Ты зачислен в первый класс.
Ты, дружок, послушай нас,
Мы даем тебе наказ.
Ученик 11:
Утром рано просыпайся,
Хорошенько умывайся.
Чтобы в школе не зевать,
Носом парту не клевать.
Ученица 12:
Приучай себя к порядку,
Не играй с вещами в прятки,
Каждой книгой дорожи,
В чистоте портфель держи.
Ученик 13:
Одевайся аккуратно.
Чтоб смотреть было приятно,
На уроках не хихикай.
Стул туда – сюда не двигай.
Ученица 14:
Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся.
Зря не хмурься, будь смелей.
И найдешь себе друзей.
Ученик 15:
Всем о школе расскажи,
Честью школы дорожи.
Чтоб читать, писать, считать,
Чтоб получать отметку “ пять”!
Подведение итогов. Рефлексия.
Цветок настроения.
Дети раскрашивают лепесток цветка и прикрепляют его на доску, собирая большой цветок. Рисунок 3.
Используемая литература:
- Цукерман Г. А., Поливанова К.Н. “Введение в школьную жизнь”. – М., 1992.
- Кушнир Н.Я., Мажимук Н.М. “Введение в школьную жизнь”. – Минск, 1995.
- Гин СИ., Прокопенко И.Е. “Первые дни в школе”. – М., 2002.
- Загадки о школьных помещениях для детей. http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-o-shkolnyh-pomeschenijah-dlja-detei.html