Урок литературного чтения "В.Драгунский «Друг детства»". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • познакомить с творчеством В. Драгунского;
  • познакомить с рассказом «Друг детства»;
  • формировать умение работы с текстом;
  • развивать навыки правильного грамотного выразительного чтения, речи, мышления;
  • развивать навыки работы со словарём;
  • воспитывать доброту, чуткость, показать ценность и необходимость дружбы.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся сопереживать чувствам других людей;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, сравнивать поступки героев литературного произведения со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение;
  • овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоят способы решения проблем творческого и поискового характера;

Оборудование:

  • Учебник литературное чтение 3 класс
  • Карточки для синквейна.
  • Карточки с трафаретом цветка для рефлексии.
  • Плакат «Лесная поляна»
  • Словарь русского языка С. И. Ожегова / Под редакцией Н. Ю. Шведовой , М. «Русский язык, 1987 г.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Доброе утро, ребята! Мы проведём любимый урок литературы. Надеюсь, все будут внимательными слушателями и активными участниками.
Давайте начнём его с игры. Я прошу всех встать. Повторяем движения и слова за мной:

Здесь собрались все друзья:
Я, ты, он, она.
Улыбнитесь тем, кто слева,
Улыбнитесь тем, кто справа.
Вместе мы одна семья.

II. Актуализация знаний

(Включаю отрывок из мультфильма «Кот Леопольд)

– Как вы думаете, почему я включила именно этот отрывок в наш урок?
– Давайте спрогнозируем тему урока. (Сделаем предположение о чём будет речь)
– Что значит слово «друг»?
Посмотрите, я на урок принесла толковый словарь С. Ожегова. Здесь собрано 57000 слов и дано толкование значения каждого слова. Давайте обратимся к нему и посмотрим, что обозначает слово «друг», «дружба»
«Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой»
«Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»
– Ребята, а кого можно назвать другом? Кто для тебя является другом?
Ответы детей:
– Девочка или мальчик, с которыми можно посекретничать;
– Мама, которая поможет в трудную минуту;
– Книга, которую ты читаешь и тебе с ней интересно.
– Почему кот Леопольд говорит слова «Давайте жить дружно»

III. Изучение нового материала

1. Изучение творчества В. Драгунского

– Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом В. Драгунского «Друг детства», будем учиться читать, говорить, выделять главное, общаться друг с другом.
Виктор Драгунский написал много рассказов для детей, своему сыну он посвятил 80 рассказов, которые вошли в сборник «Денискины рассказы" Посмотрите на выставку книг, я рекомендую вам сходить в библиотеку и прочитать книги В. Драгунского. Вы будете смеяться и огорчаться, будете переживать вместе с героями, а это и есть главное, для чего писатель создаёт книги.

2. Словарная работа

– При чтении данного рассказа нам встретятся незнакомые слова. Кто может их объяснить?

Утиль – старые вещи
Груша – …. Какое значение может иметь это слово? (Фрукт, спортивный снаряд) Подобные слова, которые имеют несколько лексических значений, называются омонимами. Они украшают нашу речь, делают её более выразительной.
Астроном – специалист по астрономии, науке о небесных телах.

3. Чтение рассказа

4. Рефлексия чувств, вызванных рассказом

– Вам понравился рассказ? А теперь вспомним лето. Перед вами поляна, она без цветов. Я вам предлагаю, чтобы на цветочной поляне расцвели цветы ваших чувств, которые возникли после чтения рассказа. У вас есть цветы на столах, а на доске ключик, который поможет справиться с заданием.

1. ГРУСТИ – синий
2. РАДОСТИ – жёлтый
3. ОБИДЫ – красный
4. СТЫДА – белый

Какое чувство у тебя выразил этот рассказ? Синий цветочек, а почему у тебя возникло это чувство?
– Какая красивая поляна чувств получилась у нас, прямо хочется петь. Давайте отдохнём

IV. Физкультминутка

Мир похож на цветной луг
Если рядом с тобой друг
Друга взять не забудь в путь
Другом верным всегда будь.

V. Продолжение изучения нового материала

1. А теперь, ребята, поучимся работать с текстом.

– О чём мальчик попросил своего отца и почему?

2. Выборочное чтение

– Найдите в тексте и прочитайте: Что вспомнил мальчик, когда мама вместо боксёрской груши предложила мишку?

3. Исследовательская работа

– А теперь проведём исследование «Как детские воспоминания повлияли на планы мальчика»
– Подчеркните глаголы, рассказывающие о том, как относился Дениска к своей игрушке?
– В каком времени употреблены глаголы? Почему?
– Найдите предложение, передающее чувства мальчика к мишке.
– Какие слова помогают нам понять его чувства? Как вы думаете, почему мальчик никогда не станет боксёром?
– Чему нас учит этот рассказ?
– Нужно быть самому верным другом: никогда не предавать, не обманывать. Но всё, же в поисках, в работе и в мечте, не забывайте вы о дружбе и добре.

4. Составление синквейна

– А теперь попробуем поработать в паре, поучимся выражать главную мысль текста в нескольких словах, составим синквейн «Друг детства».
– Синквейн, стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее своеобразное строение.

  • Первая строка— тема синквейна. 1 существительное в начальной форме.
  • Вторая строка – характерные признаки предмета(2 прилагательных)
  • Третья строка – характерные действия предмета(3 глагола)
  • Четвертая строка— что думает автор ( фраза из четырёх слов )
  • Пятая строка— 1 слово. Синоним слову данной темы

Примерный синквейн:

Друг
Плюшевый, забавный
Слушает, радует, утешает
Он в беде не бросит.
дружок

VI. Итог урока

Трогательное отношение к игрушкам – друзьям детства сохраняют не только писатели, но и художники: Таня Гладкова в своей картине «Друг детства», Эмилия Миллер передала трогательное отношение девочки к своей кукле и кошке, а как деревенская девочка крепко держит свою тряпичную куклу.
– Чему вы научились на уроке?

VII. Домашнее задание

Посмотрите на компьютер, это ваше домашнее задание, такое же у вас на столах, выберите задание, которое вам больше всего нравится.

* – прочитать и пересказать рассказ Драгунского
** – найти рассказы о дружбе
*** – составить рассказ о своём друге и создать «синквейн»

VIII. Рефлексия

– Спасибо за урок. Я вам всем ставлю отлично и дарю солнышко.
– Давайте закончим наш урок словами кота Леопольда. «Давайте жить дружно!»