Цель мероприятия: показать привлекательность данного предмета и направить деятельность учащихся на сознательное изучение химии в дальнейшем.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках химии;
- отрабатывать умения наблюдать, анализировать, проводить химический эксперимент, соблюдать технику безопасности.
Развивающие задачи:
- развитие памяти, внимания;
- развитие образного мышления;
- развитие творческого воображения;
- развитие восприятия;
- повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные задачи:
- воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
- самореализация личности подростка через внеклассную деятельность.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, таблица Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
- Оборудование и реактивы для опыта “Письмо Букли”: спиртовой раствор фенолфталеина, концентрированный раствор карбоната натрия Na2CO3, лист ватмана, пульверизатор.
- Оборудование и реактивы для опыта “Кровавая рана”: нож, раствор роданида аммония((NH4)CNS), раствор хлорида железа (III) FeCl3, вата.
- Оборудование и реактивы для опыта “Карта Химгвордса”: раствор конц. серной кислоты, лист ватмана, спички, сухое горючее.
- Оборудование и реактивы для опыта “Вулкан”: дихромат аммония((NH4)2Cr2O7), спички, предметный столик.
- Оборудование и реактивы для опыта “Змей Василиск”: таблетка глюконата кальция, спички, держатель, сухое горючее.
- Оборудование и реактивы для “Задание СеверусаСнегга”: поднос, фарфоровая чаша, шпатель, колба, штатив, химический стакан, пипетка, воронка, спиртовка.
- Оборудование и реактивы для “Философский камень”: кристаллизатор, вода, кусок натрия, фенолфталеин.
Ход мероприятия
На сцене появляются профессор Дамбалдор, Макгонагал, а также Гарри, Рон и Гермиона.
Дамбалдор: Здравствуйте уважаемые гости, члены жюри и, конечно же, вы – первокурсники. Я рад приветствовать вас в Химгвордсе – школе волшебства и чародейства.Различия в наших традициях и наших языках несущественны, если у нас общие цели, а наши сердца открыты навстречу друг другу. В стенах нашей школы вы познаете ранее неведомое, научитесь собственными руками творить волшебство и готовить заклинания (слайд 2).
Макгонагал: Вскоре мы приступим к торжественному празднику в ознаменование начала нового учебного года и посвящения наших первокурсников в волшебники. Каждая ваша победа здесь, в Химгвортсе, будет приносить очки вашему факультету; за каждую провинность очки будут вычитаться. По итогам факультет, набравший наибольшее количество очков, удостаивается высокой чести – кубка школы. Я надеюсь, что все вы дадите вашим факультетам основание вами гордиться. Я буду направлять вас на истинный путь, а Гарри, Гермиона и Рон – ваши наставники и помощники в этом нелегком пути. Итак, с вашего позволения я открываю праздничный вечер (слайд 3).
На сцене появились Гарри, Гермиона и Рон.
Гермиона: Гарри, я слышала вчера в холе школы разговор профессоров, и они обеспокоены. Говорят, что ТЕМНЫЙ ЛОРД вновь объявился.
Рон: Но как? Разве он не умер много лет назад.
Гермиона: Да, но теперь его дух парит по школе, мечтая вновь возродиться. Поэтому профессоры взволнованы. Они знают, что ТОТ, ЧЬЕ ИМЯ НЕЛЬЗЯ НАЗЫВАТЬ ищет что-то, что поможет ему обрести кровь и плоть.
Гарри: Мы должны помешать ему.
Рон: Да, Гарри, ты прав, но как мы это сделаем? Ведь неизвестно, что конкретно надо искать.
Гермиона: Я слышала, что распределительная шляпа знает многое. Давайте у нее выясним.
Рон: Но она общается только с первокурсниками.
Гарри: Ребята, помогите нам. Выясните у шляпы, что ищет ТАЙНЫЙ ЛОРД.
На сцене появляется ученица в шляпе, которая, прочитав стихотворение, раздает задание командам.(слайд 4, 5)
Но по виду не судите,
Шляпы нет умней меня
Хоть полмира обойдите.
Круглобоки котелки,
А цилиндры высоки,
Зато мне при сортировке
Нету равных по сноровке.
Для меня нет в мире тайны,
Ничего не утаить,
Как наденешь - так узнаешь,
Где тебя должны учить.Может, в "Гриффиндор" дорога,
По ней храбрые идут,
Им и доблесть, и отвага
В веках славу создают,
Или, может, в "Слизерине",
Вы отыщете друзей,
Они хитростью поныне
К цели движутся своей.
Так наденьте меня и не бойтесь!
Вы в надежных руках, успокойтесь,
(Хотя рук-то и нет у меня),
Зато думать умею я!
