Цели:
- познакомить с творчеством В. Драгунского;
- познакомить с рассказом «Друг детства»;
- формировать умение работы с текстом;
- развивать навыки правильного грамотного выразительного чтения, речи, мышления;
- развивать навыки работы со словарём;
- воспитывать доброту, чуткость, показать ценность и необходимость дружбы.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся сопереживать чувствам других людей;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, сравнивать поступки героев литературного произведения со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение;
- овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоят способы решения проблем творческого и поискового характера;
Оборудование:
- Учебник литературное чтение 3 класс
- Карточки для синквейна.
- Карточки с трафаретом цветка для рефлексии.
- Плакат «Лесная поляна»
- Словарь русского языка С. И. Ожегова / Под редакцией Н. Ю. Шведовой , М. «Русский язык, 1987 г.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
– Доброе утро, ребята! Мы проведём любимый урок
литературы. Надеюсь, все будут внимательными
слушателями и активными участниками.
Давайте начнём его с игры. Я прошу всех встать.
Повторяем движения и слова за мной:
Здесь собрались все друзья:
Я, ты, он, она.
Улыбнитесь тем, кто слева,
Улыбнитесь тем, кто справа.
Вместе мы одна семья.
II. Актуализация знаний
(Включаю отрывок из мультфильма «Кот Леопольд)
– Как вы думаете, почему я включила именно этот
отрывок в наш урок?
– Давайте спрогнозируем тему урока. (Сделаем
предположение о чём будет речь)
– Что значит слово «друг»?
– Посмотрите, я на урок принесла
толковый словарь С. Ожегова. Здесь собрано 57000
слов и дано толкование значения каждого слова.
Давайте обратимся к нему и посмотрим, что
обозначает слово «друг», «дружба»
«Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой»
«Дружба – близкие отношения, основанные на
взаимном доверии, привязанности, общности
интересов»
– Ребята, а кого можно назвать другом? Кто для
тебя является другом?
Ответы детей:
– Девочка или мальчик, с которыми можно
посекретничать;
– Мама, которая поможет в трудную минуту;
– Книга, которую ты читаешь и тебе с ней
интересно.
– Почему кот Леопольд говорит слова «Давайте
жить дружно»
III. Изучение нового материала
1. Изучение творчества В. Драгунского
– Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом
В. Драгунского «Друг детства», будем учиться
читать, говорить, выделять главное, общаться друг
с другом.
Виктор Драгунский написал много рассказов для
детей, своему сыну он посвятил 80 рассказов,
которые вошли в сборник «Денискины рассказы"
Посмотрите на выставку книг, я рекомендую вам
сходить в библиотеку и прочитать книги В.
Драгунского. Вы будете смеяться и огорчаться,
будете переживать вместе с героями, а это и есть
главное, для чего писатель создаёт книги.
2. Словарная работа
– При чтении данного рассказа нам встретятся незнакомые слова. Кто может их объяснить?
Утиль – старые вещи
Груша – …. Какое значение может иметь это
слово? (Фрукт, спортивный снаряд) Подобные
слова, которые имеют несколько лексических
значений, называются омонимами. Они украшают
нашу речь, делают её более выразительной.
Астроном – специалист по астрономии, науке
о небесных телах.
3. Чтение рассказа
4. Рефлексия чувств, вызванных рассказом
– Вам понравился рассказ? А теперь вспомним лето. Перед вами поляна, она без цветов. Я вам предлагаю, чтобы на цветочной поляне расцвели цветы ваших чувств, которые возникли после чтения рассказа. У вас есть цветы на столах, а на доске ключик, который поможет справиться с заданием.
1. ГРУСТИ – синий
2. РАДОСТИ – жёлтый
3. ОБИДЫ – красный
4. СТЫДА – белый
– Какое чувство у тебя выразил этот
рассказ? Синий цветочек, а почему у тебя возникло
это чувство?
– Какая красивая поляна чувств получилась у нас,
прямо хочется петь. Давайте отдохнём
IV. Физкультминутка
Мир похож на цветной луг
Если рядом с тобой друг
Друга взять не забудь в путь
Другом верным всегда будь.
V. Продолжение изучения нового материала
1. А теперь, ребята, поучимся работать с текстом.
– О чём мальчик попросил своего отца и почему?
2. Выборочное чтение
– Найдите в тексте и прочитайте: Что вспомнил мальчик, когда мама вместо боксёрской груши предложила мишку?
3. Исследовательская работа
– А теперь проведём исследование «Как детские
воспоминания повлияли на планы мальчика»
– Подчеркните глаголы, рассказывающие о том, как
относился Дениска к своей игрушке?
– В каком времени употреблены глаголы? Почему?
– Найдите предложение, передающее чувства
мальчика к мишке.
– Какие слова помогают нам понять его чувства?
Как вы думаете, почему мальчик никогда не станет
боксёром?
– Чему нас учит этот рассказ?
– Нужно быть самому верным другом: никогда не
предавать, не обманывать. Но всё, же в поисках, в
работе и в мечте, не забывайте вы о дружбе и добре.
4. Составление синквейна
– А теперь попробуем поработать в паре,
поучимся выражать главную мысль текста в
нескольких словах, составим синквейн
«Друг детства».
– Синквейн, стихотворение-миниатюра из 5 строк,
имеющее своеобразное строение.
- Первая строка— тема синквейна. 1 существительное в начальной форме.
- Вторая строка – характерные признаки предмета(2 прилагательных)
- Третья строка – характерные действия предмета(3 глагола)
- Четвертая строка— что думает автор ( фраза из четырёх слов )
- Пятая строка— 1 слово. Синоним слову данной темы
Примерный синквейн:
Друг
Плюшевый, забавный
Слушает, радует, утешает
Он в беде не бросит.
дружок
VI. Итог урока
– Трогательное отношение к игрушкам
– друзьям детства сохраняют не только писатели,
но и художники: Таня Гладкова в своей картине
«Друг детства», Эмилия Миллер передала
трогательное отношение девочки к своей кукле и
кошке, а как деревенская девочка крепко держит
свою тряпичную куклу.
– Чему вы научились на уроке?
VII. Домашнее задание
Посмотрите на компьютер, это ваше домашнее задание, такое же у вас на столах, выберите задание, которое вам больше всего нравится.
* – прочитать и пересказать рассказ Драгунского
** – найти рассказы о дружбе
*** – составить рассказ о своём друге и создать «синквейн»
VIII. Рефлексия
– Спасибо за урок. Я вам всем ставлю отлично и
дарю солнышко.
– Давайте закончим наш урок словами кота
Леопольда. «Давайте жить дружно!»