Вам необходимо вытащить задание и разгадать его. Для отгадки поможет ПСХЭ Д.И. Менделеева.Ответ: “ОН ИЩЕТ ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ”
Гарри: Ну что вам удалось узнать, что хочет заполучить ТЕМНЫЙ ЛОРД?
Гермиона: Гарри, ребята отгадали, что ЛОРДУ нужен философский камень.
Гарри: И единственный выход ему помешать – первыми его найти.
Рон: Смотри, Гарри, Букля нам что-то принесла. Только здесь нет ни слов, ни меток, как же мы его прочтем (слайд 7)?
Гермиона: Мне нужно волшебное зелье, которое может проявлять текст. Но, чтобы его приготовить, необходимо отвлечь Снегга.
На сцене появляется профессор Снегг, а Гарри, Гермиона и Рон удаляются.
Снегг: А, это вы тут, бездельники. Не видели Поттера с дружками, они сегодня не соизволили посетить мое занятие. Ну что ж, тогда вам придется за них отдуваться. Я постараюсь научить вас, как околдовать разум и обмануть чувства. Я расскажу вам, как разлить по бутылкам известность, как заваривать славу и даже как закупорить смерть. Но все это только при условии, что вы хоть чем-то отличаетесь от того стада болванов, которое обычно приходит на мои уроки.
2-е задание: на столах лежат стихотворение с пропущенными столами и подносы с химическим оборудованием.Командам необходимо заполнить пропуски, вписав нужное химическое оборудование (слайд 8,9).
I лоток: фарфоровая чашка, воронка, шпатель, спиртовка.
Я – ...(Фарфоровая чашка),
Из меня, увы, не пьют,
Для еды не варят кашу,
Во мне опыты ведут.Из стакана струйкой звонкой:
Жидкость будем наливать.
Если лить через ...(Воронку),
Можно будет фильтровать.Я – ...(Шпатель), наблюдаю строго,
Чтоб веществ не брали много.
Довольно горстку зачерпнуть,
Потом водицей сполоснуть.Фитилек мой зажигай
И что хочешь нагревай.Спирт во мне сгорает ловко,
А зовут меня ...(Спиртовка).
II лоток: химический стакан, колба, пипетка, штатив.
Чтобы опыт был красивым,
Нам поможет великан:
Из стекла, для реактивов,
Сам ...(Химический Стакан).Химик знает об одном:
Что есть ...(Колба) с круглым дном,
Также есть и непреклонная –
...(Колба), только плоскодонная.Химик капает раствор
Аккуратно, очень метко.
А помощница ему –
Я – стеклянная... (Пипетка).Химикам известно многим:
Целым будет реактив
В их пробирке, ведь, как ноги,
У пробирок есть ... (Штатив).
Подведение итогов 2 конкурса.
Снегг: Ну что я могу сказать, - ваши родители не зря отдали вас учиться. И еще – увидите Поттера – передайте, я жду его в кабинете.
На сцене появляются Рон и Гарри.
Рон: Похоже, ушел.
Гарри: Надеюсь, Гермиона успела сварить зелье.
Гермиона: Да вот оно. ПРОЯВЛЯНТУС!!!(Опыт проявления: на листе ватмана рисуем конц. раствором фенолфталеина и высушиваем. Для проявления таких “фотографий” бумагу сбрызнем из пульверизатор, который содержит слабый раствор щелочи).
Гарри: Итак, послание говорит, что мы должны искать подсказку на поле для Квиддича.
Рон: Я ничего не понимаю?
Гермиона: А что тут непонятного, через несколько минут начнется чемпионат между первокурсниками. Поймавшие снитч и дадут нам подсказку (слайд 10).
Гарри: Вперед, ребята! Мы в вас верим.
3 конкурс “Поймай Снитч”. Командам раздаются листы с таблицами. Необходимо заполнить пропуски ( слайд 11, 12). Конкурс со зрителями, опыт “Кровавая рана”.
Рон: Ребята, ребята!!! Да у нас тут раненый.
Гермиона: Спокойно. Операция без боли, правда, будет много крови.
Кто хочет быть пациентом? Можем отрезать руку или ногу. Кто не боится? Нужен больной для лечения.
Гермиона: При любой операции нужна стерилизация. Рон, подай йод.
Рон: Вот, прошу, господин доктор.
Гермиона: Йодом смажем мы обильно, чтобы все было стерильно. Не вертитесь, пациент, нож, подайте, ассистент.
Рон: Посмотрите: прямо струйкой, кровь течет, а не вода.
Гермиона: Но сейчас я вытру руку – от пореза нет следа!В руку больного вкладывают СНИТЧ. Подведение итогов 3 конкурса
Гарри: Снитч дал нам новую подсказку для поиска камня.
Гермиона:. Ну и что там?
Рон: Ничего не пойму? Какие- то крестики, какие-то нолики?
Гермиона: О боже, Рон, да тут все просто. Нашим ребятам необходимо сыграть в эту партию и получить заветный ключ к тайной комнате. Я слышала, что именно в ней может храниться камень.
Раздается 4 задание на круглых листках со снитчем.(слайд 13)
А пока оно выполняется, происходит игра со зрителями.
Гермиона: А пока ребята выполняют задание, гости могут помочь заработать командам по 1 дополнительному баллу от каждого ответа. Любите ли вы ребусы? Тогда попробуйте отгадать ребусы самого Дамболдора (слайд 14).
Рон: А я научился приручать настоящий вулкан! Хотите, прямо здесь он вспыхнет по мановению волшебной палочки (Опыт вулкан на столе). Подведение итогов 4 конкурса.
Гарри: Спасибо, ребята. Этим ключом мы и откроем тайную комнату и найдем заветный камень.
Гермиона: Гарри, но ведь ты не знаешь, где она находится?
Гарри: А, вы, видимо забыли, что у Рона есть волшебная карта, способная показывать местоположения всех тайных и секретных мест нашей школы. Опыт “Карта Химгвордса” - пишем на бумаге серной кислотой, затем нагреваем ее над пламенем – проявляется надпись: “Ищи здесь и крест”.
Гермиона: Смотрите, карта показала, что комната здесь.
Рон: Гарри, но послушай, говорят, что там живет страшное чудовище – змей Василиск, способный одним взглядом убить человека (слайд 15).
Гермиона: Нам нужна помощь. Ребята, помогите Гарри открыть тайную комнату и победить змея, выполнив финальное задание (Проводит опыт разложения глюконата кальция или песок пропитываем спиртом, засыпаем смесь соды и сахарной пудры и поджигаем). (Голос змееуста из кино).
5 задание – “Финальное задание” (слайд 16, 17).
Показывает камень завернутый в фильтровальную бумагу.Далее зловещая музыка и голос ЛОРДА ВОЛАНД ДЕ МОРТА (слайд 18).
Гарри: Нет, тебе не получить камень. Он достается лишь людям с чистым и честным сердцем, а твое такое же черное как мантия.
Бросает камень в воду (натрий бежит по воде и растворяется). Опыт “Философский камень”. На сцену выходят все: Дамбалдор, Макгонагал.
Макгонагал: Что тут у вас случилось?
Рон: Гарри победил ТЕМНОГО ЛОРДА. Правда, для этого пришлось пожертвовать философским камнем.
Дамболдор: Не переживайте, философский камень невозможно уничтожить.камень – это не просто материя – это знания, к которым вы стремитесь, ежедневно посещая школу.
Макгонагал: Ну, а теперь – время подвести итоги нашего волшебного вечера, полного тайн и загадок, с которыми первокурсники отлично справились. За самую блестящую партию в крестики-нолики, которую Химгвардсу довелось видеть за много лет, я награждаю ... факультет ... очками. За бесстрашное применение холодной логики меж двумя огнями, я награждаю ... факультет ... очками. За неизменное присутствие духа и исключительную храбрость, я награждаю ... факультет ... очками.
Подведение итогов.
Литература.
- Галичкина О.В. Занимательная химия на уроках 8 – 11 классах /сост. О.В. Галичкина О.В. – Волгоград: Учитель, 2005 – 119с.
- Злотников Э. Г., Махова Л. В. И др. Урок окончен – занятия продолжаются.- М.: Просвещение, 1992.
- Дж. К. Роулинг. Гарри Поттер и философский камень. – перевод: И. Оранский – Росмен, 2000.
- Дж. Роулинг. Гарри Поттер и кубок огня. –перевод: И.Оранский – Росмен, 2000.
- Предметная неделя химии в школе/ Э.Б. Дмитриенко [и др.]; под общ. ред. К.Н. Задорожного. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 251 с.
- http://media.tumblr.com/tumblr_l4qq35BcTo1qbsw4y.jpg
- http://savepic.ru/1068997.jpg
- http://images1.wikia.nocookie.net/__cb20070904090938/harrypotter/images/0/03/Sorting_Hat.jpg
- http://www.mundopotter.com/correolechuza_archivos/hpstamp.jpg
- http://img87.imageshack.us/img87/5948/terraindequidditchbz5.png
- http://www.wallon.ru/_ph/27/2/664308388.jpg
- http://harrypotterclub.ru/images/15622.jpg
- http://www.igraza.ru/page-1-1-45.html
- http://sera-xumuk.ucoz.ru/publ/rebusy/rebusy/rebusy_po_khimii/55-1-0-515